28 августа 2017 Financial Times
Как только Британия покинет союз, оценка «плюсов» и «минусов» членства в ЕС изменится.
У Брекзита пока нет подражателей. Но реальная угроза для целостности Евросоюза, связанная с уходом Британии, проявится не сразу, а спустя некоторое время. Референдуму о членстве Британии в ЕС предшествовал длительный процесс политического отчуждения между Лондоном и Брюсселем, который уходит своими корнями в 1980-е и начало 1990-х гг. Аналогичная тенденция в настоящее время наблюдается в некоторых других европейских странах, хотя и по другим причинам. Евроскептицизм набирает силу в Греции, которая пребывает в состоянии перманентной депрессии из-за «искусства» урегулирования кризиса в Еврозоне. Также ширятся ряды евроскептиков в Италии, экономика которой хромает с момента вступления в валютный союз. Да и в целом политическая система в стране сейчас выглядит агрессивно. Маттео Ренци, бывший премьер-министр и глава левоцентристской Демократической партии, ратует за отмену некоторых фискальных правил в ЕС. Сильвио Берлускони, еще один бывший премьер и лидер правоцентристской партии «Вперед, Италия», выступает за введение параллельной валюты. Другие требуют проведения референдума о членстве в Евросоюзе.
Польша и Венгрия, где во главе правительства стоят правоцентристы, также дистанцируются от мейнстрима. Еврокомиссия запустила санкционную процедуру в отношении Польши в знак протеста против судебной реформы, которая противоречит законодательству Евросоюза. Польша и Венгрия отказываются принимать беженцев по установленным квотам. Послушав заявления венгерского премьера Виктора Орбана, можно задаться вопросом: как долго страна будет оставаться в составе ЕС? Как только Венгрия перестанет быть чистым бенефициаром средств из бюджета Евросоюза, его евроскептицизм уже не будет сдерживаться финансовыми соображениями. Когда Британия покинет союз и перестанет вносить вклад в европейский бюджет, оценка «плюсов» и «минусов» членства в ЕС, особенно в странах, не входящих в Еврозону, изменится.
Британия, Италия, Греция, Польша и Венгрия могут иметь разные причины для отделения от ЕС, но объединяет их одно – переменная геометрия. Этот термин стал популярным в 1990-х гг., обозначая интеграцию на разных скоростях. Как оказалось, Еврозона – это не клуб в составе клуба, как наивно полагали некоторые британские проевропейцы. Со временем интересы стран расходятся по многим аспектам. Чтобы частично компенсировать экономическое неравенство, Еврозоне нужно свободное передвижение рабочей силы. Но то, что в Еврозоне называется свободой передвижения, в Британии считается иммиграцией. Неизбежные конфликты между доминирующими и более слабой, недовольной периферией, со временем станут еще острее.
Еще одна причина, по которой сейчас никто не торопится бежать к выходу – неопределенность вокруг Брекзита. Мы пока еще не знаем, какими будут детали соглашения между Лондоном и Брюсселем. Также неизвестно, каким будет экономический эффект. Длительный переходный период с последующим всеобъемлющим торговым соглашением – наиболее вероятный сценарий – позволит минимизировать затраты. Если на примере Лондона станет ясно, что выход не обязательно сопровождается экономическим кризисом, другие страны могут тоже активизироваться. Брекзит создаст прецедент для новых соглашений о выходе с задействованием статьи 50 Лиссабонского договора, как только страны поймут, что выход не страшен. Конечно, оценка будет другой, если Брекзит выльется в экономический хаос.
В ближайшие несколько лет ЕС может предпринять еще одну попытку сместить власть с национального уровня в сторону «центра» по ряду аспектов, особенно в плане управления в Еврозоне под эгидой скорее интеграции, за которую выступает французский президент Макрон, нежели Брекзита. Практически нет сомнений в том, что Франция и Германия договорятся о реформе, но она будет основана на идеях Германии и будет предполагать усиление Европейского стабилизационного механизма и более жесткий надзор за национальной фискальной политикой, с небольшими уступками Парижу. Многие их тех, кто призывали к реформам системы управления в Еврозоне, будут разочарованы. Вследствие изменений Франция и Германия могут сблизиться в политическом плане, но при этом они еще сильнее оттолкнут от себя Италию.
Что касается не входящих в Еврозону стран, не станет удивлением, если они начнут ставить под вопрос ценность союза, который в будущем будет давать меньше материальных выгод и управляться преимущественно в интересах самой Еврозоны. ЕС ее обязательно распадется, но глупо предполагать, что Брекзит будет способствовать сплочению стран региона.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
У Брекзита пока нет подражателей. Но реальная угроза для целостности Евросоюза, связанная с уходом Британии, проявится не сразу, а спустя некоторое время. Референдуму о членстве Британии в ЕС предшествовал длительный процесс политического отчуждения между Лондоном и Брюсселем, который уходит своими корнями в 1980-е и начало 1990-х гг. Аналогичная тенденция в настоящее время наблюдается в некоторых других европейских странах, хотя и по другим причинам. Евроскептицизм набирает силу в Греции, которая пребывает в состоянии перманентной депрессии из-за «искусства» урегулирования кризиса в Еврозоне. Также ширятся ряды евроскептиков в Италии, экономика которой хромает с момента вступления в валютный союз. Да и в целом политическая система в стране сейчас выглядит агрессивно. Маттео Ренци, бывший премьер-министр и глава левоцентристской Демократической партии, ратует за отмену некоторых фискальных правил в ЕС. Сильвио Берлускони, еще один бывший премьер и лидер правоцентристской партии «Вперед, Италия», выступает за введение параллельной валюты. Другие требуют проведения референдума о членстве в Евросоюзе.
Польша и Венгрия, где во главе правительства стоят правоцентристы, также дистанцируются от мейнстрима. Еврокомиссия запустила санкционную процедуру в отношении Польши в знак протеста против судебной реформы, которая противоречит законодательству Евросоюза. Польша и Венгрия отказываются принимать беженцев по установленным квотам. Послушав заявления венгерского премьера Виктора Орбана, можно задаться вопросом: как долго страна будет оставаться в составе ЕС? Как только Венгрия перестанет быть чистым бенефициаром средств из бюджета Евросоюза, его евроскептицизм уже не будет сдерживаться финансовыми соображениями. Когда Британия покинет союз и перестанет вносить вклад в европейский бюджет, оценка «плюсов» и «минусов» членства в ЕС, особенно в странах, не входящих в Еврозону, изменится.
Британия, Италия, Греция, Польша и Венгрия могут иметь разные причины для отделения от ЕС, но объединяет их одно – переменная геометрия. Этот термин стал популярным в 1990-х гг., обозначая интеграцию на разных скоростях. Как оказалось, Еврозона – это не клуб в составе клуба, как наивно полагали некоторые британские проевропейцы. Со временем интересы стран расходятся по многим аспектам. Чтобы частично компенсировать экономическое неравенство, Еврозоне нужно свободное передвижение рабочей силы. Но то, что в Еврозоне называется свободой передвижения, в Британии считается иммиграцией. Неизбежные конфликты между доминирующими и более слабой, недовольной периферией, со временем станут еще острее.
Еще одна причина, по которой сейчас никто не торопится бежать к выходу – неопределенность вокруг Брекзита. Мы пока еще не знаем, какими будут детали соглашения между Лондоном и Брюсселем. Также неизвестно, каким будет экономический эффект. Длительный переходный период с последующим всеобъемлющим торговым соглашением – наиболее вероятный сценарий – позволит минимизировать затраты. Если на примере Лондона станет ясно, что выход не обязательно сопровождается экономическим кризисом, другие страны могут тоже активизироваться. Брекзит создаст прецедент для новых соглашений о выходе с задействованием статьи 50 Лиссабонского договора, как только страны поймут, что выход не страшен. Конечно, оценка будет другой, если Брекзит выльется в экономический хаос.
В ближайшие несколько лет ЕС может предпринять еще одну попытку сместить власть с национального уровня в сторону «центра» по ряду аспектов, особенно в плане управления в Еврозоне под эгидой скорее интеграции, за которую выступает французский президент Макрон, нежели Брекзита. Практически нет сомнений в том, что Франция и Германия договорятся о реформе, но она будет основана на идеях Германии и будет предполагать усиление Европейского стабилизационного механизма и более жесткий надзор за национальной фискальной политикой, с небольшими уступками Парижу. Многие их тех, кто призывали к реформам системы управления в Еврозоне, будут разочарованы. Вследствие изменений Франция и Германия могут сблизиться в политическом плане, но при этом они еще сильнее оттолкнут от себя Италию.
Что касается не входящих в Еврозону стран, не станет удивлением, если они начнут ставить под вопрос ценность союза, который в будущем будет давать меньше материальных выгод и управляться преимущественно в интересах самой Еврозоны. ЕС ее обязательно распадется, но глупо предполагать, что Брекзит будет способствовать сплочению стран региона.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу