6 апреля 2017 Архив
Если вы предпочитаете фейковые новости, фейковую статистику и фейковый нарратив об улучшающейся экономике и о рынке акций на его пути к отметке 30 000, то вам не следует читать эту статью, основанную на проверенных фактах. Уровень глупости, поглотившей эту страну, достиг эпических пропорций, пока фейковые новости мейнстрим-медиа несут чушь о России и историях заговора, связанных с ней. При этом эти мейнстрим-медиа прекрасно знают, что как минимум 50% непривыкшей думать публики верит во все то, что ей скажут по ящику.
Колоссальная глупость в ее самом ярком проявлении достигает уровня идиотизма, когда дело касается рынка акций. Машина по обиранию граждан известная, как Уолл Стрит, вошла в режим гипер-драйва с тех пор, как фьючерсы на акции упали на 700 пунктов в ночь выборов. Уже тогда экстремально переоцененный рынок, о чем говорили все исторически проверенные метрики валюации, к настоящему времени вырос еще на 4000 пунктов от тех низов – то есть больше, чем на 20% — достигнув рекордных вершин. Несмотря на десятки предупредительных сигналов и опыт последних пятнадцати лет, в течение которых случились два масштабных рыночных краха, подобные леммингам инвесторы уверены в том, что их будущее будет абсолютно безоблачным.
Текущий бычий рынок – второй по продолжительности за всю историю, и ему стукнуло 8 лет. В марте 2009 года S&P 500 достиг низов на знаковой отметке 666 пунктов. По странному стечению обстоятельств в этот же день Бернанке и Гейтнер сумели заставить Совет по стандартам финансового учета (FASB) отменить правило, обязывающее банки учитывать активы на балансе по их рыночной стоимости. Удивительно, когда банки Уолл Стрит и агентства Fannie и Freddie получили возможность учитывать свои токсичные активы так, как им вздумается, их прибыли подскочили вертикально вверх. Теперь рынки акций торгуются на 240% выше тех уровней.
И сейчас мы имеем второй по продолжительности бычий рынок акций за всю историю, а валюация этого рынка, измеряемая коэффициентом P/E Шиллера или любым другим доказавшим свою точность методом, выше, чем в 1929 и 2007 годах. Тем не менее, Уолл Стрит и его медиа продолжают упрямо твердить, что этому рынку предстоят годы роста и тысячи пунктов прибавки. Умудренные опытом инвесторы честно указывают на то, что эти рынки, имеющие такие валюации, принесут 0% дохода в следующие несколько лет. Умные слова Эрика Питерса вряд ли приведут в чувство зарвавшихся спекулянтов:
“Чем дольше рынок идет вниз, или вверх, тем увереннее становятся люди, что завтра будет таким же, как сегодня. И они забывают единственную важнейшую вещь, что главное в инвестировании – это то, где вы начинаете.”
Вы можете подумать, что рост коэффициента PE происходил вследствие продолжающих расти корпоративных прибылей, которые наделили инвесторов уверенностью в будущем. В фейковых новостях постоянно муссируется идея о том, что причиной роста рынков акций к рекордным вершинам стали быстро растущие корпоративные прибыли. Этот нарратив – ложь, поскольку корпоративные прибыли находятся в стагнации последние 5 лет, а рынок акций за это время прирос на 70%.
В марте 2009 года, в самый разгар финансового кризиса процентные ставки Федрезерва были на аврально низком уровне в 0,25%. После восьмилетнего “грандиозного” экономического восстановления ставки Федрезерва находятся все на том же аврально низком уровне в 0,75%. Доходности десятилетних трежерис находились на отметке в 2,9% в марте 2009 года, а сегодня они равны 2,3%. Если мы стали свидетелями настоящего экономического восстановления, то почему процентные ставки так низки?
Правда заключается в том, что весь этот бычий рынок был сгенерирован с помощью финансового инжиниринга. Критически настроенный инвестор, сумевший не стать жертвой пропаганды говорящих голов с CNBC и профессоров-экономистов из Федрезерва, мог бы спросить, как получилось, что цены акций выросли на 221% с 2009 года, тогда как корпоративные доходы увеличились лишь на 28%. Да уж, непростое дело рисовать фейковые прибыли в отсутствие растущей выручки. Но все становится проще, когда вы используете три схемы, которые создают видимость экономического восстановления и оказывают повышательное давление на рынки акций.
Шаг №1: “временная” отмена правила 157 FASB в марте 2009 года, в результате чего банки получают возможность оценивать токсичные активы, состоящие из ипотечных бумаг, по любой понравившейся им цене. Эта мера позволила криминальным банкам с Уолл Стрит сгенерировать миллиардные фейковые прибыли. Шаг №2: Федеральные Резерв покупает на $3 трлн. мусорные токсичные активы у банков Уолл Стрит по 100 центов за один доллар и оставляет этот мусор на своем балансе.
Шаг №3: закачивание жизни в терпящие бедствие корпорации с помощью беспрецедентно низких процентных ставок. Политика нулевых процентных ставок, проводимая Федрезервом, позволила банкам Уолл Стрит заработать миллиарды безрисковых прибылей. Эта политика также позволила неплатежеспособным финансовым фирмам, девелоперам и ритейлерам рефинансировать свои огромнейшие долги под смехотворно низкие процентные ставки – тем самым устранив созидательное разрушение, которое время от времени просто необходимо свободным рынкам. Корпорации также использовали различные уловки для внебаласнового учета долгов, чтобы скрыть свой истинный леверидж и увеличить прибыли.
И напоследок, компании из индекса S&P 500 вовсю использовали выгоды глобализации, перенеся миллионы рабочих мест в трудовые лагеря Юго-Восточной Азии, чем резко снизили свои издержки и увеличили прибыли. Это были те самые корпорации, которые использовали фейковые данные официальной инфляции, чтобы объяснить своим работникам прирост их зарплат в границах 2% в год. В то же самое время, ежегодные бонусы управляющих корпорациями росли на двузначную процентную величину каждый год.
Следующий график проливает свет на “фундаменталии” этого бычьего рынка.
За последние два года компании из индекса S&P 500 купили собственных акций на $500 млрд., а с 2010 года – на $2,1 трлн. До недавнего времени индивидуальные инвесторы были чистыми продавцами акций в последние 8 лет. Пенсионные фонды также не были чистыми покупателями. Это означает, что весь рынок акций вознесся вверх на покупках собственных акций корпорациями, а также с помощью компаний Уолл Стрит, у которых есть в распоряжении машины высокочастотной торговли, используемые для манипулирования системой. И вся эта схема была учреждена Федеральным Резервом в условиях чрезвычайно низких процентных ставок.
После того, как у вас закончились бухгалтерские уловки, вы уже рефинансировали весь свой долг и уже перенесли большое количество рабочих мест в третий мир, как еще вы можете заставить вырасти показатель прибыль на акцию? Зачем инвестировать деньги в капитал, инновации, исследования и человеческие ресурсы, когда вы можете просто покупать свои же акции, тем самым увеличивая значение вышеназванного показателя. Увеличение коэффициента прибыль на акцию (EPS) за счет снижения количества акций в значительной степени упрощает задачу Уолл Стрит по накачке рынка. Управляющие корпорациями в итоге “зарабатывают” свои миллионные бонусы, в то время как их работники довольствуются двухпроцентной годовой прибавкой к зарплате.
Но все еще хуже. С 2009 года компании из индекса S&P 500 привлекли $1 трлн. долгов для выкупа собственных акций. Россказни о том, что корпорации утопают в наличных – полная чушь. В последние два года тренд на увеличение эмиссии долга, предназначенного для выкупа собственных акций, ускорился до рекордных 30%. Подумайте над этой цифрой. На фоне рекордных валюаций акций блестящие умы из Лиги Плюща, занимающие кресла управляющих корпорациями, в последние два года эмитировали $300 млрд. долгов, предназначенных для выкупа собственных акций.
Но у таких поступков есть неприятные последствия. Это абсурдная мисаллокация капитала заставила Федрезерв удерживать процентные ставки на крайне низких уровнях нескончаемо долго. Федрезерв всегда оказывается виновным во всех бумах и крахах, которые фальсифицируют нашу экономическую систему. Большим банкам и корпорациям всегда предоставляется бэйл-аут, когда их безрассудные финансовые схемы приводят к катастрофе, но среднестатистические американцы вынуждены страдать от инфляции, стагнирующих зарплат и повышающихся налогов. Управляющие ритейлеров, покупавшие свои акции в последние восемь лет, теперь объявляют о банкротстве своих компаний и закрывают магазины рекордным темпом. Может быть им следовало потратить деньги, привлеченные на обратный выкуп акций, для того, чтобы привести в порядок свой бизнес?
Уровень корпоративного долга находится на рекордных исторических вершинах, несмотря на восьмилетние восстановление экономики. Эти долги скорее использовались на обратные выкупы акций, чем на инвестирование в сам бизнес. Доходы корпораций стагнировали все эти годы, а прибыли теперь снижаются. Федрезерв приступил к повышению процентных ставок в тот момент, когда экономика начала погружаться в рецессию. В условиях, когда уровень долгов чрезвычайно высок, а процентные ставки пошли в рост, машина по обратному выкупу акций заглохнет. Без этих обратных выкупов, что еще может поддержать рост рынков акций?
Триллионы долларов, потраченные на покупку рекордно дорогих акций, исчезнут без следа во время следующего неизбежного краха. Но долги останутся. Управляющие корпораций заявят о том, что не знали, чем все это закончится. Тем временем они обналичивают свои многомиллионные опционы, и они надеются, что им удастся заманить на рынок глупые деньги, которые позволят им проследовать к выходу. Именно поэтому их машина по созданию ажиотажа перешла в режим гипер-драйва со всеми этими IPO Snapchat и статьями о Tesla Model 3, которая якобы революционизирует автоиндустрию.
И это работает. Рядовой гражданин боялся возвращаться на рынок после того, как потерял 50% своих средств в 2000/2001 году, а затем опять в 2008/2009 году. Но, кажется, что избрание Дональда Трампа с его обещаниями уменьшить налоги, построить стену, починить инфраструктуру и реформировать здравоохранение вновь побудило массы возобновить инвестиции в рынок акций, когда тот оказался на рекордных вершинах. Что ж, им придется выучить забытый урок еще раз.
По мере притока глупых денег на рынок, умные деньги следуют на выход. И это прекрасный пример того, как американские корпорации возглавляются жадными, ориентированными на краткосрочные доходы, беспринципными, бесчестными и коррумпированными маньяками, достигающими своих личных целей за счет выданных им корпоративных мандатов. Пока зазывалы с Уолл Стрит впихивают акции рядовым гражданам, и корпорации проводят миллиардные сделки по обратному выкупу собственных акций, управляющие компаниями обналичивают свои опционы так, как будто нет никакого завтра.
Если все так прекрасно, и рынок будет расти и впредь, почему же управляющие корпорациями покупают акции своих собственных компаний самым медленным темпом как минимум за 29 лет. Согласно Washington Service, в январе было зафиксировано лишь 279 покупателей-инсайдеров, и это самое маленькое их количество с 1988 года. Более того, количество продавцов-инсайдеров также выросло в последние месяцы, и отношение покупателей-инсайдеров к продавцам-инсайдерам достигло самого низкого значения с 1988 года. Если рынок не переоценен, тогда почему управляющие корпорациями, знающие перспективы своего бизнеса, как никто другой, продают свои акции гораздо быстрее, чем покупают их? Потому что они намерены оставить эти акции ничего не подозревающим массам, которые и окажутся их владельцами, когда случится крах.
Люди в своей массе невероятно предсказуемы, и даже немножко смешно наблюдать, как они опять идут по проторенной дорожке. Они похожи на Койота Вилли, уверенного в том, что в этот раз он непременно поймает Дорожного Бегуна, используя старые методы, которые не сработали прежде. Их уверенность достигает своего максимума ровно в тот момент, когда они вплотную приближаются к краю обрыва. И мы вновь достигли этого момента в третий раз за последние 17 лет. Потребительская уверенность находится на самых высоких значениях за последние 16 лет (и это кажется странным на фоне закрытия 3500 магазинов в следующие несколько месяцев.) Прежние пики были зафиксированы в мае 2000 года и в июле 2007 года. Мы все знаем, что случилось после. Но в этот раз все, несомненно, окажется иначе. Джим Крамер может подтвердить.
Таким образом, все части мозаики оказались на своем месте для эпического краха рынка акций, а вместе с ним и краха рынка недвижимости и долгового рынка. Заносчивые, слишком самоуверенные тридцатилетние инвестиционные гении с дипломами MBA и с их продвинутыми компьютерными алгоритмами уверены, что они умнее, чем парни по соседству, и уж они-то точно успеют выскочить из рынка до того, пока не станет слишком поздно. Рынки настолько переоценены, так зависимы от Федрезерва и так перегружены чрезмерным количеством левериджа, что они могут обрушится под своим весом буквально в любую минуту. Руководители центрального банка, банкиры с Уолл Стрит, политики, эксперты и глупые лемминги будут изрядно шокированы этому абсолютно непредвиденному повороту событий.
Статистика, опубликованная на прошлой неделе, выступит в роли бензина, когда рынки акций начнут полыхать, превратившись в неистовое Инферно. Маржинальный долг достиг рекордных значений за всю историю рынков, поскольку чрезвычайно уверенные в себе инвесторы абсолютно убеждены в том, что тренд – это их друг. Они заняли $500 млрд. под залог принадлежащих им акций, что купить еще больше Snapchat, Tesla, Amazon, Facebook, Google and Apple. Предыдущие пики этого показателя были зафиксированы на отметках $400 млрд. и $425 млрд. в 2000 и 2007 годах соответственно. Что случилось в прошлые разы, когда рынки достигли этих пиков? Я забыл. Но я уверен, что в этот раз все будет по-другому. Так мне сказали эксперты с CNBC.
Лэнс Робертс, будучи честным инвестиционным управляющим, обладающим критическим мышлением, описывает, чего нам следует ждать:
“Инвесторы могут наращивать леверидж их текущих портфелей и увеличивать свою покупательную силу, чтобы учувствовать в растущих рынках. Хотя мы слышим, что “в этот раз все будет по-другому”, реальность такова, что леверидж такого масштаба всегда является “бензином, дожидающимся спички.”
Когда событие в конце концов случится, инвесторы поспешат ликвидировать свои позиции. Последующее снижение цен акций неизбежно достигнет точки, после которой начнут срабатывать маржин коллы. Поскольку маржинальный долг обеспечен “залогом” в виде акций, снижение цены последних ожидаемо приведет к дальнейшим маржин коллам. Эти маржин коллы вызовут еще большие продажи, которые в свою очередь опосредуют еще большее количество маржин коллов, и так по кругу.
Пару недель назад я во второй раз посмотрел фильм “Игра на понижение”. Урок этого фильма никогда не потеряет своей актуальности. Жадность толкает человека на безрассудные поступки в погоне за богатством. Люди, как правило, думают стадом, и они сходят с ума в погоне за иллюзорным богатством и могуществом. Тот, кто видит иррациональность и глупость толпы, зачастую подвергается насмешкам и презрению до тех пор, пока не оказывается, что он был прав. С иллюзиями расстаются очень тяжело, но эти расставания неизбежны, поскольку реальность всегда берет верх.
“Мы обнаруживаем, что целые общества могут внезапно сосредоточить внимание на одной цели и сойти с ума в процессе ее достижения; что миллионы людей могут внезапно поддаться одной иллюзии и гнаться за ней до тех пор, пока их взгляд не притянет другое безумство, еще более пленительное, чем первое.” — Чарльз Маккеи?, “Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы”
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу