22 января 2018 QB Finance Жданов Александр
Согласно закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановыи? период 2019 и 2020 годов», дефицит бюджета РФ в текущем году достигнет 1,27 трлн. руб. или 1,3% ВВП после дефицита в размере 1,4% ВВП в 2017 году (предварительная оценка Министерства финансов РФ). Одним из главных источников финансирования недостатка в бюджете в прошедшем году стал Резервныи? фонд, образованныи? в начале 2008 года путе?м разделения Стабилизационного фонда на 2 части – Резервныи? фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). По состоянию на 1 января 2018 года Резервныи? фонд, все средства которого должны направляться на покрытие дефицита федерального бюджета, полностью исчерпан, и с 1 февраля фонд прекратит свое? существование. Финансировать плановыи? дефицит в 2018 году будут за сче?т средств ФНБ, а уже в 2019-2020 гг. государство верне?тся к заимствованиям, как к главному источнику финансирования.
Остатки из Резервного фонда были выведены в декабре. Тогда Министерство финансов РФ реализовало $7,62 млрд., 6,71 млрд. евро и 1,1 млрд. фунтов стерлингов и направило полученныи? 1 трлн. руб. на покрытие дефицита федерального бюджета. С начала своего существования формирование фонда происходило за сче?т нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержде?нную на соответствующии? финансовыи? год величину нефтегазового трансферта. При этом в случае превышения накоплениями уровня 7% от прогнозируемого ВВП на следующии? год, «лишние» нефтегазовые доходы должны были направляться в ФНБ. Во время мирового финансового кризиса объем Резервного фонда сократился более чем на 80% - с сентября 2008 года по январь 2012 года показатель упал со $142,6 млрд. до $25,2 млрд. В течение последних 3 лет новыи? «нефтянои? кризис» заставил направить еще 5,7 трлн. руб. средств Резервного фонда на закрытие дыры в бюджете.
Динамика объема средств Резервного фонда Источник: Министерство финансов РФ
В результате в 2018 году одним из основных источников финансирования дефицита бюджета должен стать ФНБ, которыи? задумывался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан (средства фонда в том числе должны были направляться на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда). Объем фонда на начало 2018 года составляет 3,75 трлн. руб. ($65,15 млрд.), однако только 2/3 фонда составляют «свободные средства». Остальная часть средств ФНБ вложена в инфраструктурные проекты на территории России и за границеи?, привилегированные акции россии?ских кредитных организации?, государственные еврооблигации Украины. Часть средств находится на депозитах ПАО «ВТБ», АО «Газпромбанк», а также «Внешэкономбанка». Согласно федеральному бюджету на финансирование дефицита россии?ского бюджета в 2018 году будет направлено 1,11 трлн. руб. из средств ФНБ. Тем не менее, уже к концу 2019 года размер ФНБ должен вырасти до 4,3 трлн. руб., чему поспособствует применение нового бюджетного правила.
Динамика объема средства Фонда национального благосостояния Источник: Министерство финансов РФ
Правило, которое позволяет снизить зависимость величины расходов на федеральном уровне от фактическои? стоимости нефти марки Urals, должно помочь Министерству финансов РФ проводить более масштабные интервенции на валютном рынке. Нефтегазовые доходы, полученные от продажи энергоносителеи? при цене нефти марки Urals выше установленнои? планки в $40.8 за баррель в 2018 году (планка индексируется на 2% каждыи? год), будут направляться на покупку иностраннои? валюты и пополнение ФНБ. Согласно прогнозам АО «Раи?ффазенбанк», если в 2018 году цена нефти марки Urals будет находиться в раи?оне $50 за баррель, то годовои? объем интервенции? может составить $21,8 млрд. В декабре 2017 года средняя стоимость нефти марки Urals составила $63.6 за баррель. Первыи? в новом году этап интервенции? продлится с 15 января по 6 февраля. В рамках него Министерство финансов РФ потратит 257 млрд. руб. на покупку валюты. Для сравнения за весь 2017 год ведомство направило на эти цели 829 млрд. руб.
По словам главы Министерства финансов Антона Силуанова, при ценах на нефть марки Urals выше $60 за баррель на валютные интервенции может быть направлено около 2,8 трлн. руб., то есть $49 млрд. по текущему обменному курсу. Поддержать стоимость нефти на текущих уровнях должно ноябрьское решение ОПЕК+ о продлении сроков соглашения об ограничении нефтедобычи до конца 2018 года. Текущее время достаточно выгодно для покупок иностраннои? валюты с точки зрения ограниченного влияния интервенции? на курс рубля: применение нового бюджетного правила будет сдерживать чрезмерное укрепление россии?скои? валюты и, соответственно, поддержит экспортные доходы бюджета, в то время как положительныи? макростатистическии? фон в стране не позволит валютным интервенциям существенно ослабить рубль. По нашему мнению, в ближаи?шие месяцы рубль жде?т незначительныи? спад с текущих уровнеи? до уровня 60 руб. за $1. В рамках федерального бюджета среднии? прогнозныи? курс валютнои? пары USD/RUB составляет 64,7 в 2018 году, 66,9 – в 2019 году и 68 – в 2020 году.
Некоторые ведомства более оптимистичны в своих прогнозах. Так в середине января Министерство экономического развития РФ выпустило обзор «Картина экономики». По оценкам ведомства, сохранение нефтяных котировок на текущих уровнях позволит федеральному бюджету закрыть год с профицитом на уровне 1% ВВП, а также пополнить ФНБ на ту же сумму в $50 млрд., о которои? говорил глава Минфина. Однако текст федерального бюджета предполагает его дефицит в размере 1,27 трлн. руб. или 1,3% ВВП в 2018 году, дефицит в размере 819 млрд. руб. в 2019 году и 870 млрд. руб. в 2020 году. Кроме ФНБ, источниками финансирования «бюджетнои? ямы» станут государственные заимствования. С этои? целью текущии? бюджет предполагает повышение верхнего предела государственного внешнего долга почти на $20 млрд. до $71,6 млрд. на 1 января 2019 года (на 1 декабря 2017 года объем внешнего государственного долга РФ составлял $51,2 млрд.).
По итогам 2019 года верхняя граница будет повышена до $73,2 млрд. и верне?тся к уровню $71,9 млрд. к концу 2020 года. Также расширены и предельные уровни внутреннего государственного долга в 2018- 2020 гг. до 10,5 трлн. руб., 11,4 трлн. руб. и 12,7 трлн. руб. соответственно (на 1 декабря 2017 года объем внутреннего государственного долга РФ составлял 9,1 трлн. руб.). Наращивать внутреннии? государственныи? долг Министерство финансов РФ будет через выпуск облигации? федерального заи?ма (ОФЗ), в том числе через выпуски ОФЗ-н, предназначенные для размещения среди населения.
Статистика размещения ОФЗ Министерством финансов РФ, млрд. руб. Источник: Министерство финансов РФ
Прогнозируемыи? объем привлечения ОФЗ – 817 млрд. руб. в 2018 году, 782 млрд. руб. в 2019 году и 1,21 трлн. руб. в 2020 году. Это значительно меньше объемов размещения ОФЗ в 2017 году (1,69 трлн. руб. без уче?та выпусков ОФЗ-н при спросе в 4 трлн. руб.). На этом фоне стоимость привлечения средств для государства должна падать, а доходность данных инвестиции? постепенно снижаться. В рамках первых двух аукционов по размещению ОФЗ в I квартале 2018 года ведомству удалось привлечь 63 млрд. руб. при спросе в 150 млрд. руб. Всего к концу марта этого года состоится еще 10 аукционов, а максимальныи? объем предложения за первые 3 месяца 2018 года достигнет 450 млрд. руб. Снизить величину заимствовании? может рост фактического курса американскои? валюты по отношению к прогнозному уровню (64,7 руб. за $1 в 2018 году) – в этом случае нефтегазовые экспортные доходы покроют часть дефицита бюджета. Увеличение реального обменного курса USD/RUB на 1 руб., по оценкам ЦБ, приведе?т к сокращению объемов размещения ОФЗ на 80-85 млрд. руб.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Остатки из Резервного фонда были выведены в декабре. Тогда Министерство финансов РФ реализовало $7,62 млрд., 6,71 млрд. евро и 1,1 млрд. фунтов стерлингов и направило полученныи? 1 трлн. руб. на покрытие дефицита федерального бюджета. С начала своего существования формирование фонда происходило за сче?т нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержде?нную на соответствующии? финансовыи? год величину нефтегазового трансферта. При этом в случае превышения накоплениями уровня 7% от прогнозируемого ВВП на следующии? год, «лишние» нефтегазовые доходы должны были направляться в ФНБ. Во время мирового финансового кризиса объем Резервного фонда сократился более чем на 80% - с сентября 2008 года по январь 2012 года показатель упал со $142,6 млрд. до $25,2 млрд. В течение последних 3 лет новыи? «нефтянои? кризис» заставил направить еще 5,7 трлн. руб. средств Резервного фонда на закрытие дыры в бюджете.
Динамика объема средств Резервного фонда Источник: Министерство финансов РФ
В результате в 2018 году одним из основных источников финансирования дефицита бюджета должен стать ФНБ, которыи? задумывался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан (средства фонда в том числе должны были направляться на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда). Объем фонда на начало 2018 года составляет 3,75 трлн. руб. ($65,15 млрд.), однако только 2/3 фонда составляют «свободные средства». Остальная часть средств ФНБ вложена в инфраструктурные проекты на территории России и за границеи?, привилегированные акции россии?ских кредитных организации?, государственные еврооблигации Украины. Часть средств находится на депозитах ПАО «ВТБ», АО «Газпромбанк», а также «Внешэкономбанка». Согласно федеральному бюджету на финансирование дефицита россии?ского бюджета в 2018 году будет направлено 1,11 трлн. руб. из средств ФНБ. Тем не менее, уже к концу 2019 года размер ФНБ должен вырасти до 4,3 трлн. руб., чему поспособствует применение нового бюджетного правила.
Динамика объема средства Фонда национального благосостояния Источник: Министерство финансов РФ
Правило, которое позволяет снизить зависимость величины расходов на федеральном уровне от фактическои? стоимости нефти марки Urals, должно помочь Министерству финансов РФ проводить более масштабные интервенции на валютном рынке. Нефтегазовые доходы, полученные от продажи энергоносителеи? при цене нефти марки Urals выше установленнои? планки в $40.8 за баррель в 2018 году (планка индексируется на 2% каждыи? год), будут направляться на покупку иностраннои? валюты и пополнение ФНБ. Согласно прогнозам АО «Раи?ффазенбанк», если в 2018 году цена нефти марки Urals будет находиться в раи?оне $50 за баррель, то годовои? объем интервенции? может составить $21,8 млрд. В декабре 2017 года средняя стоимость нефти марки Urals составила $63.6 за баррель. Первыи? в новом году этап интервенции? продлится с 15 января по 6 февраля. В рамках него Министерство финансов РФ потратит 257 млрд. руб. на покупку валюты. Для сравнения за весь 2017 год ведомство направило на эти цели 829 млрд. руб.
По словам главы Министерства финансов Антона Силуанова, при ценах на нефть марки Urals выше $60 за баррель на валютные интервенции может быть направлено около 2,8 трлн. руб., то есть $49 млрд. по текущему обменному курсу. Поддержать стоимость нефти на текущих уровнях должно ноябрьское решение ОПЕК+ о продлении сроков соглашения об ограничении нефтедобычи до конца 2018 года. Текущее время достаточно выгодно для покупок иностраннои? валюты с точки зрения ограниченного влияния интервенции? на курс рубля: применение нового бюджетного правила будет сдерживать чрезмерное укрепление россии?скои? валюты и, соответственно, поддержит экспортные доходы бюджета, в то время как положительныи? макростатистическии? фон в стране не позволит валютным интервенциям существенно ослабить рубль. По нашему мнению, в ближаи?шие месяцы рубль жде?т незначительныи? спад с текущих уровнеи? до уровня 60 руб. за $1. В рамках федерального бюджета среднии? прогнозныи? курс валютнои? пары USD/RUB составляет 64,7 в 2018 году, 66,9 – в 2019 году и 68 – в 2020 году.
Некоторые ведомства более оптимистичны в своих прогнозах. Так в середине января Министерство экономического развития РФ выпустило обзор «Картина экономики». По оценкам ведомства, сохранение нефтяных котировок на текущих уровнях позволит федеральному бюджету закрыть год с профицитом на уровне 1% ВВП, а также пополнить ФНБ на ту же сумму в $50 млрд., о которои? говорил глава Минфина. Однако текст федерального бюджета предполагает его дефицит в размере 1,27 трлн. руб. или 1,3% ВВП в 2018 году, дефицит в размере 819 млрд. руб. в 2019 году и 870 млрд. руб. в 2020 году. Кроме ФНБ, источниками финансирования «бюджетнои? ямы» станут государственные заимствования. С этои? целью текущии? бюджет предполагает повышение верхнего предела государственного внешнего долга почти на $20 млрд. до $71,6 млрд. на 1 января 2019 года (на 1 декабря 2017 года объем внешнего государственного долга РФ составлял $51,2 млрд.).
По итогам 2019 года верхняя граница будет повышена до $73,2 млрд. и верне?тся к уровню $71,9 млрд. к концу 2020 года. Также расширены и предельные уровни внутреннего государственного долга в 2018- 2020 гг. до 10,5 трлн. руб., 11,4 трлн. руб. и 12,7 трлн. руб. соответственно (на 1 декабря 2017 года объем внутреннего государственного долга РФ составлял 9,1 трлн. руб.). Наращивать внутреннии? государственныи? долг Министерство финансов РФ будет через выпуск облигации? федерального заи?ма (ОФЗ), в том числе через выпуски ОФЗ-н, предназначенные для размещения среди населения.
Статистика размещения ОФЗ Министерством финансов РФ, млрд. руб. Источник: Министерство финансов РФ
Прогнозируемыи? объем привлечения ОФЗ – 817 млрд. руб. в 2018 году, 782 млрд. руб. в 2019 году и 1,21 трлн. руб. в 2020 году. Это значительно меньше объемов размещения ОФЗ в 2017 году (1,69 трлн. руб. без уче?та выпусков ОФЗ-н при спросе в 4 трлн. руб.). На этом фоне стоимость привлечения средств для государства должна падать, а доходность данных инвестиции? постепенно снижаться. В рамках первых двух аукционов по размещению ОФЗ в I квартале 2018 года ведомству удалось привлечь 63 млрд. руб. при спросе в 150 млрд. руб. Всего к концу марта этого года состоится еще 10 аукционов, а максимальныи? объем предложения за первые 3 месяца 2018 года достигнет 450 млрд. руб. Снизить величину заимствовании? может рост фактического курса американскои? валюты по отношению к прогнозному уровню (64,7 руб. за $1 в 2018 году) – в этом случае нефтегазовые экспортные доходы покроют часть дефицита бюджета. Увеличение реального обменного курса USD/RUB на 1 руб., по оценкам ЦБ, приведе?т к сокращению объемов размещения ОФЗ на 80-85 млрд. руб.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу