16 ноября 2017 Живой журнал Журавлев Сергей
1. Минэкономразвития, унаследовавшее от советских экономических органов функцию «мотивационного тренера», следуя этой роли, опять слегка завысило ожидания прироста ВВП. В конце октября МЭР оценивал его в 3-ем квартале в 2.2% в год. сравнении (кварталом ранее – в 2.7%) с учетом, в частности, рекордного, выросшего на 13.6% сбора зерновых. Но флэш-оценка Росстата в понедельник насчитала на сей раз лишь 1.8%, поправив заодно и консенсус Блумбергс (2%). Замедление годового прироста с 2.5% в предыдущем квартале до 1.8% при переходе к последовательным квартальным приростам (с сез.-календ. поправкой) даёт изменение к предыдущему кварталу около нуля. Даже возможно, чуть ниже.
2. Из-за слишком больших сезонных колебаний российского ВВП точность подсчёта сезонно скорректированной крайней точки обычно крайне невысока. Так что конкретной цифре не стоит придавать слишком драматического значения. Но, во всяком случае, замедление роста налицо - после бодрого восстановления первой половины года. И это вполне очевидно вытекало уже из вышедшей в октябре россыпи данных по секторам.
Видимо, существенным драйвером торможения стало промышленное производство, индекс которого загнулся вниз под действием снижения добычи полезных ископаемых и коммунальных услуг (квартал, после затянувшейся холодрыги, выдался сравнительно тёплым). Уточнённые объемы строительных работ также стагнировали, и это могло быть признаком того, что показанное в первых 2-х кварталах внушительное увеличение инвестиций в действительности не было столь радикальным и, во всяком случае, во второй половине года замедлилось. Возможно, замедление распространилось и на операции с недвижимостью, аренду и прочие услуги – отрасль, которую Росстат во 2-м квартале назначил второй по значению, ответственной за рост (после добычи).
3. В отличие от выпуска, замедление в 3-ем квартале не коснулось спроса. Рост розничных продаж ускорялся, как и покупки жилья. Любопытна в этой связи ситуация в банковском секторе. Кредитов выдали за 9 мес. 2,47 трлн., привлекли депозитов - 580 млрд. (обе цифры учета бюджетов разных уровней и операций с нерезидентами). Разницу в 1.9 трлн. банки получили за счет сокращения чистых обязательств консолидированного бюджета, другими словами – роста остатков на бюджетных счетах. Конечно, эта ситуация изменится в 2 последние месяца года, на которые приходится основной объем бюджетных расходов. Но в целом положение, когда государство стало основным кредитором частного сектора (населения и бизнеса) из собранных с него избыточных налогов, довольно ненормальна.
За 2 года после 2014, не нефтяные налоги выросли на 2.7 п.п. к ВВП (с 24.4 До 27.1% ВВП), почти полностью компенсировав падение нефтегазовых доходов (с 9.4 до 5.6% ВВП). В 2017г. ужесточение налогового давления продолжилось. Налоги на прибыль и акцизы выросли по 17%, НДС – на 11%, главным образом, в результате более жесткого администрирования (треть прироста доначислена по результатам проверок ФНС). В плане фед. бюджета до 2020 г. – введение дополнительных налоговых сборов на 563.3 млрд. руб. (увеличение с 1 января акцизов на топливо, введение с середины будущего года ввозных пошлин на интернет-покупки сверх лимита в 20 долл. против нынешних 1000 евро, рост утилизационного сбора на 15% на ввозимые автомобили и введение такого сбора на станки и оборудование, дополнительные налоги на операторов мобильной связи и т.п.).
В результате роста налогов фед.бюджет 2020г. должен быть сбалансирован по первичным расходам (без учета процентов) при 40 долл. за барр. Юралс (с поправкой на инфляцию доллара). Но оборотной стороной такого сильного смещения не нефтяного бюджетного сальдо может стать либо угнетение частного спроса, либо очередное надувание кредитного пузыря, фондируемого на сей раз (в отличие от кризисов 1998 и 2088 гг.) не заграничными займами банков, а избыточными накоплениями на бюджетных счетах.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу