Как здоровье, панда? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как здоровье, панда?

Больше ни одна страна в истории не демонстрировала столь поразительных темпов устойчивого экономического роста в течение трех десятилетий. В 2007 году, ко второму кварталу, экономика Китая росла на 11,9% в годовом исчислении
9 октября 2007 Архив

Процветающая экономика Китая способствует мировому росту на фоне ослабления в США. Что ж, теперь ей придется не сбавлять темп.



Как здоровье, панда?

Рисунок Била Батчера


Больше ни одна страна в истории не демонстрировала столь поразительных темпов устойчивого экономического роста в течение трех десятилетий. В 2007 году, ко второму кварталу, экономика Китая росла на 11,9% в годовом исчислении. С 1978 года она росла в среднем на 410% в год - быстрее, чем Китай и "Азиатские тигры" в течение аналогичных периодов экономического взлета. Но, рано или поздно, все спринтеры начинают выбиваться из сил. За два десятилетия вплоть до 1970 года средние темпы экономического роста составили 9,5%, однако, в 70-е они снизились до 4,7%, а в 90-е уже до 1%. По мере развития Китая, состояние его экономики все больше и больше переставало быть его внутренним делом, а начинало беспокоить и остальные страны. Сейчас, впервые за всю историю, доля Китая в мировом ВВП (с учетом рыночных обменных курсов) превысила долю США. И, в то время, как прогнозы по китайской экономике с завидным постоянством пересматриваются в сторону повышения, экономика США сгорбилась под гнетом проблем на рынке жилья, которые грозят резким сокращением потребительских расходов. Сегодня судьба мировой экономики зиждется не только на экономическом здоровье Америке, но и Китая.




Так с какими же актуальными проблемами сегодня столкнулся Китай? Самой серьезной головной болью является перегрев экономики и выход инфляции из-под контроля. В августе инфляция потребительских цен выросла до 6,5% с 1,3% год назад. Если Китай резко нажмет на тормоза, экономика может получить хорошую встряску, как это было раньше. Однако на этот раз инфляция вовсе не так высока, как в период 1988 и 1994 годов, когда она доходила до 25%. Более того, рост ценового давления нельзя назвать симптомом перегрева, вызванного повышенным спросом. Это лишь результат роста цен на продукты питания, связанные с проблемами предложения. За исключением этого сегмента, цены выросли всего на 0,9%. Но, тем не менее, не стоит пренебрежительно относиться к продуктам питания, поскольку они формируют одну треть от всей инфляционной корзины, при этом являются предметами первой необходимости, поэтому их удорожание может привести к социальным волнениям. К сожалению, эта не та проблема, которую Центробанк может решить простым повышением учетной ставки. Растущая обеспокоенность инфляцией вынудила Пекин объявить о замораживании цен на целый ряд товаров, таких как нефть, электроэнергию и воду, до конца 2007 года.




Дутые проблемы



Второй китайской проблемой, которая в настоящее время у всех на устах, является спекулятивный пузырь на фондовом рынке. Всего лишь за последние два года цены на акции выросли на 400%, а средний коэффициент цена/прибыль, основанный на исторических показателях прибылей, держится в районе 50. Но, даже несмотря на то, что все в один голос называют это пузырем, история свидетельствует о том, что цены могут расти еще долго: и японский индекс Nikkei, и американский NASDAQ в свое время демонстрировали коэффициент намного выше 100. Но если фондовый рынок и обвалится в этом году, последствия для экономики будут весьма умеренными. Общая стоимость торговых акций, то есть за исключением тех, которые принадлежат государству, не превышает 355 от ВВП по сравнению с 180% в США на пике пузыря в 2000 году. Акции составляют менее 20% от общего объема финансовых активов домохозяйств.



Во многих отношениях Китай сегодня зловеще напоминает Японию перед тем, как лопнул ее пузырь в начале 90-х, что привело к десятилетней стагфляции. Как и в Стране восходящего солнца, в Китае отмечается высокий уровень сбережений и инвестиций, низкие реальные процентные ставки и растущие цены на активы, огромный профицит текущего счета и давление на рост валютного курса. После того, как в 1985 году крупнейшие промышленные державы подписали соглашение Плаза, иена выросла против доллара на 80% буквально за три года. Многие в Китае считают, что все беды, обрушившиеся на Японию в этот период, в основном связаны с укреплением иены. Именно поэтому Пекин допустил рост юаня с июля 2005 года лишь на 10%. Однако серьезным отличием Китая от Японии 80-х годов является то, что в последней наблюдался пузырь на рынке жилья, которое использовалось в качестве обеспечения кредитов. Несмотря на то, что падение цен на недвижимость повлекло бы за собой куда более плачевные последствия для Китая, нежели обвал на фондовом рынке, поскольку более 80% городских жителей сейчас имеют собственное жилье, нет никаких признаков спекулятивного пузыря в данном секторе экономики. Цены на жилье растут в среднем на 8% в год, при этом двузначные темпы роста отмечаются лишь в Пекине и Шеньжене.



Если Америка сляжет



Если ни инфляция, ни обвал на рынке активов не смогут пустить китайскую экономику под откос в течение ближайшего года или двух, может быть, это удастся рецессии в США? Экспорт составляет более 40% всего ВВП Китая, поэтому некоторые экономисты предполагают, что снижение объемов внешних продаж в результате спада в США приведет к избытку свободных производственных мощностей, резкому падению прибыли и инвестиций и, в итоге, очень жесткой посадке. Однако расхожий миф о том, что Китай зависит от экспорта - не более, чем миф. Внутреннее потребление играет куда более важную роль. В этом году увеличение чистого экспорта (без учета импорта), скорее всего, обеспечит более четверти всего роста ВВП - рекордное значение. Но даже без внешнего стимула, годовой прирост ВВП на 9% - очень внушительный показатель.



В период американской рецессии 2001 года объем китайского экспорта сократился на 25%, но при этом также резко снизился и объем импорта, поэтому, по официальным данным, темпы роста ВВП оставались высокими. Затем доля экспорта в США начала снижаться; теперь для китайских производителей гораздо большее значение имеют рынки развивающихся стран и Евросоюза. За три месяца до августа экспорт Китая в США вырос на 14% в годовом исчислении, тогда как экспорт в ЕС за тот же период вырос на 40%. Пока охлаждение американской экономики связано с падением рынка жилья, но если потребители начнут резко затягивать пояса и на всем экономить, последствия для Китайского экспорта могут быть весьма ощутимыми. По оценкам Всемирного Банка, если потребление в США снизится на 1% в эквиваленте к ВВП, темпы роста экономики Китая сократятся на 0,2-0,5%, в зависимости от того, насколько активно ФРС будет предпринимать меры, направленные за стабилизацию ситуации. Рецессия в Штатах ослабит китайскую экономику, но, если учесть что официальный Пекин сейчас обеспокоен возможным перегревом, снижение объемов экспорта пойдет только на пользу. Это не только снизит риск инфляции, но и поможет сбалансировать текущий счет.



Таким образом, снижение экономической активности в Штатах вызовет у Китая не больше, чем насморк. На самом деле, это может стать для Поднебесной даже злом во благо: если снижение объемов экспорта вынудит правительство предпринять меры, стимулирующие внутренний спрос, можно будет рассчитывать на перебалансировку экономики и дальнейший, более устойчивый рост. Гораздо большей опасностью является то, что рецессия в США может еще больше разжечь протекционистские настроения и привести в итоге к торговым санкциям против Китая. В год выборов политикам нужен козел отпущения и Китай прекрасно подходит на эту роль. Хотя на самом деле, барьеры больше навредят самой Америке.



Кончится топливо?



В последние месяцы идут разговоры о новой угрозе. Считается, что в Китае назревает дефицит дешевой рабочей силы - основного источника невероятного экономического роста. Это ерунда. Да, на самом деле, за последний год зарплаты вросли на 15%, но при этом производительность труда растет еще быстрее. Фактически, темпы роста оплаты труда исчислялись двузначными цифрами в течение десятилетия, но это совершенно никак не отражалось на росте экономики. В некоторых отраслях наблюдается нехватка специалистов, однако, сложно себе представить, что в стране, где более 60% населения проживает в сельской местности, вдруг наступит нехватка рабочих рук. В любом случае, утверждение о том, что рост Китая основан на дешевой рабочей силе, не имеет ничего общего с правдой. За последние десять лет увеличение численности работающего населения обеспечивало лишь 1% прироста ВВП. По прогнозам, к 2015 году численность рабочей силы достигнет своего пика, а затем начнет сокращаться. Но аналитики Всемирного банка считают, что Китай не будет испытывать нехватку рабочих рук еще много лет, благодаря миграции населения в города.




И, уж чего у Китая в достатке - так это капитальных инвестиций. Экономисты уже давно предрекают перегрев инвестиционного сектора в результате искусственно низкой стоимости капитала, который в итоге приведет к ослаблению экономики. Считается, что рано или поздно чрезмерная избыточность производственных мощностей выльется в сокращение капитальных расходов. Согласно правительственным данным, инвестиции в Китае составляют более 45% роста ВВП и растут на 25% в год. Однако, по мнению многих экономистов, эти цифры сильно преувеличены, поскольку, например, покупка земли тоже считается новой инвестицией, хотя на самом деле, это всего лишь смена владельца. Если бы инвестиции в Китае вышли за пределы разумного, можно было бы ожидать падения доходности капитала. Однако корпоративная маржа прибыли продолжает расти.



Таким образом, список потенциальных угроз китайской экономике достаточно велик, и каждый из пунктов может лишить ВВП пары процентов роста, однако, ничто само по себе не обладает достаточной силой, чтобы обрушить экономику, по крайней мере, в течение ближайших двух лет. Но что будет, если беда, как всегда, придет не одна? Например, рецессия в Штатах усилит протекционизм, а беспокойства на мировых финансовых рынках заставят занервничать и инвесторов в Китае, цены на акции упадут, спровоцировав общественное недовольство. Тогда последствия для экономики будут более ощутимыми. По мнению некоторых экономистов, в краткосрочной перспективе экономике Китая ничего серьезного не угрожает, однако, в среднесрочном периоде ситуация выглядит более рискованной. Есть вероятность резкого ослабления в течение предстоящих десяти лет. Годы быстрого роста очень коварны, поскольку они скрывают те проблемы, которые выставлены напоказ во времена кризиса. А пока Китай продолжит нестись вперед на полном ходу, невзирая на болезненное состояние Америки. И для мировой экономики это неплохо.


По материалам журнала The Economist

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter