К реформе мировых финансов
Только в периоды великих потрясений возможны реформы и есть спрос на идеи реформаторов.
1. Кризис в США будет усугубляться по объективным причинам.
На этом сайте приведено достаточно информации, чтобы любой непредубеждён-ный человек сделал вывод о кризисе экономики, основанной на долларе. Даже самые го-рячие сторонники новой экономики признают, что экономика США оказалась в таком же сложном, предкризисном состоянии, как в своё время железнодорожные компании в США или ещё раньше текстильщики Англии. Слишком большие вложения, которые не дают отдачи.
Приблизительный расчёт М. Хазина по МОБ США на самом деле позволяет оце-нить глубину возможного краха экономики США, если экономический кризис приобретёт свою каноническую форму. Но уже с 30 – х годов мировая экономика благодаря актив-ным мерам не переживала нормального экономического кризиса. Администрация Клин-тона не приняла вовремя соответствующие меры, и мы рискуем увидеть первый настоя-щий кризис с 30-х годов.
Ситуация отличается от 30-х тем, что сегодня основой процветания США является финансовый сектор, а его кризис имеет гораздо более разрушительные последствия. Отток капиталов с фондового рынка США, падение спроса на доллар, вытеснение доллара из оборота, падение спроса на услуги финансовых структур США, кризис международных финансов, - вот настоящая опасность, грозящая миру в ходе стихийного развития кризиса.
Рынок производных от ипотеки пока держит на плаву финансовую систему США. Дешёвый, с экономической точки зрения недопустимо дешёвый, кредит и перегретость рынка недвижимости лежат в основе этого стабилизатора сегодня. Я прочитал тут дис-куссию на форуме по поводу, «чего стоит купить дом в США» http://www.gazeta.ru/realty/experience.shtml Лучше любой статистики бывшие наши граж-дане объяснили мне, что кредит в США дешевле грязи, ставка его ниже инфляции, а дома дорожают без видимых оснований.
Трудности этой системы автоматически обесценят национальное богатство и ВВП в разы. Опыт реструктуризации американских сберегательных банков в начале 80-х, когда для спасения рынка ипотеки одномоментно пришлось влить 300 млрд. долл., позволяет оценить масштабы необходимых затрат. Реструктуризация американской экономики в це-лом потребует к несколько раз больше. Это притом, что должно обязательно сохраниться непоколебимым международное доверие к финансовой системе США.
Откуда взять деньги для начала процедуры санации? Ответ очевиден, из Европы. Прочий мир уже долларизован до предела.
Утрируя, США хотели бы оплаты долгов спекулянтов с Уолл стрита за счёт всего мира.
2. Реформа международных финансов или всемирная нестабильность.
Санация финансовой системы США и, шире, всего мира возможна по двум вари-антам:
· Тотальная мировая нестабильность, ограбление состоятельных стран США с одновременной оккупацией США важнейших мировых центров и контролем за нефтью и передовыми технологиями.
· Общими усилиями развитых стран, заинтересованных в сохранении единой ре-зервной валюты.
Есть ещё и третья альтернатива: тотальный крах США и Европы и восстановление золотого стандарта, с длительным мировым кризисом. Но я не верю в него: как только си-туация будет явно развиваться в этом направлении, предпримут меры и мы выйдем на один из упомянутых двух вариантов развития событий. На самом деле, если Ирак продер-жится полгода, мало шансов на успех и у первого сценария, впереди нас ждёт новый Бреттон-Вудс и обновлённая МВФ. Сценарий компромисса нужен Европе, наиболее вме-няемой части истеблишмента США и всему Человечеству.
Следует согласиться с М. Хазиным, что плавное обесценение доллара с точки зре-ния Уолл-стрита будет невозможным. В этом случае убытки лягут на хозяев системы. Только через кризис и резкую девальвацию убытки можно переложить на несистемные силы. Рисовать ужастики при таком сценарии развития событий несложно и они уже на-рисованы.
Однако если финансисты развитых стран мира не хотят катастрофы, они потребу-ют от США плавной девальвации. А это возможно лишь при притоке капитала в финансо-вый сектор США. Чтобы это стало возможным, необходим проект компромисса. Готов-ность той же Германии и ЕЦБ поддержать доллар налицо, но их возможности ограничены и нужен внятный план использования этих средств и компенсации их убытков, ведь речь идёт о резком падении жизненного уровня в Европе ради спасения доллара и сдаче пер-спектив в финансовой сфере и отраслях новой экономики. А такие вещи бесплатно, без передачи части собственности и власти, никто не делает.
3. Концепция реформы.
Изложение этого раздела крайне затруднено. Ибо возможное развитие событий крайне многовариантно, существуют очень разные картинки мира как в потенции, так и в сознании заинтересованных сил. Но есть некие общие принципы, их и надо прописать.
Основные положения Концепции реформирования международных финансов должны дать чёткий и внутренне непротиворечивый механизм эмиссии и обращение ми-ровой резервной валюты, процедуры работы нового глобального эмиссионного банка (Мирового эмиссионного банка), в частности:
· Процедуры эмиссии новой резервной валюты.
· Процедуры распределения эмиссии.
· Процедуры использования резервных фондов для купирования кризиса.
· Стандарты банковской отчётности.
· Процедуры банкротства для стран (пока стран третьего мира).
Все эти вопросы в смысловом плане экономической мыслью и практиками уже отработаны.
1. Новый «банк всех банков» вероятнее всего создаётся на базе МВФ, но его устав будет распределён иначе: доля стран заплативших за купирование кризиса увеличивается.
Вначале это банк центральных банков. Он определяет условия функционирования международной расчётной системы и коллективной валюты. Он может давать кредиты только центральным банкам. Но при выполнении ими условий по надзору за банковской системой и проведения ответственной денежно-кредитной политики.
При такой системе следующим шагом будет выдача прямых кредитов банкам, ко-торые наиболее полно соответствуют международным стандартам. Особенно это будет актуально в условиях дефолта данных стран. Правда каждое такое решение будет означать ликвидацию национального суверенитета страны банкрота. И это реально, и это будет происходить быстро, и это будет вызывать негодования. Но это неизбежно. И задача в том, чтобы поставить под контроль неизбежный процесс. И чтобы он управлялся не из од-ного тайного центра, а из штаб квартиры ООН.
2. Новая редакция Базельского соглашения отработала стандарты банковской от-чётности, а значит, проблема критериев при которых банки и банковские системы имеют право на получение помощи из эмиссионного центра носит лишь технический характер.
3. МВФ теоретически отработал процедуры банкротства стран должников. Под-робно смотри статьи нового главы МВФ Кайзер.
4. Теоретически и практически все проблемы формирования и распределения ре-зервных фондов для стабилизации денежного обращения уже отработаны экономической наукой. Надо лишь прокламировать процедуры распределения резервных фондов МВФ между фондами стран членов. В смысловом и практическом плане этот вопрос уже почти отработан в стандартных процедурах МВФ. Процедуры эмиссии должны происходить согласно стандартам принятым в МВФ. Если создание системы будет происходить ПО-СЛЕ глубокого кризиса, то взнос придётся делать золотом. Некоторые страны могут по-лучить его авансом, под высокий ВВП с последующим погашением
4. Унификация правил.
Создание единого эмиссионного центра – банка всех банков, перекредитование в едином эмиссионном центре требует проведения странами участниками согласованной кредитно денежной политики. Основы такой политики и основы отчётности и контроля уже давно и детально отработаны МВФ.
Кредитование финансовых систем требует введения некоей унифицированной сис-темы банковской отчётности и банковского надзора. И такая система уже складывается в ходе реформы системы банковской отчётности (Базельских соглашений) .
Подробнее см. нашу статью http://www.opec.ru/analize_doc.asp?d_no=23130
Банковская отчётность в её официальной форме составляется прежде всего для ор-ганов банковского надзора с целью контроля за устойчивостью и надёжностью банков. Действующая в России Инструкция N 1 Банка России базируется на рекомендациях Ба-зельского комитета. Базельское соглашение 1988 года является основой регулирования капитала, норматива достаточности капитала более чем в 100 странах мира. Достоинством этих критериев является то, что для оценки устойчивости банка используется не формаль-ное соотношение капитала к активам (вложениям), но учитывается и рискованность этих вложений.
В настоящий момент готовится новое Соглашение. Оно широко обсуждается. Вы-сказано большое количество замечаний. Представители Базельского комитета по банков-скому надзору и регулированию объявили, что введение новых глобальных принципов банковской практики откладывается на год: банкиры не желают выкладывать $2,25 трлн на осуществление реформы. Предполагается, что новые правила согласуют к началу 2002 года, а реальное их применение начнется с 2005 года.
Но при видимых недостатках, альтернативы проекту нет и его примут без серьёз-ных изменений. Тем более по условиям дискуссии и введения новых правил, критики уже опоздали.
Ключевым звеном изменений по-прежнему, является модификация методики рас-чёта коэффициента достаточности капитала. Активы рассчитываются с учётом рисков. Предлагаемый стандартный подход предполагает изменение коэффициентов риска в за-висимости установленного рейтинговым агентством кредитного рейтинга заёмщика.
Для России, которая пытается играть на равных с мировыми державами во всех сферах, новые правила означают мощные потрясения банковского сектора Нынешние требования ЦБ по достаточности капитала будут ужесточены, что неизбежно приведет к сокращению числа банков. Многие банки в силу усиления контроля и повышения про-зрачности финансовой отчетности также окажутся за бортом . Сохранилось главное: рей-тинг корпоративного заёмщика не может быть выше странового. Этим заложено фунда-ментальное положение: страна оплачивай внешние долги, иначе твои бизнесмены креди-тов не получит по определению.
Банк России ускоряет этот переход, и это правильно, это жизненно важно накануне неизбежной реформы международных финансов. При таком развитии событий Банк Рос-сии абсолютно правильно заставляет российские банки переходить на новые правила раньше своих иностранных коллег, ибо это единственный шанс оказаться за столом пере-говоров, как субъект, а не объект, в момент создания новой системы. Но надо понимать, что без специальных мер реформы породят лишь кризис: в стране сырьевой экономики банки нестабильны по определению, каким бы жёстким не был банковский надзор за их устойчивостью.
Создание новой системы поможет устранить очевидную дискриминацию банков стран типа России. И для недопущения этой дискриминации, уничтожения небольших банков и требуется создание новой системы.
5. Политическая составляющая:
Развитые страны Европы хотели бы согласовать свою эмиссионную политику с США. Согласие вполне может быть достигнуто принципов близких к принципам мааст-рихтстких соглашений. По формальным основаниям США подпадают по них: относи-тельные величины задолженности и дефицита США крайне малы по среднемировым по-нятиям.
Международные финансовые организации ищут своё новое место в новом мире. Критика МВФ нарастает. Даже Дж. Стиглиц заклеймил позором Вашингтонский консен-сус. Положение постоянно пинаемого Конгрессом США Всемирного банка и вовсе неза-видно. Им нужен «Спаситель», некто, опирающийся не на США, а на другие страны.
Проблема в переходном периоде, когда мир предъявит к оплате США их долги. Необходимость США введения номинального якоря для доллара для проведения деваль-вации потребует мощных финансовых вливаний. Их и предоставит Европа и Остальной МИР. В этот момент и вводится новая система.
США могут надеяться обойтись без таких уступок. Но для стабилизации положе-ния в этот драматический момент потребуется некий «номинальный якорь». Это может быть золото. Но специалисты дружно обсудили эту тему и поняли, что золота «не хвата-ет», значит должны быть эмитированы некие новые финансовые инструменты (или старые инструменты типа евро должны получить новый статус), к которым и будет привязан дол-лар.
Вот тут то Уолл-Стрит и захочет создать «якорь» на чужие деньги, «без посторон-ней помощи». Однако если все будут кричать, как это делает М.Хазин, что «якорь» не сработает, то он ведь и вправду не сработает. А, значит, США просто лишаются такого способа решения проблем! Надо не дать Уолл-стриту устроить великие потрясения, а для этого отсечь возможности сепаратного выхода из кризиса за счёт остального мира. И лучший способ этого дискредитация путей сепаратного выхода из кризиса.
Наличие ясной картины будущего, ясной цели позволит всем конструктивным си-лам не допустить войн за контроль за международной валютой. А первая война уже нача-лась. И другие могут начаться тем скорее, чем больше проблем у США. Человеческое об-щество тратит огромные силы на предотвращение войн и стихийных бедствий. Надо тра-тить силы и на предотвращение сепаратных попыток выхода из кризиса со стороны США.
Леонид Пайдиев
Дата опубликования: 18.11.2003