7 августа 2018 Росбанк Кошелев Евгений
24 июля Госдума в третьем чтении приняла закон о повышении НДС с 18% до 20%, что открыло новую веху в истории бюджетной политики России. Согласно стратегическому плану развития экономики, повышение НДС позволит привлечь не менее 3,6 трлн руб. в период 2019-2024 гг. и тем самым расширить ресурсную базу для "новых майских указов" Владимира Путина. Естественным следствием инициативы может стать ускорение инфляции и замедление экономики, что уже вызвало обеспокоенность Банка России. В своем исследовании мы показываем, что прямые оценки инфляционного эффекта – 1,0-1,3 пп по прогнозам Банка России и Минэкономразвития – могут оказаться завышены.
НДС – наиболее оправданный выбор в целях мобилизации налоговой базы
Ставка НДС в России будет повышена на 2 пп с 1 января 2019 года и затронет только основную группу товаров, облагаемую по ставке 18%. При этом, льготная ставка в 10% для социальнозначимых групп товаров – продуктов питания, детских товаров и лекарств – будет оставлена без изменения. По прогнозам Министерства Финансов, данный шаг позволит повысить доходы федерального бюджета на 630-730 млрд руб. ежегодно в период 2019-2021 гг. (Основные направления Бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) и не менее чем на 3.6 трлн руб. в период 2019-2024 гг.
Вклад НДС в доходы бюджетов по странам, 2016 г.
Источники: Минфин, Росбанк
Распределение налоговой базы НДС в России по отраслям, 2017 г.
Источники: ФНС, Росбанк
Факт повышения ставки НДС в отрыве от обсуждаемого в 2016-2017 гг. ненефтегазового "маневра" – уравнивание ставок НДС и страховых взносов на уровне 22% – выглядит несколько неожиданной мерой. По крайней мере, потеря благосостояния потребителей и производителей (M.Keen and B.Lockwood – The Value-Added Tax: Its Causes and Consequences IMF Working Paper 07/183) вследствие повышения косвенной налоговой нагрузки вряд ли будет оперативно компенсирована предложенной программой долгосрочных структурных преобразований Правительства. Тем не менее, одностороннее повышение ставки НДС позволит качественно улучшить структуру федерального бюджета, расширив его расходный потенциал в условиях жесткости действующего бюджетного правила (Согласно №262-ФЗ, предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки "Юралс" (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. При этом, механизм обеспечивает плавный переход к новым предельным объемам расходов и предусматривает возможность их превышения в 2018 году на 1% ВВП).
Помимо прямого воздействия на показатели федерального бюджета, выбор в пользу НДС оправдан сразу несколькими вспомогательными аргументами:
Налог на добавленную стоимость - один из ключевых источников дохода федерального бюджета: 34% от всех поступлений, нефтегазовые доходы достигают 40% при целевом уровне базовых нефтегазовых доходов на уровне 25-26%. Соответственно, смещение акцента в пользу внутренних налоговых ресурсов позволит повысить устойчивость бюджета к внешним шокам.
Повышение НДС не нарушает экспортного потенциала экономики, так как экспортеры имеют право на полное возмещение НДС. Доля НДС, взимаемого с ввозимых товаров может вырасти с 14.0% до 16.5% от доходов федерального бюджета к 2021 г., при относительно меньшем приросте налога на произведенные в стране товары и услуги – с 19.9% до 21.7%. В отраслевом разрезе основной вклад в налоговую базу НДС вносит обрабатывающая промышленность (21%), в том числе 5% пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля (12%) и строительство (11%).
НДС (в случае федеративного государственного устройства введение НДС может провоцировать сложности с взаимозачетами, однако в России НДС применяется с 1 января 1992 г.) попадает в категорию наиболее эффективных видов налогообложения, которые в отличие от налога с продаж (предлагался в качестве альтернативы) не приводят к повторному налогообложению одних и тех же операций. Более того, в контексте акцентированного повышения качества администрирования, в том числе за счет консолидации баз данных ФНС и ФТС, выбор в пользу НДС выглядит наиболее логичным.
Потребители не готовы к повышению налоговой нагрузки
Несмотря на сохранение льготной ставки налога (10%) на социально значимые группы товаров, 69.8% потребительской корзины товаров попадают под повышение НДС. Министерство Финансов до текущего момента делало акцент на повышении собираемости налогов, что способствовало маржинальному повышению уплаченного НДС по отношению к доходам населения – до 9.3% в 2017 г. и до 9.8% в 2018 г. по прогнозам ведомства. Если вся дополнительная нагрузка от повышения НДС будет полностью переложена на потребителя, то отношение НДС к доходам увеличится минимум на 1пп и достигнет 11.4% к 2021г., что неизбежно приведет к ухудшению баланса нормы сбережений и обязательных платежей в пользу последних.
Нагрузка на потребителей значительно возрастет
Источники: Банк России, Bloomberg, Росбанк
Население уже почувствовало увеличение обязательных платежей
Источники: Банк России, Росбанк
Мы уже отмечали в одном из своих исследований, что снижение покупательной способности текущего дохода повысило чувствительность Потребителя к ценам конечной продукции и привело к смещению предпочтений в пользу более дешевых товаров-заменителей. Однако, зеркальное повышение цен вслед за ставками НДС может остро негативно сказаться на общем уровне потребительской активности.
Производители могут разделить налоговую нагрузку, но лишь частично
С начала года финансовый результат российских компаний улучшился (+10.0% г/г в янв-апр'18, -6.8% г/г в 2017 г.). Однако вклад некоторых отраслей, ориентированных на конечное потребление товаров и услуг, сократился вопреки восстановлению объемов розничного оборота: бытовая электроника (-2.9% г/г), текстиль и изделия одежда (-44.3% г/г), напитки и общественное питание (-43.8% г/г). Это обстоятельство лишь косвенно, но все же подкрепляет гипотезу о рисках повышения эластичности потребления по цене в период запаздывания роста реальных доходов, оставляя ценовую конкуренцию в числе базовых стратегий для сохранения доли рынка сбыта.
Роль роста торгового оборота в динамике прибыли, янв-апр'18.
Источники: Росстат, Росбанк
Чувствительность секторов к повышению НДС, на данных 2017г.
Источники: ФНС, Росстат, Росбанк
Окончательную картину финансового положения компаний формируют комбинированные данные Росстата и Федеральной налоговой службы о значимости НДС для отдельных видов деятельности по итогам 2017 г. Наиболее чувствительными к повышению НДС являются отрасли производства бытовой электроники, одежды и обуви, автомобилестроения и общественного питания – для них НДС формирует значимую часть налоговых обязательств и отвлекает наибольшую долю операционной прибыли. Соответственно, сокращение потребительского спроса в условиях полного переноса налогов на конечные цены будет сопряжено для них с провалом финансовых результатов. С другими отраслями ситуация не так очевидна: невысокая относительная доля НДС и положительная динамика финансового результата могут позволить разделить налоговое бремя с конечными потребителями.
В этой связи финальный вклад повышения ставки НДС в ускорение инфляции в 2019 г. может составить 0.7 пп, что значительно меньше прямых оценок Банка России (1.0-1.2 пп) и Минэкономразвития (1.3 пп). Опираясь на данную оценку, мы намерены повысить прогноз по инфляции на 2019 г. с 3.9% до 4.4% на конец года. Однако, в свете более высокого уровня нашего текущего сценария на 2018 г. (3.7% г/г) обновленная траектория инфляции будет близка к прогнозам финансово-экономических властей: Минэкономразвития - 4.3%; Банк России ожидает краткосрочное превышение 4.0%, но не представил более точных оценок.
Прогноз по инфляции, % г/г (на конец периода)
http://www.rosbank.ru/ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
НДС – наиболее оправданный выбор в целях мобилизации налоговой базы
Ставка НДС в России будет повышена на 2 пп с 1 января 2019 года и затронет только основную группу товаров, облагаемую по ставке 18%. При этом, льготная ставка в 10% для социальнозначимых групп товаров – продуктов питания, детских товаров и лекарств – будет оставлена без изменения. По прогнозам Министерства Финансов, данный шаг позволит повысить доходы федерального бюджета на 630-730 млрд руб. ежегодно в период 2019-2021 гг. (Основные направления Бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) и не менее чем на 3.6 трлн руб. в период 2019-2024 гг.
Вклад НДС в доходы бюджетов по странам, 2016 г.
Источники: Минфин, Росбанк
Распределение налоговой базы НДС в России по отраслям, 2017 г.
Источники: ФНС, Росбанк
Факт повышения ставки НДС в отрыве от обсуждаемого в 2016-2017 гг. ненефтегазового "маневра" – уравнивание ставок НДС и страховых взносов на уровне 22% – выглядит несколько неожиданной мерой. По крайней мере, потеря благосостояния потребителей и производителей (M.Keen and B.Lockwood – The Value-Added Tax: Its Causes and Consequences IMF Working Paper 07/183) вследствие повышения косвенной налоговой нагрузки вряд ли будет оперативно компенсирована предложенной программой долгосрочных структурных преобразований Правительства. Тем не менее, одностороннее повышение ставки НДС позволит качественно улучшить структуру федерального бюджета, расширив его расходный потенциал в условиях жесткости действующего бюджетного правила (Согласно №262-ФЗ, предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки "Юралс" (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. При этом, механизм обеспечивает плавный переход к новым предельным объемам расходов и предусматривает возможность их превышения в 2018 году на 1% ВВП).
Помимо прямого воздействия на показатели федерального бюджета, выбор в пользу НДС оправдан сразу несколькими вспомогательными аргументами:
Налог на добавленную стоимость - один из ключевых источников дохода федерального бюджета: 34% от всех поступлений, нефтегазовые доходы достигают 40% при целевом уровне базовых нефтегазовых доходов на уровне 25-26%. Соответственно, смещение акцента в пользу внутренних налоговых ресурсов позволит повысить устойчивость бюджета к внешним шокам.
Повышение НДС не нарушает экспортного потенциала экономики, так как экспортеры имеют право на полное возмещение НДС. Доля НДС, взимаемого с ввозимых товаров может вырасти с 14.0% до 16.5% от доходов федерального бюджета к 2021 г., при относительно меньшем приросте налога на произведенные в стране товары и услуги – с 19.9% до 21.7%. В отраслевом разрезе основной вклад в налоговую базу НДС вносит обрабатывающая промышленность (21%), в том числе 5% пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля (12%) и строительство (11%).
НДС (в случае федеративного государственного устройства введение НДС может провоцировать сложности с взаимозачетами, однако в России НДС применяется с 1 января 1992 г.) попадает в категорию наиболее эффективных видов налогообложения, которые в отличие от налога с продаж (предлагался в качестве альтернативы) не приводят к повторному налогообложению одних и тех же операций. Более того, в контексте акцентированного повышения качества администрирования, в том числе за счет консолидации баз данных ФНС и ФТС, выбор в пользу НДС выглядит наиболее логичным.
Потребители не готовы к повышению налоговой нагрузки
Несмотря на сохранение льготной ставки налога (10%) на социально значимые группы товаров, 69.8% потребительской корзины товаров попадают под повышение НДС. Министерство Финансов до текущего момента делало акцент на повышении собираемости налогов, что способствовало маржинальному повышению уплаченного НДС по отношению к доходам населения – до 9.3% в 2017 г. и до 9.8% в 2018 г. по прогнозам ведомства. Если вся дополнительная нагрузка от повышения НДС будет полностью переложена на потребителя, то отношение НДС к доходам увеличится минимум на 1пп и достигнет 11.4% к 2021г., что неизбежно приведет к ухудшению баланса нормы сбережений и обязательных платежей в пользу последних.
Нагрузка на потребителей значительно возрастет
Источники: Банк России, Bloomberg, Росбанк
Население уже почувствовало увеличение обязательных платежей
Источники: Банк России, Росбанк
Мы уже отмечали в одном из своих исследований, что снижение покупательной способности текущего дохода повысило чувствительность Потребителя к ценам конечной продукции и привело к смещению предпочтений в пользу более дешевых товаров-заменителей. Однако, зеркальное повышение цен вслед за ставками НДС может остро негативно сказаться на общем уровне потребительской активности.
Производители могут разделить налоговую нагрузку, но лишь частично
С начала года финансовый результат российских компаний улучшился (+10.0% г/г в янв-апр'18, -6.8% г/г в 2017 г.). Однако вклад некоторых отраслей, ориентированных на конечное потребление товаров и услуг, сократился вопреки восстановлению объемов розничного оборота: бытовая электроника (-2.9% г/г), текстиль и изделия одежда (-44.3% г/г), напитки и общественное питание (-43.8% г/г). Это обстоятельство лишь косвенно, но все же подкрепляет гипотезу о рисках повышения эластичности потребления по цене в период запаздывания роста реальных доходов, оставляя ценовую конкуренцию в числе базовых стратегий для сохранения доли рынка сбыта.
Роль роста торгового оборота в динамике прибыли, янв-апр'18.
Источники: Росстат, Росбанк
Чувствительность секторов к повышению НДС, на данных 2017г.
Источники: ФНС, Росстат, Росбанк
Окончательную картину финансового положения компаний формируют комбинированные данные Росстата и Федеральной налоговой службы о значимости НДС для отдельных видов деятельности по итогам 2017 г. Наиболее чувствительными к повышению НДС являются отрасли производства бытовой электроники, одежды и обуви, автомобилестроения и общественного питания – для них НДС формирует значимую часть налоговых обязательств и отвлекает наибольшую долю операционной прибыли. Соответственно, сокращение потребительского спроса в условиях полного переноса налогов на конечные цены будет сопряжено для них с провалом финансовых результатов. С другими отраслями ситуация не так очевидна: невысокая относительная доля НДС и положительная динамика финансового результата могут позволить разделить налоговое бремя с конечными потребителями.
В этой связи финальный вклад повышения ставки НДС в ускорение инфляции в 2019 г. может составить 0.7 пп, что значительно меньше прямых оценок Банка России (1.0-1.2 пп) и Минэкономразвития (1.3 пп). Опираясь на данную оценку, мы намерены повысить прогноз по инфляции на 2019 г. с 3.9% до 4.4% на конец года. Однако, в свете более высокого уровня нашего текущего сценария на 2018 г. (3.7% г/г) обновленная траектория инфляции будет близка к прогнозам финансово-экономических властей: Минэкономразвития - 4.3%; Банк России ожидает краткосрочное превышение 4.0%, но не представил более точных оценок.
Прогноз по инфляции, % г/г (на конец периода)
http://www.rosbank.ru/ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу