26 апреля 2017 Project Syndicate
Подъем антиглобализационных политических движений и угроза торгового протекционизма заставляют задуматься о том, сможет ли крепкий единый механизм в мировой экономике снизить риски ее губительной фрагментации. В конце концов, не следует забывать, что существующие на сегодняшний день механизмы в свое время были запущены с намерением минимизировать риск политики «разори соседа», которая в 1930-х гг. подорвала рост и стабильность мировой экономики. Аналогичные соображения около полувека назад подтолкнули МВФ к созданию специальных прав заимствования. И на фоне вернувшейся заинтересованности в стабильности международной монетарной системы некоторые – включая сам МВФ - задаются вопросом: поможет ли преобразование СДР вдохнуть вторую жизнь в мультилатерализм?
Изначально СДР создали, потому что сомневались, что национальная валюта способна одновременно обеспечивать ликвидность и доверие к своей функции в качестве мировой резервной валюты. Экономисты называют это «дилеммой Триффина». Создав международную валюту под управлением МВФ, страны стремились поддержать и укрепить международную монетарную систему посредством нетрадиционного официального резервного актива. Под влиянием правовых и практических факторов, а также нежелания политиков некоторых стран передавать экономическое управление многосторонним институтам, СДР не оправдали скромные ожидания их создателей, не говоря уже о роли поистине глобальной резервной валюты, укрепляющей механизм согласованного функционирования ориентированной на рост мировой экономики. А слабая институциональная инфраструктура лишь усугубила ситуацию. В результате образовалась огромная пропасть между потенциалом и фактической эффективностью СДР.
Эта брешь ознаменовала собой упущенные возможности для мировой экономики - особенно в аспекте управления надежностью активов, гибкой ликвидности, корректировки между странами с дефицитами и профицитами – и, как следствие, разрыв между фактическими и потенциальными темпами роста. СДР обеспечивает более тесную связь на уровне международной монетарной системы в целом, но пруденциальную диверсификация валютных резервов можно было осуществить более легким способом, с более низкими затратами и менее проциклическим предоставлением ликвидности. Итак, можно ли считать, что антиглобализация, возникшая из-за слабой координации политики в период спада, создает условия для укрепления роли СДР?
Чтобы ответит на этот вопрос, нужно присмотреться к экосистеме использования СДР, где составная валюта – куда в прошлом году добавился китайский юань, присоединившись к британскому фунту, евро, японской иене и доллару США – потенциально способна получить преимущество в условиях благоприятного цикла. В частности, три роли СДР (официальный резервный актив, валюта, более широко используемая в финансовой активности и расчетная валюта) могут повысить ликвидности, расширить перечень новых активов, используемых по всему миру в государственных и частных операциях и повысить их использование в качестве расчетной единицы.
Безусловно, учитывая, что развитые экономики, прежде всего, сосредоточены на внутренних интересах, а также все больше проникаются популизмом и национализмом, революционный подход к укреплению роли СДР маловероятен. Даже дифференцированный подход, начиная с самых простых моментов, не требующих изменений в статьях соглашения МВФ, повлечет за собой политические трудности. Но тем не менее, этот вариант все же стоит рассмотреть. Ключевые моменты будут включать в себя использование специальных прав заимствования для эмиссии некоторых облигаций и торговых транзакций, развитие рыночной инфраструктуры (включая механизмы платежей и расчетов), улучшение методологии оценки и постепенное формирование кривой доходности для номинированных в СДР долгов и облигаций.
Фонду нужны радикальные решения многих межгосударственных вопросов. В частности, МВФ потребуется расширить свою традиционную «аудиторию», состоящую из правительств и других международных организаций (Всемирный банк), системно значимыми субнациональными и частными участниками. Конечно, совмещать развитие и коммерческую деятельность нелегко, но последствия бездействия в этом направлении показывают, что попробовать все же стоит. Более того, МВФ может начать с малого, сфокусировавшись на взаимодействии с другими международными и региональными институтами, суверенными фондами и международными финансовыми корпорациями.
В идеальном мире СДР могли бы трансформироваться в резервную валюту в условиях активного роста торговли и финансовой глобализации. Но в реальности международная монетарная система располагает двумя вариантами: фрагментация со всеми рисками и альтернативными издержками или же поэтапный подход к повышению устойчивости мировой экономики и потенциала роста на базе децентрализованных партнерств, которые бы ускорили системный прогресс.
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Изначально СДР создали, потому что сомневались, что национальная валюта способна одновременно обеспечивать ликвидность и доверие к своей функции в качестве мировой резервной валюты. Экономисты называют это «дилеммой Триффина». Создав международную валюту под управлением МВФ, страны стремились поддержать и укрепить международную монетарную систему посредством нетрадиционного официального резервного актива. Под влиянием правовых и практических факторов, а также нежелания политиков некоторых стран передавать экономическое управление многосторонним институтам, СДР не оправдали скромные ожидания их создателей, не говоря уже о роли поистине глобальной резервной валюты, укрепляющей механизм согласованного функционирования ориентированной на рост мировой экономики. А слабая институциональная инфраструктура лишь усугубила ситуацию. В результате образовалась огромная пропасть между потенциалом и фактической эффективностью СДР.
Эта брешь ознаменовала собой упущенные возможности для мировой экономики - особенно в аспекте управления надежностью активов, гибкой ликвидности, корректировки между странами с дефицитами и профицитами – и, как следствие, разрыв между фактическими и потенциальными темпами роста. СДР обеспечивает более тесную связь на уровне международной монетарной системы в целом, но пруденциальную диверсификация валютных резервов можно было осуществить более легким способом, с более низкими затратами и менее проциклическим предоставлением ликвидности. Итак, можно ли считать, что антиглобализация, возникшая из-за слабой координации политики в период спада, создает условия для укрепления роли СДР?
Чтобы ответит на этот вопрос, нужно присмотреться к экосистеме использования СДР, где составная валюта – куда в прошлом году добавился китайский юань, присоединившись к британскому фунту, евро, японской иене и доллару США – потенциально способна получить преимущество в условиях благоприятного цикла. В частности, три роли СДР (официальный резервный актив, валюта, более широко используемая в финансовой активности и расчетная валюта) могут повысить ликвидности, расширить перечень новых активов, используемых по всему миру в государственных и частных операциях и повысить их использование в качестве расчетной единицы.
Безусловно, учитывая, что развитые экономики, прежде всего, сосредоточены на внутренних интересах, а также все больше проникаются популизмом и национализмом, революционный подход к укреплению роли СДР маловероятен. Даже дифференцированный подход, начиная с самых простых моментов, не требующих изменений в статьях соглашения МВФ, повлечет за собой политические трудности. Но тем не менее, этот вариант все же стоит рассмотреть. Ключевые моменты будут включать в себя использование специальных прав заимствования для эмиссии некоторых облигаций и торговых транзакций, развитие рыночной инфраструктуры (включая механизмы платежей и расчетов), улучшение методологии оценки и постепенное формирование кривой доходности для номинированных в СДР долгов и облигаций.
Фонду нужны радикальные решения многих межгосударственных вопросов. В частности, МВФ потребуется расширить свою традиционную «аудиторию», состоящую из правительств и других международных организаций (Всемирный банк), системно значимыми субнациональными и частными участниками. Конечно, совмещать развитие и коммерческую деятельность нелегко, но последствия бездействия в этом направлении показывают, что попробовать все же стоит. Более того, МВФ может начать с малого, сфокусировавшись на взаимодействии с другими международными и региональными институтами, суверенными фондами и международными финансовыми корпорациями.
В идеальном мире СДР могли бы трансформироваться в резервную валюту в условиях активного роста торговли и финансовой глобализации. Но в реальности международная монетарная система располагает двумя вариантами: фрагментация со всеми рисками и альтернативными издержками или же поэтапный подход к повышению устойчивости мировой экономики и потенциала роста на базе децентрализованных партнерств, которые бы ускорили системный прогресс.
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу