Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
В «семёрке» назревает бунт «шестёрок» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

В «семёрке» назревает бунт «шестёрок»

13 июня 2018 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
G7 как «клуб друзей Вашингтона» может перестать существовать

В конце прошлого – начале текущего столетия крупнейшими событиями международной жизни были встречи «Большой семёрки», «Большой восьмёрки», «Большой двадцатки». В новой обстановке эти некогда авторитетные и влиятельные площадки стали утрачивать способность эффективно влиять на ход мировых событий.

Анахронизмом может стать G7 – международный форум руководителей ведущих капиталистических стран (Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии). Родилась G7 в 1975 году, когда по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискара д’Эстена во дворце Рамбуйе собрались главы государств и правительств ведущих капиталистических держав (тогда их было шесть, без Канады). В 1976 году к группе примкнула Канада, возникла «семёрка», а в 1990-е годы возникла формула «7+1»: на встречи G7 стали приглашать Россию сначала в качестве наблюдателя, потом как участника с совещательным голосом. Заговорили о «Большой восьмёрке» (G8), но Россия не чувствовала себя полноценным членом группы, её воспринимали как гостя. Причем гостю предлагали не кресло, а приставной стульчик.

В 1999 году на свет появилась G20, в которой были представлены все страны G8 плюс ещё 12 наиболее влиятельных государств (в том числе Китай, Индия, Бразилия и ЮАР, входящие в группу БРИКС). Это несколько снизило значимость встреч G8. Многие страны с недоверием стали относиться к «восьмёрке» как излишне закрытому клубу. Чтобы поднять свой авторитет, G8 с 2005 года стала приглашать на свои саммиты в качестве наблюдателей лидеров Бразилии, Китая, Мексики, ЮАР.

В 2014 году «восьмёрка» приказала долго жить: Россию из клуба исключили («за Крым»). Встречи опять стали проводиться в формате G7. В 2018 году очередная 44-я встреча «семёрки» пройдет 8-9 июня в Канаде в местечке Ла-Мальбе (провинция Квебек). Основная тема предстоящего форума согласована – химическое оружие. Тема надуманная, с откровенным антироссийским душком. Фактически будут обсуждаться другие, более горячие вопросы, касающиеся не России, а отношений внутри «благородного семейства».

Встреча в Ла-Мальбе будет проходить на фоне резко обострившихся противоречий между США и остальными членами G7. Последнее время Дональд Трамп с упорством, достойным удивления, делал всё, чтобы испортить отношения с ближайшими союзниками.

Во-первых, он фактически начал торговую войну против остальных шести стран клуба G7. В марте Вашингтон установил импортные пошлины на сталь (25%) и алюминий (10%). И это ещё не всё. Трамп заявил, что список европейских товаров, которые подлежат обложению более высокими пошлинами, будет расширяться и далее. В первую очередь под это обложение могут попасть автомобили, особенно может пострадать автопром Германии.

Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что решение Вашингтона о введении пошлин ослабит трансатлантическое сотрудничество. «Мотивация, которую используют США, – внутренняя безопасность – чистый протекционизм. ЕС не может быть угрозой внутренней безопасности США», – отметила она. Еврочиновница призвала все страны, которые пострадали от американских пошлин, последовать примеру ЕС и оспорить это решение в ВТО. В качестве ответной меры ЕС намерен ввести с 20 июня 25-процентные пошлины на американские товары, среди которых апельсиновый сок, виски, табак и мотоциклы.

Во-вторых, Вашингтон начал разрушать договорённости по ядерной программе Ирана. Трамп 8 мая заявил о выходе из соглашения по Ирану и о восстановлении экономических санкций против Тегерана. Больше того: если другие страны будут нарушать установленные Вашингтоном санкции против Тегерана, то и они станут объектом вторичных санкций со стороны США. Данные заявления – прямой удар по европейским союзникам Вашингтона. Европейские компании, особенно французские и итальянские, в меньшей степени немецкие и британские, воспользовались отменой с 1 января 2016 года санкций против Ирана и стали активно осваивать рынок этой страны. Речь идёт о разработке месторождений углеводородов на территории Ирана, о строительстве промышленных предприятий (особенно автомобилестроение) и объектов экономической инфраструктуры, о поставках самолетов «Аэробус» и т. д. Европейский бизнес уже успел сделать инвестиций на несколько миллиардов евро и заключить контракты на десятки миллиардов евро. И Европа справедливо посчитала, что санкции направлены не столько против Тегерана, сколько против европейского бизнеса.

В-третьих, особый «зуб» на Вашингтон имеет Канада. Мало того что с 1 июня упомянутые пошлины стали действовать против товаров, импортируемых из Канады. Премьер-министр Трюдо, который считал себя самым ближайшим союзником США, оскорбился из-за введения Трампом пошлин на металлы. «Идея того, что мы каким-то образом являемся угрозой национальной безопасности Соединённых Штатов, честно говоря, оскорбительна и недопустима», – заявил Трюдо в интервью NBC.

Вашингтон собирается также окончательно разрушить соглашение НАФТА. К настоящему времени переговоры по данному вопросу зашли в тупик. Не исключено, что США вообще ликвидируют соглашение. Для канадской экономики это будет очень чувствительным ударом. Канада, крупнейший поставщик стали для Соединённых Штатов, заявила на днях, что установит пошлины на американские товары с суммарной стоимостью импорта в 12,8 млрд долларов (включая виски, апельсиновый сок, сталь, алюминий и другие продукты). Канада уже начала согласовывать свои протекционистские меры против США с Европейским союзом. Думаю, что премьер-министр Канады на предстоящей встрече в Ла-Мальбе не сможет обойти стороной больной вопрос, касающийся деструктивной деятельности США внутри НАФТА, при этом он рассчитывает на морально-политическую поддержку со стороны европейцев и Японии.

В-четвёртых, пошёл пятый год с того момента, как Вашингтон начал санкционную войну против России, втянув в неё своих ближайших союзников. И с каждым годом становится всё более очевидным, что опять же основной ущерб от санкций несёт не Россия, а Европа. Различные оценки, которые появляются на Западе, свидетельствуют о том, что ущерб для Европы оказывается в 2-3 больше, чем для России. И бизнесмены, и многие политики европейских стран видят спасение Старого Света в отмене экономических санкций против России. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в начале июня призвал покончить с «демонизацией России». «Я действительно думаю, что нам нужно восстановить связи с Россией, – заявил он. – Мне не очень по душе нынешнее состояние наших отношений. Мы никогда не согласимся с действиями России в отношении Крыма и Восточной Украины, но нам нельзя забывать, что площадь всей территории Европейского союза – 5,5 миллиона квадратных километров, в то время как России – 70,5».

Особенно громко и уверенно о необходимости восстановления экономических и иных отношений с Россией заявляет Италия. В марте там на парламентских выборах победили евроскептики. У нового итальянского правительства имеется программа из 30 пунктов. Часть этих пунктов касается кардинальной перестройки отношений Рима с Брюсселем (Европейским союзом). Вплоть до того, что Италия может выйти из еврозоны и вернуться к своей национальной валюте – лире. Можно ожидать, что после прихода к власти евроскептиков отношения между Римом, с одной стороны, и Берлином и Парижем (последовательными защитниками евро и еврозоны) – с другой, неизбежно обострятся.

На прошлой неделе в Канаде (в Уистлере, Британская Колумбия) прошла встреча министров экономики и финансов стран G7. На ней Францию представлял министр финансов Брюно ле Мэр, который многократно и громогласно уже призывал Европу и весь цивилизованный мир освободиться от колониального гнёта Америки. Вот и на встрече в Канаде он фактически изгнал США из G7, заявив об изоляции Вашингтона: «К сожалению, у нас будет G6 плюс одни Соединённые Штаты против всех, а также риск экономической дестабилизации». По итогам этой встречи шесть министров выступили с заявлением, в котором попросили своего американского коллегу Стивена Мнучина передать президенту США Дональду Трампу их «единодушную озабоченность и разочарование» его решением о повышении пошлин.

Ведущие мировые СМИ о «Большой семёрке» всегда сообщали с неким пиететом и повышенным респектом. Но в кулуарах её нередко называли «Клубом друзей Вашингтона». Иногда говорили: «Семёрка – это США плюс шестёрки»», намекая на наличие в группе вассальных отношений. Сейчас, кажется, союзники Вашингтона устали быть вассалами. В «семёрке» назревает бунт «шестёрок».

Бильдербергский клуб: мировое правительство или анахронизм?

Где принимаются действительно важные для судеб мира решения

Раз в год мировые СМИ обязательно вспоминают о Бильдербергском клубе. Это, как правило, бывает в начале июня. Очередное его 66-е заседание прошло с 7 по 10 июня в Италии, в Турине.

Этот клуб, давно вызывающий интерес журналистов, не является формальной организацией. Он представляет собой неофициальную ежегодную конференцию примерно из 130 участников – влиятельных людей в области политики, бизнеса, банковского дела, СМИ. Состав участников каждый год меняется (хотя имеется узкий круг людей, приезжающих на встречи регулярно). Организационный комитет каждый год тщательно готовит списки участников очередной встречи, участие в заседаниях возможно лишь по приглашениям оргкомитета.

К членам клуба относятся и некоторые из тех, кто участвовал в заседаниях в предыдущие годы. Согласно данным информационной службы ВВС, на середину прошлого десятилетия актив клуба объединял 383 человека, из них 128 приходилось на американцев, остальные - преимущественно европейцы, имелось также несколько представителей Азии (японцы, корейцы, сингапурцы).

Есть точка зрения, согласно которой Бильдербергский клуб выступает одним из инструментов, с помощью которого Вашингтон контролирует Европу, и был создан по инициативе ЦРУ США. Проект такого клуба был одобрен в 1954 г. президентом США Дуайтом Эйзенхауэром.

В публикациях о Бильдерберге обычно обращают внимание на две главные особенности: 1) заседания клуба проходят в атмосфере секретности; 2) на заседаниях присутствуют очень влиятельные люди. Так, постоянным участником Бильдербергских встреч был Дэвид Рокфеллер, ушедший из жизни в 2017 году; постоянными участниками были или остаются Нельсон Рокфеллер, Генри Киссинджер, Роберт Макнамара, Дональд Рамсфельд, Алан Гринспен, Ричард Перл, Пол Вулфовиц.

Многие считают Бильдербергский клуб прототипом мирового правительства. Якобы на этих встречах каждый год принимаются решения, которые затем через «делегатов» доводятся до сведения соответствующих правительств.

Помимо гостей из постоянного состава (актива) клуба на встречи приглашаются и люди, которых никак нельзя отнести к мировой элите. От России в таком качестве на заседания приглашались в разное время Григорий Явлинский, Лилия Шевцова. Бывали на встречах Анатолий Чубайс (дважды – в 1998 и 2012 гг.), глава ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов, экономист Сергей Гуриев. После 2015 года никого от России на встречах Бильдербергского клуба уже не было.

На 66-й встрече в Турине наиболее известными участниками стали Генри Киссинджер, бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, глава Банка Англии Марк Карни, премьер-министр Голландии Марк Рютте, министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Среди новых гостей – один из кардиналов Ватикана и премьер-министр Сербии Ана Брнабич.

Чтобы удовлетворить любопытство журналистов, организаторы встреч клуба в последние годы стали давать короткие релизы с тематикой предстоящих обсуждений. Например, на прошлогодней встрече в Шантильи (США, штат Виргиния) главной темой был миграционный вопрос в Европе. В 2018 году, согласно релизу, для обсуждения предложены темы: «популизм в Европе», «мировое господство США», «неравенство», «занятость», «квантовые компьютеры», «искусственный интеллект», «свобода торговли», «пост-правда в современном мире», ситуация в России, Саудовской Аравии и Иране, а также некие «текущие события». Столь обширный список дезориентирует: как правило, больше двух-трёх ключевых тем на встречах не обсуждается.

С 1990-х годов значение Бильдербергского клуба стало падать. Во-первых, клуб сильно засветился, имели место неоднократные утечки информации о его деятельности. Во-вторых, с конца ХХ века в мире резко возросла значимость вопросов финансового порядка; появились международные площадки, взявшие на себя часть вопросов, которые прежде обсуждались на заседаниях бильдербергеров.

Прежде всего, это G30 со штаб-квартирой в Вашингтоне, о которой мало что известно. Это консультативная группа, объединяющая представителей центральных банков и крупных частных банков разных стран, а также ведущих мировых экономистов. Создана была в 1978 году банкиром Джеффри Беллом при участии Фонда Рокфеллера. Группа вырабатывает рекомендации для центробанков и ведущих коммерческих банков мира.

Председатель совета попечителей G30 (Chairman of the Board of Trustees) – Яков Френкель (Jacob A. Frenkel) из банка JPMorgan Chase International. Председатель (Chairman) – Тарман Шанмугаратнам (Tharman Shanmugaratnam), заместитель премьер-министра и министр-координатор по экономической и социальной политике Сингапура (Deputy Prime Minister and Coordinating Minister for Economic and Social Policies, Singapore). Заслуженный председатель (Chairman Emeritus) – Пол Волкер (Paul A. Volcker), бывший председатель Федеральной резервной системы США. Почётный председатель (Honorary Chairman) – Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet), бывший президент Европейского центрального банка (ЕЦБ). В этом списке следует выделить Пола Волкера, руководившего Федеральным резервом в 1979-1987 годах, и Жан-Клода Трише, который в разные годы возглавлял Казначейство Франции, Банк Франции, Всемирный банк, Парижский клуб, а в период 2003-2011 гг. был президентом Европейского центрального банка.

Среди действующих членов G30 следует особо упомянуть Вильяма Дадли (William C. Dudley), который занимает пост президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, а до этого работал в инвестиционном банке Goldman Sachs, и председателя ЕЦБ Марио Драги.

Кроме группы G30 имеется ряд других не менее интересных площадок. Например, Банк международных расчётов (БМР) в Базеле (площадка, на которой регулярно встречаются руководители ведущих центробанков мира) и ещё такая институция, как ежегодные встречи руководителей и представителей центробанков в Джексон-Хоуле в США (в августе каждого года). Здесь вырабатывается политика хозяев денег, которая проводится в жизнь через Международный валютный фонд, Всемирный банк, БМР, центробанки и минфины разных стран.

Я полагаю, что сегодня подконтрольные глобальной элите СМИ не без умысла раздувают ажиотаж вокруг таких событий, как ежегодные заседания Бильдербергского клуба, чтобы отвести внимание от институализированных встреч, на которых хозяевами денег принимаются действительно важные для судеб мира решения.

http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу