Кто возьмет на себя груз ответственности за мировую экономику? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Кто возьмет на себя груз ответственности за мировую экономику?

Король умер, да здравствует король! Бену Бернанке наконец-то удалось изгнать дух своего предшественника, преследовавший его с момента вступления в должность управляющего Центробанком. Этот смелый человек, стоя перед Конгрессом заявил, что бывший глава ФРС не прав, утверждая, что экспансии "умирают от старости". При этом он, однако, добавил, что в настоящее время ФРС придерживается правильной политики, и он не намерен позволить спруту инфляции опутать своими щупальцами экономику США, поэтому о понижении ставки не может быть и речи, даже если экономический рост начнет сбавлять темпы.

А он сбавляет. Страшные дела, творящиеся на рынке жилья всем хорошо известны, поэтому не будем вдаваться в подробности: все падает, растут лишь запасы непроданных домов. Однако деловые инвестиции пока не следуют дурному примеру. Сектор услуг процветает, безработица низкая, а потребители по-прежнему поддерживают экономику. Это не вписывается в мрачную картину рецессии, нарисованную Гринспеном, однако, вполне соответствует определению ослабления. "Темпы роста…. вероятно снизятся до 1% в первой половине этого года", - считает Джон Макин, экономист из American Enterprise Institute.

До последнего времени Америка считалась локомотивом мировой экономики, ее главной движущей силой. Возникает вопрос: отплатят ли остальные экономики, так долго питавшиеся силой США, той же монетой, и смогут ли предотвратить превращение простого ослабления в рецессию. Пытаясь ответить на этот вопрос, помните о той огромной пропасти, которая разделяет экономику США от всех остальных. Она почти в три раза больше японской, которая стоит на втором месте, и в 12 раз больше десятой по величине экономике в мире - канадской. Поэтому, чтобы наверстать потерю мощности главного двигателя (американской экономики), не говоря уже о его остановке, потребуется очень и очень много маленьких моторчиков.

Япония, вероятно, сможет возместить часть потерь. В 4 квартале 2006 года экономика Страны Восходящего Солнца выросла на 4,8% в годовом исчислении, при этом потребление в частном секторе продолжает расти, несмотря на незначительное повышение учетной ставки Банка Японии. Такехико Накао, руководитель финансового департамента японского посольства в США, рисует очень радужные перспективы: от излишков производственных мощностей удалось избавиться, работодатели явно настроены расширять штат, а "избыточные долги остались в прошлом". Отказ от регулирования и реформы так называемого потерянного десятилетия 90-х заложили основу для продолжительного роста.

Немецкая экономика - третья по величине в мире, тоже, кажется, проснулась ото сна. Деловое доверие близко к историческим максимумам, безработица в западных регионах упала до 8,1% (правда, на востоке по-прежнему держится на уровне 16,5%), а работодатели планируют продолжать расширение. Благодаря тихой и мирной реформе рынка труда, полностью согласованной с профсоюзами, затраты на содержание персонала в Германии приблизились к конкурентным уровням. Более того, немцы, кажется, осознали, что им необходима реформа чрезмерно щедрой системы социального обеспечения. Это повысит мотивацию искать работу, вместо того, чтобы сидеть дома и жить на пособие по безработице.

Перейдем к Великобритании. То ли блестящее управление экономикой Гордона Брауна, то ли основы благополучия, заложенные Маргарат Тетчер, то ли мировые тенденции - поток квалифицированных иммигрантов, дешевые китайские товары и сильная Америка - а может быть, и все в месте, сыграли на руку экономике Великобритании. В любом случае, в чем бы не была причина, итог очевиден: за последние десять лет стране удалось добиться неплохих результатов. В ближайшее время растущие ставки и фискальное ужесточение могут несколько охладить экономику, но это ненадолго. Сектор услуг продолжает расти, Лондон отвоевывает себе звание главного финансового центра в мире, а отчеты Британской конфедерации производителей свидетельствуют о росте объема продаж бытовых товаров, снижении запасов и увеличении их оборачиваемости.

Франция, пожалуй, самая слабая из имеющихся на данный момент мировых лидеров. Темпы роста французской экономики не превышают 2%. Николя Саркози, один из кандидатов на должность Президента, недоволен тем, что ЕЦБ с его политикой "одна на всех, мы за ценой не постоим", повышает ставки, чтобы снизить инфляцию в Испании и держать ее под контролем в Германии, в то время, как Франция так нуждается в стимулировании. Независимо от исхода президентских выборов, будущее Франции не кажется нам светлым. Сеголен Руаяль, с программой, отдающей старорежимным социализмом, просто приговорит Францию к безработице, вечнорастущей семимильными шагами. Саркози не раз говорил о необходимости "покончить с прошлым". Но он протекционист, хочет политизировать ЕЦБ и надеется заставить главных конкурентов Франции на международной арене поднять налоги до французских высот.

Китай, конечно же, продолжит расти и высасывать сырье ото всех мировых производителей. Ослабление американской экономики может привести к сокращению объема экспорта, однако, это не умалит китайского могущества.

Что касается Испании, то после 13 лет уверенного роста страна оказалась в зависимости от сектора жилья, с большим количеством долгов на руках и несбалансированной экономикой. Но при этом Международный валютный фонд ожидает, что испанская экономика будет расти на 3,5% в год.

Таким образом, перспектива того, что несколько стран продолжат толкать мировую экономику вперед, даже в случае ухудшения ситуации в США, вовсе не выглядит утопично. Но это при условии, что не будет никаких потрясений. Например, иранского кризиса, который может спровоцировать резкую эскалацию цен на нефть и вызвать, таким образом, кризис в секторе производства. Или всплеска протекционизма, который повлечет за собой закрытие внутренних рынков от внешнего мира. Или террористов. Так что маленькие локомотивчики будут тянуть поезд мировой экономики вперед и вперед, к светлому будущему, если только весь состав н сойдет с рельсов из-за одного из тех "событий, мой дорогой друг, событий", которые так беспокоили Гарольда Макмиллиана (Прим. PFS: политик-консерватор, премьер-министр Великобритании в период с 1957 по 1963 годы, известный жестким стилем руководства).

Ирвин Стелцер

The Times