15 декабря 2017 Живой журнал Журавлев Сергей
1. Завтрашнее заседание СД ЦБ по ключевой ставке любопытно не столько своим, вполне однозначно ожидаемым решением, сколько комментариями председателя в связи со значительным перевыполнением плана по снижению инфляции, как и по ряду других острых тем ближайшей повестки (рынок госдолга РФ и курс рубля после ухода нерезидентов из-за снижения diff в ставках и вероятных американских санкций, инфляционное давление структурного профицита ликвидности в результате наложения триллионных денежных вливаний на санацию банков на более чем триллионный сезонный бюджетный дефицит декабря, и т.п.).
2. По данным за ноябрь годовая инфляция снизилась до рекордных 2.5%, 5-ый месяц подряд оставаясь ниже 4%-ного таргета ЦБ. Даже с учетом некоторого ускорения роста цен в декабре, по итогам года их прирост вряд ли превысит 2.7%. Эта новость вряд ли обрадует коммунальщиков и пенсионеров, которым в середине и в начале 2018 года предстоит индексация по данной ставке. Притом, что в течение будущего года «казус низкой годовой инфляции» второй половины года нынешнего наверняка уйдет в прошлое, и обещанные 4%, а то и больше - вернутся.
3. А пока что основной вклад в замедление инфляции продолжает вносить продовольствие, рост цен на которое упал до 1.1% в годовом сопоставлении с 1.6% в годовом исчислении в октябре. Это – результат как поведения цен в сегменте плодоовощной продукции, которые с августа остаются ниже прошлогодних за тот же месяц (в ноябре – на 2.5%), так и прироста цен всего лишь на 1.4% за год на остальную еду. В значительной мере – это результат замедления роста цен на мясо, который в июле был 2.6% год к году, а к концу ноября можно было видеть эти цены уже снизившимися на 1.9% в годовом исчислении. Однако наиболее значительную дефляцию можно было видеть в цене на сахар, потерявшей в ноябре 25% в годовом исчислении.
По оценке аналитиков VTB capital Research, факторами такого поведения продовольственных цен стали: i) высокий базовый эффект 2016 года; ii) прочность рубля, поддержанная ростом нефтяных цен в ноябре; и iii) хороший урожай зерна.
4. Дезинфляция в непродовольственном секторе менее крутая, но и она тоже ниже таргета – 2.7% в годовом исчислении (инфляция тут снизилась с 2.8% за год в октябре). Умеренный рост цен в этом сегменте стал результатом дефляции на товары, цены на которые в той или мере ведомы курсом рубля (телевизоры, компьютеры, средства связи и других электрические устройства).
5. Услуги остаются единственный сегментом, где цены за год растут быстрее целевых 4% (инфляция тут разогналась до 4.3% в годовом исчислении, по сравнению с 4.2% в годовом сопоставлении месяцем ранее). Ускорение дали услуги пассажирского транспорта, подорожавшие на 7.0% в годовом выражении в ноябре (против 6,6% за год в октябре).
6. Феноменально низкая инфляция, хотя и ставшая сочетанием случайных (немонетарных) факторов (база, нефть, урожай), несомненно побудит ЦБ округлить завтра ключевую ставку, урезав очередные 25 б.п. Хотя, если смотреть на динамику кредита, и соответственно – денежных остатков, как на двигатели инфляционных трендов, то они как раз оживляются довольно резво. Так что, если говорить серьезно, то никаких оснований для традиционного трындежа «поборников роста» о перегибе Банком России дезинфляционной палки в общем-то нет.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу