4 апреля 2017 The Telegraph
Европейский Центральный Банк объявил о победе над дефляцией, и теперь он расчистил себе путь для отмены отрицательных процентных ставок и для завершения программы покупок облигаций после нескольких лет серьезного недомогания европейской экономики.
Троекратно усиленный импульс от программы QE, дешевого евро и окончания программ жесткой экономии оказал мощное воздействие на европейскую экономику, которая наконец-то выбралась из ловушки низкого экономического роста, или “потерянного десятилетия”, как предпочитают называть произошедшее некоторые экономисты.
Новые цифры экономической статистики рисуют картину усиливающегося роста по всему региону, при этом уровень безработицы снизился до 9,5%. Эта цифра является самой низкой за все последние 8 лет, хотя у англо-саксонских и скандинавских стран текущие уровни безработицы вдвое ниже. Количество безработных в Еврозоне сократилось на 1,24 млн. человек только в прошлом году.
“После финансового кризиса у нас несколько раз появлялись серьезные беспокойства касательно рисков дефляции в зоне евро, но теперь мы можем сказать, что эти риски исчезли,” сказал Главный экономист ЕЦБ Питер Прает.
Такой комментарий очень показателен, поскольку Мистер Прает уже долгое время считается главным голубем в Совете управляющих ЕЦБ. Аналитики Citigroup заявляют, что ястребы из Франкфурта набирают силу в своей борьбе против политики количественного смягчения (QE), что повышает шансы услышать заявления о предстоящем ужесточении монетарной политики на следующих двух встречах регулятора.
Мистер Прает сказал, что совместные стимулы, предпринятые странами G20 в ответ на валютную панику в Китае, предотвратили глобальный разворот вниз, и теперь мы находимся в условиях полноценного экономического восстановления. “Эта скоординированная реакция оказалась очень эффективной,” сказал он испанской газете Expansion.
Однако, до сих пор не ясно, входит ли Еврозона в повышательную спираль роста, драйвером которого выступят растущие инвестиции, или текущее циклическое восстановление закончится тут же, после отмены стимулов.
По мере усиление рефляционного тренда и тренда восстановления, растут и новые риски для экономики Еврозоны, поскольку никто толком не знает, что случится с Италией, Португалией и другими перегруженными долгами государствами Европы, когда ЕЦБ перестанет скупать их суверенные облигации.
С апреля ЕЦБ сократил свой ежемесячный объем скупки облигаций с €80 млрд. до €60 млрд., и этот ход расценивается инвесторами, как ужесточение политики. Дэвид Оуэн из Jefferies заявил, что ЕЦБ уже сократил покупку итальянского долга на $160 млн. в день.
Рынки обеспокоены тем, что Совет управляющих банка может еще более форсировать свои планы по монетарному ужесточению в любое из предстоящих заседаний.
Афанасиос Вамвакидис из Bank of America заявил, что ЕЦБ вынужден будет действовать по мере усиления рефляционного тренда, и это лишит защитного щита самые слабые государства Европы.
“Поддержка ЕЦБ не может длиться долго, и большое количество индикаторов предупреждает нас об уязвимости европейской периферии в следующие годы после QE. Вопрос лишь во времени, когда рынки вновь начнут ставить под сомнение устойчивость Еврозоны,” сказал он.
Напряжение уже очевидно на аукционах по размещению бондов. Спред между доходностями десятилетних итальянских облигаций и немецких бундов удвоился до 203 базисных пунктов с начала прошлого года, и это увеличение спреда — предвестник кризисных событий, которые вновь могут вернуться на рынки.
В отчете Mediobanca сказано, что ЕЦБ покрыл весь дефицит итальянского бюджета в прошлом году и профинансировал ролловер существующих облигаций. “Ужесточение политики ЕЦБ оставит Италию без ключевого покупателя ее суверенного долга. Дебаты относительно одностороннего выхода страны из Еврозоны и возврата к лире, вероятно, опять наберут обороты,” написано в отчете.
Bank of America написал, что отношения долга к ВВП в Италии, Испании, Португалии, Кипре и Греции выше, чем они были в момент разворачивания долгового кризиса в Европе в 2012 году. Их национальные центральные банки теперь задолжали ЕЦБ большие суммы через систему расчетов Target2, чем в худшие моменты упомянутого кризиса. “Наши экономисты особенно тревожатся по поводу Италии,” заявил банк.
Bank of America утверждает, что между Германией и странами южной Европы по-прежнему сохраняется огромная пропасть в конкурентоспособности. Периферия сокращала этот разрыв за свет внутренней девальвации, но эти достижения сошли на нет, начиная с 2015 года. Кроме того, немецкий внутренний курс валюты остается на 15% ниже, чем в оставшейся части Европы, тем не менее, немцы отказываются предпринимать серьезные шаги, что сократить этот разрыв с помощью стимулирования внутреннего спроса.
И как всегда, главная проблема ЕС заключается в незаконченности структуры Европейского монетарного союза. ЕС до сих пор не сумел выстроить единый фискальный союз, перейти на евробонды, а также не смог выработать принципы контр -циклического трансфертного финансирования между странами.
Группа ведущих экономистов из Института Жака Делора в своем прошлогоднем отчете предупредила, что государствам монетарного союза нужно согласится на наднациональную систему управления долгом, что абсолютно неприемлемо для стран кредиторов, в числе которых Германия, Финляндия, Голландия и Австрия.
“В какой-то момент в будущем в Европе случится новый экономический кризис. Мы не знаем, случится ли он через 6 недель, 6 месяцев или 6 лет. Но с учетом текущего расклада, маловероятно, что евро переживет этот приближающийся кризис,” заявили они.
Рынки сфокусировались на рисках рефляции и монетарном ужесточении со стороны ЕЦБ, как будто бы экономическое восстановление – это непреложный факт. И здесь возможно очень большое разочарование, если глобальный экономический рост все же окажется ниже, чем предполагалось – о чем предупреждают некоторые экономисты. Базовая инфляция в Еврозоне снизилась с 0,9% до 0,7% в марте, то есть до более низких значений, чем год назад.
“ЕЦБ может говорить об экономическом восстановлении, но они знают, что у них есть серьезные проблемы,” сказал Мистер Оуэн из Jefferies. “Они не в силах ускорить базовую инфляцию самостоятельно, и им нужна помощь со стороны бюджетной политики. И что же случится, когда придет время для следующего экономического спада?” сказал он.
Банк Японии на собственном опыте выучил урок, что дефляцию очень сложно победить, как только она становится частью системы. Каждый раз, когда японский регулятор пытался ужесточать свою политику, ему вскоре приходилось отступать назад. Япония теперь проводит девятую и самую масштабную итерацию QE.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу