31 июля 2017 Институт "Центр развития" ВШЭ
В I квартале 2017 г. реальные располагаемые денежные доходы населения чуть уменьшились по сравнению с их уровнем в I квартале 2016 г., а численность бедных снизилась на 1,4 млн чел. Как могла уменьшиться бедность при снижении реальных доходов?
В I квартале 2017 г. номинальные пенсии выросли на 17,1% г/г (за счет, прежде всего, единовременной выплаты 5 тыс. руб. пенсионерам в январе для компенсации низкой индексации пенсий в 2016 г.) (также с 1 февраля 2017 года на 5,4% были увеличены страховые пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячная денежная выплата, исходя из роста потребительских цен за 2016 год), а заработные платы – на 6,6% (прежде всего, в небюджетном секторе экономики (рис. 1). Однако из-за того, что прочие доходы (доля оплаты труда, включая скрытую заработную плату, в денежных доходах в I квартале 2017 г. составила 63,3%, доля всех социальных выплат, включая пенсии – 21,2%, доходы от предпринимательской деятельности 7,5%, доходы от собственности – 6%, другие доходы 2%) либо не увеличились, либо снизились по сравнению с I кварталом 2016 г., темп прироста совокупных номинальных среднедушевых денежных доходов населения оказался не столь высоким (4,4%) и был перекрыт инфляцией (ИПЦ вырос на 4,6%). В результате реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,2% г/г.
При этом численность бедных, по оценкам Росстата, тоже снизилась в I квартале 2017 г.: по сравнению с I кварталом 2016 г. их стало меньше на 1,4 млн. чел. (уменьшение с 16 до 15% от общей численности населения), хотя уровень социально-экономической дифференциации практически не изменился (табл).
1. Динамика средней зарплаты по группам работников (100 = 2014 г., сезонность устранена)
Источник: CEIC Data (Росстат), расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ
Распределение общего объема денежных доходов населения по 20%-ным доходным группам (%) и коэффициенты социально-экономической дифференциации
Как такое может быть? Для того чтобы определить, является ли человек бедным, его доходы сравниваются с прожиточным минимумом, причем и то и другое берется не в реальном, а в номинальном выражении. В I квартале 2017 г. прожиточный минимум в целом для населения Российской Федерации составил 9909 руб. на человека в месяц. По сравнению с I кварталом 2016 г. он вырос всего на 1,4%. Именно это "замерзание" прожиточного минимума при более быстром (хотя и уступающем темпам инфляции) росте номинальных доходов дало снижение бедности в I квартале 2017 г.
Но почему оказалась столь низкой величина дефлятора для прожиточного минимума? Конечно, люди, относящиеся к категории бедных, покупают не очень дорогие продукты питания и непродовольственные товары; у них, как показывает статистика, меньше автомобилей и некоторых других товаров длительного пользования; они потребляют меньше услуг, и эти услуги более дешевые. Но все это еще не объясняет, чем мог быть вызван такой низкий темп прироста прожиточного минимума за год. Чтобы ответить на этот вопрос, придется погрузиться в детали утвержденной в 2013 г. методики расчета прожиточного минимума. Согласно этой методике, в состав его продуктовой корзины входит фиксированный набор продуктов питания по специальным нормам в натуральном выражении, которые умножаются на цены, получаемые на основе обследования Росстата цен продуктов питания – представителей, используемых при исчислении величины прожиточного минимума (Приказ от 11 марта 2013 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №93н и Федеральной службы государственной статистики №91 "Об утверждении перечня продуктов питания – представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума").
Стоимости непродовольственных товаров и услуг оцениваются косвенным образом. Стоимость непродовольственных товаров считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на непродовольственные товары и на продукты питания. Стоимость услуг считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на услуги и на продукты питания. Эти три компоненты складываются в стоимостную оценку прожиточного минимума (Постановление Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 "Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации"). Такая методика имеет ряд недостатков: например, она плохо увязывает изменение стоимости прожиточного минимума с изменением стоимости услуг и, прежде всего, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как видно на рис. 2, когда происходит рост цен на такие услуги, стоимость прожиточного минимума не всегда реагирует на их изменения (например, в III квартале 2013–2015 гг.).
В начале 2013 г. введение новой методики расчета прожиточного минимума вызвало резкий рост его величины (заметно на рис. 2), но потом ситуация начала стабилизироваться. Девальвация рубля и введение контрсанкций на продовольственные товары заметно отразились на стоимостной оценке продовольственной корзины и всего прожиточного минимума в I квартале 2015 г. На рисунке 2 виден быстрый рост как стоимости прожиточного минимума, так и всех индексов потребительских цен, особенно учитывающих цены на продовольственные товары. Начиная со II квартала 2015 г. темпы прироста прожиточного минимума варьируются в интервале от -3,7 до +3,4% по отношению к предыдущему кварталу.
2. Динамика индексов прожиточного минимума и индексов потребительских цен, квартал к предыдущему кварталу, %
В первом полугодии 2017 г. номинальные денежные доходы населения увеличились на 3,1% по отношению к первому полугодию 2016 г., реальные –снизились на 1,3%, а реальные располагаемые доходы населения – на 1,4%. Рост номинальных доходов был, прежде всего, вызван ростом заработных плат на 8,7%. Повлиял на увеличение доходов и рост пенсий: по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2017 г. повысились на 1,5%; страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 апреля были доиндексированы на 0,38%.
Проект Постановления Российской Федерации "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г.", подготовленный Минтрудом России, предлагает на II квартал величину прожиточного минимума в целом для населения, равную 10329 руб. на чел. в месяц. Это приведет к величине прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г., соответствующей примерно 10119 руб. на чел. в месяц.
Такой уровень прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г. будет означать, что номинальные темпы прироста среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г. сблизятся и составят 4,4 и 2,6% соответственно; в I квартале расхождение между их величинами (4,4 и 1,4%) было более заметно. При прочих равных условиях, основа для снижения бедности заметно сократится. Скорее всего, полугодовые значения показателей бедности будут очень близки к их значениям в первом полугодии 2016 г.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В I квартале 2017 г. номинальные пенсии выросли на 17,1% г/г (за счет, прежде всего, единовременной выплаты 5 тыс. руб. пенсионерам в январе для компенсации низкой индексации пенсий в 2016 г.) (также с 1 февраля 2017 года на 5,4% были увеличены страховые пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячная денежная выплата, исходя из роста потребительских цен за 2016 год), а заработные платы – на 6,6% (прежде всего, в небюджетном секторе экономики (рис. 1). Однако из-за того, что прочие доходы (доля оплаты труда, включая скрытую заработную плату, в денежных доходах в I квартале 2017 г. составила 63,3%, доля всех социальных выплат, включая пенсии – 21,2%, доходы от предпринимательской деятельности 7,5%, доходы от собственности – 6%, другие доходы 2%) либо не увеличились, либо снизились по сравнению с I кварталом 2016 г., темп прироста совокупных номинальных среднедушевых денежных доходов населения оказался не столь высоким (4,4%) и был перекрыт инфляцией (ИПЦ вырос на 4,6%). В результате реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,2% г/г.
При этом численность бедных, по оценкам Росстата, тоже снизилась в I квартале 2017 г.: по сравнению с I кварталом 2016 г. их стало меньше на 1,4 млн. чел. (уменьшение с 16 до 15% от общей численности населения), хотя уровень социально-экономической дифференциации практически не изменился (табл).
1. Динамика средней зарплаты по группам работников (100 = 2014 г., сезонность устранена)
Источник: CEIC Data (Росстат), расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ
Распределение общего объема денежных доходов населения по 20%-ным доходным группам (%) и коэффициенты социально-экономической дифференциации
Как такое может быть? Для того чтобы определить, является ли человек бедным, его доходы сравниваются с прожиточным минимумом, причем и то и другое берется не в реальном, а в номинальном выражении. В I квартале 2017 г. прожиточный минимум в целом для населения Российской Федерации составил 9909 руб. на человека в месяц. По сравнению с I кварталом 2016 г. он вырос всего на 1,4%. Именно это "замерзание" прожиточного минимума при более быстром (хотя и уступающем темпам инфляции) росте номинальных доходов дало снижение бедности в I квартале 2017 г.
Но почему оказалась столь низкой величина дефлятора для прожиточного минимума? Конечно, люди, относящиеся к категории бедных, покупают не очень дорогие продукты питания и непродовольственные товары; у них, как показывает статистика, меньше автомобилей и некоторых других товаров длительного пользования; они потребляют меньше услуг, и эти услуги более дешевые. Но все это еще не объясняет, чем мог быть вызван такой низкий темп прироста прожиточного минимума за год. Чтобы ответить на этот вопрос, придется погрузиться в детали утвержденной в 2013 г. методики расчета прожиточного минимума. Согласно этой методике, в состав его продуктовой корзины входит фиксированный набор продуктов питания по специальным нормам в натуральном выражении, которые умножаются на цены, получаемые на основе обследования Росстата цен продуктов питания – представителей, используемых при исчислении величины прожиточного минимума (Приказ от 11 марта 2013 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №93н и Федеральной службы государственной статистики №91 "Об утверждении перечня продуктов питания – представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума").
Стоимости непродовольственных товаров и услуг оцениваются косвенным образом. Стоимость непродовольственных товаров считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на непродовольственные товары и на продукты питания. Стоимость услуг считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на услуги и на продукты питания. Эти три компоненты складываются в стоимостную оценку прожиточного минимума (Постановление Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 "Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации"). Такая методика имеет ряд недостатков: например, она плохо увязывает изменение стоимости прожиточного минимума с изменением стоимости услуг и, прежде всего, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как видно на рис. 2, когда происходит рост цен на такие услуги, стоимость прожиточного минимума не всегда реагирует на их изменения (например, в III квартале 2013–2015 гг.).
В начале 2013 г. введение новой методики расчета прожиточного минимума вызвало резкий рост его величины (заметно на рис. 2), но потом ситуация начала стабилизироваться. Девальвация рубля и введение контрсанкций на продовольственные товары заметно отразились на стоимостной оценке продовольственной корзины и всего прожиточного минимума в I квартале 2015 г. На рисунке 2 виден быстрый рост как стоимости прожиточного минимума, так и всех индексов потребительских цен, особенно учитывающих цены на продовольственные товары. Начиная со II квартала 2015 г. темпы прироста прожиточного минимума варьируются в интервале от -3,7 до +3,4% по отношению к предыдущему кварталу.
2. Динамика индексов прожиточного минимума и индексов потребительских цен, квартал к предыдущему кварталу, %
В первом полугодии 2017 г. номинальные денежные доходы населения увеличились на 3,1% по отношению к первому полугодию 2016 г., реальные –снизились на 1,3%, а реальные располагаемые доходы населения – на 1,4%. Рост номинальных доходов был, прежде всего, вызван ростом заработных плат на 8,7%. Повлиял на увеличение доходов и рост пенсий: по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2017 г. повысились на 1,5%; страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 апреля были доиндексированы на 0,38%.
Проект Постановления Российской Федерации "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г.", подготовленный Минтрудом России, предлагает на II квартал величину прожиточного минимума в целом для населения, равную 10329 руб. на чел. в месяц. Это приведет к величине прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г., соответствующей примерно 10119 руб. на чел. в месяц.
Такой уровень прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г. будет означать, что номинальные темпы прироста среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г. сблизятся и составят 4,4 и 2,6% соответственно; в I квартале расхождение между их величинами (4,4 и 1,4%) было более заметно. При прочих равных условиях, основа для снижения бедности заметно сократится. Скорее всего, полугодовые значения показателей бедности будут очень близки к их значениям в первом полугодии 2016 г.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу