Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Интервью с трейдером Дэвидом Стендалем (David Stendahl): Управление рисками » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Интервью с трейдером Дэвидом Стендалем (David Stendahl): Управление рисками

12 февраля 2018 utmedia
Дэвид Стендаль (David Stendahl) более 25 лет занимается торговлей и разработкой систем торговли, основанных на моментумных движениях и графических формациях. Об управлении рисками он знает практически все. Стендаль является основателем и президентом Signal Trading Group и специализируется на торговле на мировых фьючерсных рынках. Для этого он использует системную, в высшей степени диверсифицированную систему торговли с низким уровнем заемного капитала.

Дэвид, вы торгуете фьючерсами в настоящее время?

Да. Я являюсь трейдером с начала 90-х. Начинал с опционов, а затем, в середине 90-х, переключился на фьючерсы. Фьючерсы - единственный рынок, на котором я сейчас торгую. С акциями я не работаю уже более 20 лет.

Торговля фьючерсами требует серьезного управления рисками. Хотелось бы поговорить с вами о разных вариантах риск-менеджмента. Вы используете разные способы. Давайте начнем с рисков, связанных со сделкой. Можете рассказать нам об этом?

Конечно. Как системный трейдер, я люблю создавать системы, в которые заложено несколько причин для выхода из позиций. В целом, моя методика торговли предполагает три разных вида стопов. Первый - это стоп на фиксированный процент. Он применяется на раннем этапе сделки, как правило - в течение нескольких первых баров торговли. Для определения первого защитного стопа я применяю анализ максимального неблагоприятного отклонения. Второй тип - это простой следящий стоп. Когда сделка начинает развиваться, я заменяю стоп по максимальному неблагоприятному отклонению на следящий стоп. Затем, на более поздних этапах сделки, я использую стоп по ситуации на рынке. Он основан на движении рынка. Например, если рынок находится в завершающей части тренда, его разворот будет хорошим поводом для закрытия сделки. Такие ситуации на рынке, как разворот на вершине, пробой уровня поддержки и др., дают повод выйти из позиции. Таким образом, при управлении рисками в сделке я не придерживаюсь логики единого стопа. Нужно иметь несколько стопов, которые будут развиваться во времени и зависеть от естественных колебаний рынка.

Термин "максимальное неблагоприятное отклонение" слышали, наверное, многие. Но не все его понимают. Можете вкратце объяснить, что это такое?

Идея максимального неблагоприятного отклонения (Maximum adverse excursion, MAE) была предложена Джоном Суини (John Sweeney). Это процесс, при котором максимальный убыток (в процентах) для отдельно взятой сделки сравнивается с итоговой доходностью (в процентах) в ней. Если посмотреть историю всех сделок какой-то системы, зачастую можно найти закономерность, согласно которой, после того, как убыток в сделке превышает определенный процент, цена уже не возвращается обратно. Это точка невозврата, здесь и нужно ставить защитный стоповый ордер. В свое время я участвовал в разработке системы тестирования на истории, которая сейчас внедрена в TradeStation. Среди многих графиков, которые мы в нее заложили, было и максимальное неблагоприятное отклонение. С тех пор я применяю процесс MAE во всех своих системах. Он позволяет находить правильный процентный стоповый уровень при использовании практически любого метода торговли. Я всегда считал MAE очень полезным, потому что выбор защитного стопа должен производиться на основании анализа системы, а не исходя из уровня комфорта трейдера.

Про риски в сделке понятно. Еще у вас есть так называемые внешние риски. Можете рассказать нам об этом?

Как следует из названия, под внешними рисками понимается необходимость избегать торговли в условиях, когда велика вероятность сбоя вашей системы торговли. Я обычно привожу такой пример: лучше не торговать по системе, основанной на возврате к среднему и перекупленности/перепроданности, когда рынок находится в сильном и устойчивом трендовом движении. Перекупленный рынок может длительное время оставаться перепроданным. Я зачастую просто отключаю систему, которая явно не соответствует ситуации на рынке. Когда риски, связанные с внешними условиями, исчезнут, я снова включу ее.

Еще один пример - торговля в направлении, противоположном сильным сезонным фазам. Например, цены на кукурузу обычно достигают максимума в июне, и в течение всего лета происходят крупные продажи. Сведя к минимуму свои лонговые позиции в таких сезонных обстоятельствах, трейдеры могут перенаправить капитал на другие рынки и в другие стратегии.

Это интересно. Следите ли вы за соей? Сейчас ее поведение отличается от обычного, что вызвано политическим скандалом в Бразилии.

Да, я слежу за 23 разными рынками и провожу много времени за анализом сезонных графиков. Цены на сою падали, хотя обычно в этот период растут. Это хороший пример сезонного рынка, который нарушает свой обычный цикл. Поэтому, если трейдер собирается учитывать внешнее влияние, используя сезонные циклы, он должен знать, когда это уместно делать.

Большинство людей посмотрят на один сезонный график и скажут: "Вот так все должно происходить". Я же смотрю на разные сезонные графики за период 10, 15 и 20 лет и сравниваю каждый из них с текущим годом, чтобы понять, насколько точно текущий рынок соблюдает свои традиционные циклы. Кукуруза сейчас точно отслеживает несколько сезонных таймфреймов, а поэтому очень хорошо подходит для торговли. К сожалению, как вы заметили, соя подвержена влиянию внешних факторов, поэтому торговать ею на основании сезонных колебаний очень рискованно. Чрезмерное внешнее влияние не позволяет торговать соей сейчас.

Кроме того, существуют риски, связанные с использованием заемного капитала, что очень важно при торговле фьючерсами. У вас есть несколько формул, которые вы используете для управления плечом. Поделитесь ими с нами?

Риски, связанные с заемным капиталом, не позволяют торговать слишком большим количеством акций или контрактов, чтобы избежать опустошения торгового счета. Каждому хочется быстро заработать на рынке. Но срок жизни трейдера определяется его умением сводить к минимуму риски, связанные с использованием заемного капитала.

Будучи системным трейдером, я легко могу просмотреть результаты торговли системы на истории и вычислить ее риск банкротства. Применение данной формулы дает мне понимание того, какой максимальный капитал можно применить к той или иной стратегии, не подвергая ее теоретически риску банкротства. Эту формулу можно применять к любой последовательности сделок. Чтобы вычислить риск банкротства, нужно знать лишь соотношение средней прибыли к среднему убытку (AWAL) и процент прибыльных сделок.

{(((AWAL+1)*% прибыльных сделок)-1)/AWAL{

Формула проста, но она позволяет трейдеру полностью оценить реальности торговли. Другими словами, по некоторым стратегиям вообще не стоит торговать большим капиталом, так как они отличаются нестабильными результатами и плохим соотношением риск/прибыль.

Главная задача - свести к минимуму риски, связанные с использованием заемного капитала, вычислив риск банкротства, и применять для конкретной стратегии правильный размер капитала. Это позволит повысить эффективность вашего торгового счета. Раз уж мы говорим о рисках, связанных с использованием заемного капитала, стоит упомянуть другую важную формулу, которая традиционно используется для определения размера позиций. Я обычно использую фиксированный процент. С ее помощью я определяю количество контрактов для каждой сделки. Она позволяет со временем постепенно корректировать размер позиции, исходя из доступного капитала и риска в сделке. Из всех существующих формул для определения размера позиций мне больше всего нравится использовать фиксированный процент. Причина проста: она постепенно развивается во времени. Позиция меняется не хаотическим образом. Она может постепенно увеличиваться, что позволяет трейдеру медленно привыкать к изменению рисков. Есть другая, более агрессивная формула - т. н. Optimal f. При ее использовании размер ставки может увеличиваться с головокружительной быстротой. Я, как консервативный трейдер фьючерсами (в этом нет никакого противоречия), предпочитаю медленное и устойчивое, а не агрессивное и хаотичное развитие событий.

Многие не понимают идею использования заемных средств и связанные с этим риски. Они думают, что применение плеча позволяет просто иметь меньший капитал для покупки активов, но не осознают, насколько велико влияние на открытую позицию даже небольшого изменения цены. Учитывают ли эти аспекты те формулы, которые применяете вы?

Да. Единственная задача формул риска банкротства и фиксированного процента - максимально обезопасить трейдера от переторговки и возможного разорения его счета. Могу рассказать вам сотни историй о том, как люди злоупотребляют рисками, связанными с использованием плеча. Большинство из них завершается тем, что трейдер теряет свой капитал и уходит из этого бизнеса. Иногда трейдеры делают выводы из своих ранних ошибок и начинают относиться к этому виду рисков более серьезно, не допуская опустошения счета. Недавно я беседовал с одним человеком, который решил заняться торговлей золотом. Практически не имея такого опыта, он начал торговать 50 контрактами при относительно небольшом капитале. Ему повезло совершить несколько прибыльных сделок. Но вскоре удача отвернулась от него, и большую часть прибыли он потерял. И тогда он осознал, насколько быстро мог потерять весь свой торговый капитал. Вывод: в конечном итоге, каждый трейдер знакомится с рисками, связанными с привлечением заемных средств. Разница лишь в том, что некоторые делают это до начала торговли, а другие - после того, как оказываются выброшенными из этого бизнеса.

Конечно. Этот аспект трейдеры часто недопонимают и стараются быстро войти в процесс, не задумываясь о его истинном значении.

К сожалению, это так. Срок жизни трейдера определяется его желанием читать то, что написано мелким шрифтом, и полностью понимать, какой суммой можно торговать.

Еще один риск, который вы учитываете, - портфельный риск. Здесь вы смотрите на диверсификацию. Что за этим стоит?

Я думаю, что большинство людей понимают риски именно на таком уровне. Многих, с кем мне доводилось беседовать, можно назвать специалистами узкого профиля. То есть они торгуют на одном рынке, на одном таймфрейме, по одной стратегии. Другими словами, у них совершенно отсутствует диверсификация. Добавив хотя бы один-два рынка, можно значительно снизить риски своего портфеля. Особенно, когда добавляемый рынок не коррелирован с уже имеющимся. Есть много людей, которые считают, что торговля S&P, DJIA и Nasdaq обеспечивает им достаточную диверсификацию. Однако корреляция между этими тремя рынками невероятно высокая. Они ходят вместе, и, торгуя все три из них, трейдер не получает диверсификации. Ключевой момент: если хотите свести риски портфеля к минимуму, нужно просто торговать не коррелированные рынки.

Я также часто вижу, что трейдеры для диверсификации не используют несколько стилей торговли или несколько таймфреймов. Как системный трейдер, я легко могу следить за разными системами, работающими на разных таймфреймах. Это обеспечивает лучшую диверсификацию. Например, предположим, что на рынке есть растущий тренд, и у нас открыта прибыльная позиция, основанная на тренде на дневном графике. Когда-нибудь дневной тренда развернется, хотя бы на несколько дней. Мы можем закрыть свою позицию, но есть риск, что нам не удастся вернуться в нее, если тренд возобновится. Но если у нас есть система торговли по графическим моделям на 90-минутном графике, мы можем попытаться заработать на откате дневного тренда. В этом случае наша трендовая система работает в лонг, а система по графическим моделям - в шорт. Это и есть хеджирование.

Обе системы отслеживают позиции, которые компенсируют друг друга на нашем торговом счете. Мы получаем идеальное хеджирование. Одна система работает в лонг, другая - в шорт. Когда откат тренда останавливается, и возобновляется ралли, мы выходим из шортовой позиции на 90-минутном графике, возможно даже - с некоторой прибылью. Лонговая позиция остается активной. На период спада мы ее хеджировали. Таким образом, две системы, использующие разные стили торговли и разные таймфреймы, сработали вместе, чтобы свести к минимуму риски портфеля.

Для измерения риска портфеля можно использовать разные показатели. Торгуя с помощью разных систем и на разных таймфреймах, можно снизить максимальную просадку и период нахождения "под водой". Торговля на нескольких рынках, на нескольких таймфреймах и несколькими стилями - это не соответствует уровню комфорта большинства людей. Но к этому стоит идти.

Допустим, есть два некоррелированных рынка, например S&P и свинина. Как можно торговать их на разных таймфреймах, чтобы снизить риски?

Процесс построения портфеля из рынков, стратегий и таймфреймов с целью сокращения рисков достаточно прост. Начинаем с обзора каждого рынка в отдельности. Объединяем разные системы, использующие разные стили и таймфреймы, в единый портфель. Повторяем этот процесс для других рынков, получая для каждого из них отдельный мини портфель. Затем ищем не коррелированные рынки, такие как S&P 500 и свинина, и объединяем их мини портфели. Со временем, по мере накопления прибыли, можно добавлять мини портфели других рынков.

Стараемся добавлять в портфель все новые и новые рынки, чтобы свести общий риск к минимуму. Именно так я поступал, когда управлял фондом Commodity Trading Advisor (CTA). Мелкие инвесторы могут делать это точно так же. Им не надо включать в портфель 100 систем. И не нужно выбирать 40 рынков. Но процесс - такой же. Например, у трейдера будет всего три системы торговли в мини портфеле каждого рынка, а в свой портфель он включит два рынка. Но итоговый портфель будет иметь меньшие риски, чем у трейдера узкой специализации. Задача трейдера - непрерывно строить свой портфель, чтобы получить как можно больше рынков, стилей торговли и таймфреймов, с учетом ограничений, накладываемых размером капитала.

Используете ли вы другие стратегии для хеджирования своих фьючерсных позиций, например торговлю спредами?

Можно использовать традиционную торговлю спредами, при которой торгуются несколько похожих рынков, например кукуруза и свинина, S&P и казначейские облигации, золото и облигации и т. п. Это позволяет снизить риски. Я - сторонник позиционной торговли и применяю методы управления рисками, о которых мы говорили выше. В традиционном понимании, я не хеджирую свои позиции по времени или по рынкам. Я просто строю то, что называю сильным, диверсифицированным и интеллектуальным портфелем, при котором риски для моего капитала минимальны.

Слишком просто для вас. Если бы у вас была возможность дать один совет по управлению рисками, каким бы он был?

Помимо правильного управления рисками связанными со сделкой, внешними условиями, привлечением заемных средств и портфелем, я бы посоветовал трейдерам двигаться в направлении системной торговли. Я часто говорю: "Торгуйте без излишнего самолюбия. Без эмоций. Без жадности. Без своего мнения". Применяя системный подход, вы избавитесь от самой большой группы рисков - той, которая связана со взаимодействием между людьми.

Соблюдая правила систем, применяя формулы для расчета заемного капитала и создавая сбалансированные портфели, торговать, с точки зрения долгосрочной перспективы, гораздо легче. Для реализации такого подхода требуется длительное время, но результат стоит затраченных усилий. Я настоятельно рекомендую трейдерам в полной мере использовать преимущества системной торговли.

Дэвид, большое спасибо за то, что рассказали нам об управлении рисками.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу