Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Трамп запустит новый раунд торговых войн. Как не проиграть » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Трамп запустит новый раунд торговых войн. Как не проиграть

4 июля 2018 РБК | РБК Quote Кашин Сергей
В марте США объявили о пошлинах на импорт стали и алюминия. Фондовый рынок провалился, аналитики заговорили об угрозе глобальной торговой войны. 6 июля начнется еще более мощный ее раунд. РБК Quote изучил, чем он опасен.

1 июня алюминий почти против всех импортеров начали действовать пошлины на сталь. 15 июня администрация назвала список китайских товаров, которые будут обложены 25%-ными пошлинами – якобы за нарушения в обращении с американскими правами на интеллектуальную собственность. Эти пошлины на товары общим объемом более $30 млрд начнут действовать уже 6 июля. И нет никаких признаков того, что Трамп откажется и от этой локальной войны. А на подходе еще автомобильная торговая война: расследование того, как автоимпорт разрушает национальную безопасность США, ведется уже пару месяцев (с такого расследования начиналось введение пошлин на сталь). Что же происходит?

Почему Трамп так разозлился?

Президент США считает торговый дефицит абсолютным злом: если экспорт (мы продаем, и деньги приходят в страну) меньше импорта (мы покупаем, деньги уходят), значит страна теряет деньги и рабочие места, это недопустимо и нечестно. Трамп планомерно находит страны, с которыми у США торговый дефицит, выискивает в торговле «несимметричные условия» (например, поставить автомобили в Южную Корею американцы не могут, барьеры мешают – а корейские в США продаются активно) и обрушивается на противника всей мощью своего твиттера.

США совсем не лидер в нагромождении барьеров на пути иностранных товаров – именно это и злит Трампа. Он несколько раз призывал всех к введению нулевых пошлин – по его словам, это и есть та цель, которой они добивается. Сейчас средневзвешенная ставка пошлин в США – около 3,5%, на этом уровне пошлины остаются с середины 1990-х, когда закончился Уругвайский раунд Генерального соглашения по тарифам и торговле, в ходе которого возникла ВТО (Всемирная торговая организация). Для сравнения: для Евросоюза эта цифра выше 5%, а в России средневзвешенный уровень пошлин на момент вступления в ВТО превышал 10% (сейчас – в районе 7%). В рамках НАФТА – торгового соглашения с соседями США в Северной Америке (Мексикой и Канадой) - импорт многих товаров пошлинами вообще не облагается.

Трамп запустит новый раунд торговых войн. Как не проиграть


В апреле прошлого года Министерство торговли США начало расследование, в ходе которого выяснилось, что с 2012 года доля импорта от всей потребности экономики в первичном алюминии выросла с 66% до 90%. За это время число рабочих на заводах, выпускающих этот металл, снизилась на 60%. Только два из пяти оставшихся заводов работают на полную мощность. И только один способен выпускать высококачественные сплавы, удовлетворяющие потребности аэрокосмической промышленности. Никакая власть от такой картинки не пришла бы в восторг. В итоге расследование привело к введению пошлин на сталь (25%) и алюминий (10%) для защиты интересов нацбезопасности.

Почему тогда столько критики?

Многим просто не нравится стиль американского президента. Для введения пошлин на сталь и алюминий он выбрал положение торгового законодательства, которое до этого применялось дважды: в 1979 году Джимми Картер ввел тарифы на импорт иранской нефти (после захвата заложников в американском посольстве в Тегеране) и в 1982 Рональд Рейган использовал его против ливийской нефти в разгар конфликта с Муаммаром Каддафи. Цель у такого выбора простая – отменить введенные таким образом пошлины в рамках процедур ВТО сложно или вообще не невозможно (а именно через ВТО Евросоюз отменил очень похожие пошлины на сталь, которые президент Буш ввел в 2002 году). Цель то простая, но европейцам, которые в начале всей заварушки думали, что все это направлено против Китая, все равно обидно – с ними обращаются как с врагами.

И точно. Минторг в своем заключении по результатам расследования предлагал как вариант ввести драконовские пошлины для стран, не числящихся в союзниках (53% на сталь, 24% на алюминий – в обоих списках есть Россия). Но Трамп выбрал удар по всем импортерам – в первую очередь досталось как раз соседям и союзникам (Китай почти не пострадал – на пути его металлов и так уже стояли торговые барьеры).

Это действительно обидно, особенно когда к этому приводит не только рутинная бюрократическая процедура, но и глобальное Трамп-шоу с публичными оскорблениями и яркими лозунгами в соцсетях.

Есть «обиженные» и внутри США. Раньше администрация советовалась со своими производителями, фактически все наказания импортеров начинались по наводке разных отраслевых объединений. Но Трамп, начиная торговые войны, ни с кем не советовался. От введения пошлин на металлы проблемы появятся, например, у многих компаний внутри США – от нефтяников и автопрома до производителей прохладительных напитков. Они тоже ругаются и пишут петиции.

Претензии и у экономистов. Роберт Лоуренс, профессор Гарварда, пишет, что нынешний подход администрации похож на игру с шариком: если надавить на него пальцем, воздух просто переместится в другие части шарика, его общий объем вы таким способом не измените. Сейчас, когда занятость близка к максимально возможной, победа в переговорах, скажем, с Мексикой ничего на самом деле не изменит. Если США начнут поставлять туда больше товаров, значит, уменьшится экспорт на других направлениях, а если вынудят Мексику уменьшит экспорт, то импортируют недополученное от других партнеров.

Кто уже теряет?

От уже действующих пошлин на сталь и алюминий потеряют в первую очередь компании, против которых выставлены пошлины. Общий объем импорта, подпадающего под эти пошлины – примерно $48 млрд. Чэд Боуэн из Института мировой экономики Петерсона подсчитал, что из-за введенных тарифов поступления Канады от экспорта сократятся на $3,2 млрд, Евросоюза – на $2,6 млрд. Далее следуют Мексика ($1 млрд) и Россия ($823 млн). Против Южной Кореи и Бразилии пока действую квоты (объем импорта не более уровня 2017 года). Потеряют менее существенные суммы Япония, Тайвань, Турция, Индия, ОАЭ и Вьетнам.

Боуэн считает, что эти страны могут через ВТО (с его согласия) нанести ответный ущерб на $14,2 млрд (до сих пор максимальная одобренная торговой организацией сумма ответных ограничений составляла $4 млрд, 2002 год). Пострадавшие уже объявили списки. Канада, крупнейший поставщик стали и алюминия в США, введет пошлины на импорт виски, апельсинового сока, стали, алюминия и других товаров общим объемом $12,8 млрд, сообщила министр иностранных дел Канады Христя Фриланд.

Мексика объявила о введении «эквивалентных мер», пошлины на ввоз свиных окороков, яблок, винограда и сыра, стали и другой продукции. Члены ЕС поддержали план Еврокомиссии ввести пошлины на экспорт США в размере $3,4 млрд. Список озвучивался раньше, в нем политически чувствительные товары, которые символизируют ее во внешнем мире (джинсы, бурбон, мотоциклы Harley Davidson). После этого объявления акции Harley-Davidson Inc упали на 2,2%, а Brown-Forman, производителя бурбона, на 2,1%.

Кстати, компания Harley-Davidson заявила о переносе производства из США. А так как это и в самом деле один из национальных символов страны, это заявление заметили все, включая Трампа, который жутко обиделся: он борется за рост производства в США, а производители не ценят, бегут.

80 из 100 опрошенных Reuters экономистов посчитали, что введение пошлин по сумме последствий нанесет ущерб экономике США (оставшиеся считают, что не будет никакого эффекта), ущерб этот не будет очень уж чувствительным – проблемы возникают в секторе, масштабы которого ограничиваются 1-2% ВВП.

Американские компании, являющиеся потребителями стали и алюминия, могут понести более заметные потери. Например, пивовары насчитали себе $350 млн ущерба, ведь 40% их продукции разливается в алюминиевые банки. Поэтому акции, например, крупнейшей американской пивной компании Anheuser-Busch могут пострадать. Негативное воздействие пошлины могут нанести и другим компаниям, использующим для упаковки эти металлы – производителям прохладительных напитков или консервированной продукции, как Campbell Soup. В число крупнейших потребителей стали и алюминия входит автопром. Акции Ford Motors упали 1 марта, в день, когда Дональд Трамп объявил о намерении ввести пошлины, на 3%. Под ударом и крупные строительные компании, строящие много промышленных объектов, где используется много стали, такие как Bechtel, Fluor, Keiwit.

Что будет дальше?

6 июля вступят в действие пошлины на китайские товары – 818 позиций - на $32 млрд (еще на $14 млрд – после коротких общественных слушаний, сумму определена по объему импорта этих товаров в 2017 году). Китайцы уже опубликовали ответный список – пошлинами такого же размера (25%) будут обложены товары на $29,6 млрд и чуть позже еще на $15,4 млрд. Дальнейшие списки не обнародованы, но стороны уже объявили, что отступать не намерены: американцы могут обложить еще 50 млрд, китайцы заявляли, что тогда и их симметричный ответ не замедлит себя ждать. В общем, за достаточное короткое время мир может получить еще одну торговую войну по товарам на $200 млрд.

В американском списке – по большей части оборудование и высокотехнологичные комплектующие, в китайском преобладает продукция сельского хозяйства. Два экономиста – Мэри Лавли из PIIE и Янг Льянг из Университета Сиракуз - уже посчитали, что значительная часть товаров, на которые наложена пошлина, производятся в значительной степени международными корпорациям, квартирующими в Китае и некитайскими поставщиками комплектующих. Например, по самой большой по объему категории вновь обложенных товаров – компьютеры и электронные детали, 87% добавленной стоимости обеспечивают международные корпорации и некитайские компании, по транспортному оборудованию соотношение 65:35, по станкам 59:41 и только по химикатам 32:68. По всем товарам в совокупности – доля китайского вклада точно не превышает половины. То есть Трамп опять ударит по союзникам, себе, прочим невиновным и в последнюю очередь по Китаю. А китайская «агроответка» ударит напрямую по фермерам. Цена на соевые бобы (будет обложен импорт из США на $12,1 млрд) уже обрушилась.

Но это еще не все. В 2015 году предприятия американских корпораций на территории Китая продали товаров на $232 млрд (только Apple продает здесь своих смартфонов на $40 млрд, General Motors продает автомобилей больше, чем на родине и т.д.). Вставлять палки в колеса иностранцам в Китае, несмотря на всю открытость, умеют – достаточно, например, запустить патриотическую компанию «Покупай китайское».

Но на подходе новая тема, запущенная Дональдом Трампом. В мае началось расследование по образцу того, что было затеяно по импорту стали и алюминия, но на автомобильном рынке. Об итогах расследования по стали Дональд Трамп заявил в марте, когда получил его результаты. Нынешнее, по автомобилям, может продолжаться до февраля 2019, но американский президент решил «шугануть» иностранных производителей уже сейчас. Все испугались? А то! США импортируют автомобилей на $208 млрд (2017). С автозапчастями и «ответкой» выходит новая война миллиардов на 600. Есть чего бояться.

Кто за все заплатит?

Оценки, очень приблизительные, конечно, потерь двух экономик, США и Китая, в компьютерно-соевой войне выглядят так: половина процентного пункта будущего роста экономики для Китая и 0,3-0,4 процентного пункта для США. Как это произойдет? Объем импорта неизбежно упадет - и затем или упадет объем производства, либо излишки придется «пристраивать» другим потребителям по более низким ценам. И в том и в том случае следуют потери в темпах роста.

Но это не самое главное. Пострадает вся мировая торговля и мировой экономический рост. По некоторым оценкам, глобальному ВВП в ближайшие несколько лет может быть нанесен ущерб в 1-3 процентных пункта. За последние 40 лет объем мировой торговли удвоился – не в последнюю очередь за счет создания ВТО, которая добивается общего снижения тарифов при пересечении товарами границ и предлагает процедуры для разрешения конфликтов. Но даже небольшие торговые войны могут запустить разрушение этого механизма. Если противники перестанут действовать в рамках правил ВТО, нагромождение пошлин и квот может принять неконтролируемый характер.

А, например, цепочки поставок – достаточно сложная и тонкая материя. Здесь часто все построено, как сейчас говорят футбольные комментаторы, «на тоненького»: например, если транспорту, который повезет ваш товар, придется возвращаться порожняком, вряд ли вы сможете начать торговать. Экономика и маршрут поставок часто причудливы и труднообъяснимы. Выдергивая одну карту из карточного домика, вы рискуете разрушить его весь, могут стать невыгодными поставки товаров, которые, кажется, вообще не связаны с американо-китайской торговлей.

Из-за потрясений в мировой торговле могут снизиться инвестиции – и это тоже фактор, благодаря которому разрушающее влияние торговых войн продлится на годы вперед. Войны ударяют по активам развивающихся стран – инвесторы, не понимая, что им ждать, побегут с рынков, подобных российскому. Этот процесс наблюдается прямо сейчас.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу