Ежедневный обзор долговых рынков » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ежедневный обзор долговых рынков

11.02.2009 г. состоялась конференция «Авиационное финансирование и рынок авиатехники в условиях кризиса». Актуальные вопросы российского авиационного бизнеса обсуждал широкий круг участников рынка
12 февраля 2009 Промсвязьбанк
Комментарий: Авиаторы не сдаются

11.02.2009 г. состоялась конференция «Авиационное финансирование и рынок авиатехники в условиях кризиса». Актуальные вопросы российского авиационного бизнеса обсуждал широкий круг участников рынка: авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, S7, ЮТэйр), поставщики топлива (Роснефть, Аэрофьюэлз), поставщики техники и лизинговые компании (Boeing, Bombardier, Aircastle, ILFC, Ильюшин финанс, ВЭБ-лизинг, РГ Лизинг), банки (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк), консультанты (PWC, Deloitte, Airclaims), представители органов власти (Минтранс, Государственная Дума, ФАС) и др. Ниже мы приводим ключевые тезисы выступивших участников.

• После стремительного семилетнего роста рынок авиатранспортных услуг в России начал сокращаться. Падение покупательской способности населения и стагнация в бизнесе в 2009 г. может привести к снижению спроса на авиаперевозки на 30%. Если в 2008 г. совокупный пассажирооборот вырос до 122,6 млрд. п.км, то в 2009 г. он может упасть до уровня 2004 г. и составить всего 83 млрд. п.км.

• Девальвация национальной валюты оказывает негативное влияние на бизнес авиаперевозчиков:

- Поставщики авиа ГСМ поднимают цены на топливо в связи с их привязкой к курсу USD. В январе 2009 г. цены на топливо выросли на 10% к уровню декабря 2008 г.

- Пополнение авиапарка перевозчиков происходило преимущественно за счет покупки иностранных воздушных судов в лизинг. Это обусловило формирование значительного объема долгосрочного долга, номинированного в валюте. Девальвация резко увеличила долговую нагрузку и объем текущих лизинговых платежей авиакомпаний.

- Банки сокращают лимиты и увеличивают стоимость финансирования в связи с проводимой ЦБ РФ политикой по ограничению ликвидности и повышению процентных ставок.

• Российские производители авиационной техники напротив позитивно оценивают на себе эффект девальвации. Во-первых, цена самолетов стала значительно привлекательнее зарубежных. Во-вторых, финансирование покупки отечественных воздушных судов (кредиты и лизинг) осуществляется госбанками в рублях. Для компенсации части процентных расходов можно получить субсидии из бюджета.

• Вывод из парка устаревших воздушных судов и банкротство отдельных игроков сократит провозные мощности, однако объем сокращения будет меньшим, чем объем падения спроса. Избыток провозных мощностей и высокая конкуренция за заполняемость кресел не позволят авиакомпаниям поднимать цены и компенсировать рост расходов.

• Предпринимаемые усилия по государственной поддержке отрасли пока не дали существенного эффекта. Ни одна из авиа компаний до сих пор не получила государственных гарантий или финансирования из озвученных 30 млрд. руб. и вряд ли получит. Принятое Постановление Правительства №964 о предоставлении субсидий госбанкам на финансирование авиакомпаний в размере 30 млрд. руб. составлено таким образом, что не позволяет его реализовать ни Банкам, ни Авиакомпаниям. Субсидия предоставляется на компенсацию убытков банков после реализации залога в случае невозврата кредита до 1 декабря 2009 г. Авиакомпании не имеют достаточных залогов для получения кредитов, а банки не смогут получить субсидию в случае невозврата средств, так как продажа воздушных судов занимает в среднем 1 год и превышает срок действия постановления.

• В связи с избытком провозных мощностей стоимость воздушных судов в России и в мире за последние 6 месяцев снизилась на 10%. Обесценение залогов создает угрозу досрочного истребования и усложняет рефинансирование долгов.

• Государство заинтересовано в сохранении конкурентоспособной отечественной авиации, обеспечивающей территориальную целостность и транспортную связь удаленных регионов страны. Однако возможно сокращение числа перевозчиков. По заявлению министра транспорта России Игоря Левитина около 20% авиакомпаний могут быть лишены права совершения полетов из-за задолженности по налогам и оплаты за аэронавигационное обслуживание.

• Государственные банки финансируют потребности в оборотных средствах авиакомпаний в рамках уже имеющихся кредитных лимитов. Дополнительный риск госбанки на себя брать не готовы. Рефинансирование долгов в коммерческих банках – остается задачей самих компаний.

• Несмотря на сложности, у российских авиакомпаний есть возможности и желание преодолеть кризис за счет адаптации операционной и финансовой стратегии к новым условиям деятельности. Авиакомпании сокращают неэффективный парк, оптимизируют маршруты, реструктуризируют долги и сокращают инвестиции. У авиакомпаний есть опыт преодоления кризисов 1998 г. и 2001 г. Дополнительные финансовые возможности перед авиакомпаниями Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь открывает принятие Банком России решения о включении в ломбардный список акции и облигации эмитентов, входящих в перечень системообразующих организаций.

Облигации в иностранной валюте

Облигации казначейства США

В среду покупки UST продолжились, хотя не так активно, как накануне – доходность UST'10 снизилась на 6 б.п. – до 2,76%, UST'30 – на 4 б.п. – до 3,45%. На фоне углубляющейся рецессии и неясных перспектив по спасению экономики инвесторы ищут спасение в американских госбумагах, не обращая внимание на увеличивающееся предложение новых выпусков US treasuries. Это играет на руку правительству США, позволяя продавать свой долг инвесторам со всего мира – крупнейшими зарубежным держателями treasuries является Китай (12% всех UST - $681,9 млрд.) и Япония ($577,1 млрд.). Благодаря устойчивому спросу иностранцев на этой неделе успешно прошли уже 2 размещения - $32 млрд. UST'3 и $21 млрд. UST'10. На обоих аукционах превышение спроса над предложением было рекордным за последние 4 месяца. Сегодня должен состояться аукцион по продаже $14 млрд. UST'30.

Мы ожидаем небольшую коррекцию UST после 2-дневного роста. Также на следующей неделе будет очередное голосование по пакету экономических стимулов, в преддверии чего инвесторы могут сыграть на понижение. Вчера Конгресс США и администрация Обамы выработали компромиссный вариант пакета стимулов на сумму $789 млрд. Голосование по утверждению данного вопроса должно состояться 15 февраля. Однако сегодня ожидается безрадостная статистика по розничным продажам США – при выходе плохих результатов инвесторы могут продолжить скупку treasuries.

Суверенные еврооблигации РФ

После значительного снижения во вторник доходность евробондов РФ в среду изменилась незначительно - доходность Rus’30 осталась на уровне 9,14%, доходность Rus'28 увеличилась на 2 б.п. и составила 9,23%. Спрэд между российскими и американскими бумагами (Rus’30 и UST'10) расширился на 6 б.п. - до 639 б.п.

На фоне продолжающегося спроса на US treasuries и «бегства в качество» инвесторов, продажи по большинству суверенных еврооблигаций развивающихся стран продолжились. В связи с этим продолжилось и расширение спрэдов к UST'10 – лидирует снова Аргентина (расширение спрэда составило 59 б.п.), а также Турция (+21 б.п.). В целом общие тенденции данного сектора бумаг будут в значительной степени зависеть от спроса на UST.

Корпоративные еврооблигации

После небольшой коррекции накануне в среду снова можно было наблюдать покупки по ряду коротких корпоративных евробондов. Спрос со стороны российских инвесторов все еще сохраняется, при этом нерезиденты преимущественно ведут продажи. Продолжающиеся покупки коротких евробондов российскими инвесторами связаны с достаточно ограниченным выбором коротких бумаг надежных эмитентов при наличии у инвесторов преимущественно коротких денег. Однако укрепляющийся рубль будет продолжать оказывать давление на котировки валютных еврооблигаций.

Торговые идеи

На фоне укрепляющегося рубля мы по-прежнему обращаем внимание инвесторов на выпуски коротких еврооблигаций, номинированных в рублях - Банк Москвы-09, ВТБ-09, Росбанк-09, ГПБ-10. Премия к рублевым облигациям с сопоставимой дюрацией составляет в среднем 10 п.п.

Рублевые облигации

Облигации федерального займа

На торгах госбумагами в среду продолжилась тенденция точечных покупок прошлого дня. Объем торгов ОФЗ сократился на 34% - до 245 млн. руб. – до среднего значения за последние месяцы.

В краткосрочных и среднесрочных ОФЗ 46002, ОФЗ 46003, ОФЗ 26198 и ОФЗ 25060 наблюдались покупки. Причем на данные бумаги пришлось 89% всего объема торгов в секторе ОФЗ. Продажи также имели место, однако проходили при более низких объемах.

Стоит отметить, что наибольший спрос был на среднесрочные ОФЗ, доходность которых еще может представлять определенный интерес для консервативных инвесторов при наличии длинных денег.

В целом мы негативно оцениваем дальнейшие тенденции в секторе ОФЗ – текущие покупки, скорее всего, вызваны переходом инвесторов с валютного рынка на рынок облигаций, однако при коротком и дорогом фондировании в ЦБ рынок ОФЗ остается непривлекательным для инвестиций.

Корпоративные облигации и РиМОВ

Торги в секторе корпоративных бумаг и бумаг РиМОВ в среду проходили при преимущественном росте котировок. Объем торгов остался на уровне предыдущего дня и составил 6,4 млрд. руб., что на 82% выше 2-месячного среднего уровня оборота рынка облигаций. На фоне укрепления рубля инвесторы переводят средства с валютного рынка на фондовые рынки.

Стабильным спросом пользуются короткие бумаги банковского сектора. После публикации позитивной отчетности за январь банком ВТБ накануне, наблюдались активные покупки облигаций ВТБ, 05, ВТБ24, 01.

Как и ожидалось, вчера ДВТГ-Финанс допустила технический дефолт, не исполнив оферту по облигациям дебютной серии на сумму 190,746 млн. руб. Сегодня вероятно наступление технического дефолта по облигациям ГАЗ-финанс, 01 – несмотря на анонсируемую господдержку предприятия, Группа «ГАЗ» не успела получить средства.

Сегодня положительная динамика на рынке рублевых облигаций может продолжиться благодаря укреплению национальной валюты. Некоторый спекулятивный рост возможен на заявлении Дворковича о скором снижении ставок. Однако на котировки будут оказывать давление приближающиеся налоговые выплаты.

В целом даже при улучшении ситуации с рублевой ликвидностью перспективы у рублевого рынка облигаций нельзя назвать позитивными – инвесторы по-прежнему располагают только короткими деньгами, а выбор бумаг надежных эмитентов достаточно узок. При этом расширение ломбардного списка путем включения облигаций системообразующих предприятий не снижает кредитного риска эмитентов этих бумаг.

Торговые идеи

В качестве инвестиционной идеи можно рекомендовать инвесторам обратить внимание на облигации Синтерры (оферта 10.08.2009) после сообщения об успешном привлечении кредитов.

https://www.psbank.ru/Informer (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter