Владимир Брагин, Антикризисные меры правительства: подводим первые итоги » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Владимир Брагин, Антикризисные меры правительства: подводим первые итоги

В условиях кризиса, подобного нынешнему, вмешательство государства в экономику и финансовый сектор является жизненно необходимым
13 февраля 2009 ТРАСТ | Trust n Trade

В условиях кризиса, подобного нынешнему, вмешательство государства в экономику и финансовый сектор является жизненно необходимым. Главный вопрос в том, как распорядится имеющимися ресурсами. Если судить по российскому опыту, спасение финансового сектора выглядит более или менее решаемой задачей, но вот что касается реального сектора экономики, то здесь какого-то реально осуществимого и действенного плана пока нет.

В данном обзоре мы приводим основные меры российского правительства, принятые в последние месяцы, а также нашу оценку их влияния на ситуацию в целом. Отметим, что ситуация постоянно меняется, новые меры могут появиться уже довольно скоро.

СПАСЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА: УЕХАЛИ ПОЖАРНЫЕ, ПРИЕХАЛИ СПАСАТЕЛИ…

В финансовой сфере антикризисные меры правительства можно назвать довольно успешными. Ключевую роль в нормализации ситуации сыграло многократное увеличение возможностей ЦБ по предоставлению рублевой ликвидности. Потребность в ней возникла огромная: сначала из-за резкого оттока капитала в середине осени, а затем в ходе плавного ослабления рубля, предпринятого ЦБ в декабре и январе. Пиковый объем требований ЦБ к банкам по всем инструментам превысил в конце января RUR3.0 трлн. Этими средствами удалось "залить" потребности банков в ликвидных средствах.

Другим немаловажным фактом стало увеличение срока предоставляемых ЦБ кредитов банковскому сектору. В частности, беззалоговые кредиты на 3 месяца или полгода давно перестали быть чем-то необычным, а не так давно ЦБ провел первый ломбардный аукцион сроком на 1 год.

В какой-то момент спасение банков встало в противоречие с другой задачей – сохранением золотовалютных резервов.

В декабре и январе ЦБ начал плавно сдвигать верхнюю границу курса бивалютной корзины, чем спровоцировал рост спекулятивных ожиданий. Результатом этого стало то, что дополнительная ликвидность была "съедена" покупками валюты, производившимися банками даже не столько на собственные средства, сколько по поручениям клиентов.

Чтобы как-то пресечь подобные действия, ЦБ даже прибегнул к урезанию лимитов по беззалоговым кредитам некоторым банкам.

Следует отдать должное ЦБ: остановка девальвации рубля была сделана очень элегантно. ЦБ "зажал" рублевую ликвидность, в период налоговых платежей в конце января, что привело к резкому падению спроса на иностранную валюту и замедлению девальвации. В то же время он дал ясно понять, что дальше уровня RUR41.0 по корзине Банк России отступать не намерен. В результате рубль не просто остановился возле отметки RUR41.0, но и через какое-то время начал укрепляться.

Позитивным следствием плавной девальвации стало формирование валютных резервов населением, компаниями и банками, что должно облегчить обслуживание внешних заимствований, а также снизить давление на рубль со стороны ожидаемого в этом году оттока капитала. Всего компаниям и банкам в течение года предстоит погасить внешних займов на сумму около US$120 млрд.

Главным негативным последствием стали дорогие рубли и задолженность перед ЦБ, в несколько раз превышающая остатки средств на корсчетах и депозитах банков.

В перспективе ситуация с ликвидностью для банков выглядит неоднозначно. С одной стороны, мы ожидаем дефицита бюджета в 2009 году в размере около RUR2.0 трлн., то есть бюджет будет пополнять ликвидность. С другой стороны, отток капитала и отрицательное сальдо текущих операций в рублевом эквиваленте составляют примерно RUR3.0 трлн. – в этом году "пылесосить" ликвидность будет внешний сектор. В принципе, значительная часть RUR1.0 трлн. может быть компенсирована продажей накопленных в процессе девальвации частных резервов, а также за счет сокращения объема наличности в обращении, вследствие чего ситуация не должна ухудшиться. В то же время ликвидировать задолженность перед ЦБ банки в предстоящем году все равно не смогут.

Вследствие этого в течение 2009 года ЦБ придется и дальше активно кредитовать банки. При этом не исключено, что объемы кредитования придется наращивать.

Здесь возникает другая проблема – необходимость рекапитализации банковской системы, которую правительство уже пытается решать. Осенью на выдачу субординированных кредитов банкам правительство выделило RUR950 млрд., из которых, впрочем, большая часть досталась Сбербанку, ВТБ и РСХБ. Остальным банкам из зарезервированных RUR225 млрд. было одобрено выделение RUR32.1 млрд. Из новой порции RUR500 млрд. значительная часть вновь уйдет в госбанки, ВТБ, в частности, получит RUR200 млрд.

Таким образом, несмотря на значительные объемы, направляемые на эти цели, реальный эффект почувствуют только госбанки. Остальным придется рассчитывать в основном на собственные силы, и от них сложно ожидать какого-то увеличения кредитования реального сектора, большинство из них будет занято собственным выживанием.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР: РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

С реальным сектором ситуация значительно хуже. Спасение банков не означает нормализации ситуации с кредитованием реального сектора экономики. В то же время его прямая поддержка требует привлечения значительных ресурсов и простым "печатанием коротких денег", как это происходит в случае рефинансирования банков, проблему не решить.

Кредитование банками реального сектора в условиях дефицита ликвидности само по себе затруднено, а в условиях высокой вероятности банкротства многих компаний – практически сходит на нет. Хотя правительством предприняты шаги в этом направлении, в частности, обещание государственной поддержки значительному числу компаний, пока предложенные меры принципиально ситуацию изменить не могут.

Дело в том, что правительство не желает брать на себя весь риск компаний, а банки не желают брать даже часть.

Например, в качестве одного из вариантов предоставления гарантий компаниям автомобильного сектора предполагалось, что государство гарантирует половину кредита, остальное должно быть обеспечено активами компании. Это предложение не было поддержано банками…

Пока наиболее успешными примерами решения острых проблем компаний, возникающих из-за невозможности обслуживания ими собственных обязательств, стало прямое вмешательство государства в переговоры между ними и банками. Правда, наиболее эффективно проблемы решались при наличии интереса в получении контроля над компанией. В пример можно привести НПО "Сатурн", которому в итоге ВТБ предоставил кредит под обещание правительства обеспечить его поддержкой и госзаказами. После этого компания ушла под контроль Оборонпрома, чему до этого активно сопротивлялся менеджмент предприятия.

В аналогичной ситуации с МиГом процесс шел заметно дольше и с меньшим энтузиазмом, то же можно сказать и о ситуации с ГАЗом.

Но главной проблемой, с которой приходится иметь дело, – это даже не доступ компаний к кредитам, а падение спроса на продукцию и необходимость сокращения объема производства. В частности, в автомобильной отрасли правительство попыталось как-то сгладить эту проблему путем введения заградительных пошлин на импорт иномарок, а также предложило субсидировать процентную ставку по кредитам на покупку автомобилей российского производства. Но все это вряд ли окажется действенным на фоне падения доходов населения и сокращения продаж автомобилей на 25-40% в 2009 году.

Пока правительству приходится искать выход с каждой отдельно взятой компанией, каких-то универсальных рецептов нет. Что касается создания фискальных стимулов, которые могли бы затронуть все без исключения компании, то правительство ограничилось снижением налога на прибыль на 4% и разрешило регионам снижать ставку налога, взимаемого по упрощенной системе, с 15% до 5%. Снижение экспортных пошлин на нефть и НДПИ в данном случае не в счет, так как их размер меняется автоматически с изменением цен на нефть. Стимулы совершенно не достаточные, но, с другой стороны, на фоне увеличения дефицита бюджета на большее правительство вряд ли сможет пойти.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ И "GOVERNMENT-SUPPORTED JUNK"

На данный момент наиболее жизнеспособными идеями, способными направить средства в реальный сектор являются планируемые к выпуску крупными эмитентами инфраструктурные обязательства, а также включение в ломбардный список облигаций компаний из перечня системообразующих организаций.

Предполагается, что средства, привлеченные за счет выпуска инфраструктурных облигаций, должны пойти на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Первыми эмитентами таких бумаг должны стать госкорпорации, в частности, РЖД и ФСК. По таким облигациям предполагается предоставление госгарантий, но наиболее привлекательными их делает привязка купона к ставке РЕПО с ЦБ и возможность использования этих бумаг в качестве залога по сделкам РЕПО сроком на 1 год.

Исходя из этого, примерно понятна и судьба подобных облигаций на ближайшее время – осесть на балансах крупных банков, практически не торгуясь на вторичном рынке. По сути, этот инструмент станет ничем иным как аналогом денежной эмиссии в пользу госкорпораций. Правда, в отличие от простого печатанья денег подобная схема имеет преимущество, заключающееся в том, что если в экономике возникнет избыток ликвидности и деньги станут дешевыми, то банки смогут попросту прекратить привлекать средства ЦБ. Таким образом, инфляционный эффект от этой меры будет незначительным.

Что касается "системообразующих" компаний, то облигации наиболее качественных из них, а именно тех, что имеют рейтинг на уровне не ниже "В3" или "В-", уже принимаются ЦБ в качестве обеспечения по ломбардным кредитам.

Остальные – это компании зачастую сомнительного кредитного качества, неспособные обслуживать собственные обязательства без внешней поддержки или новых заимствований. Если ЦБ будет принимать выпускаемые ими бонды,

то это откроет возможность для осуществления технических размещений облигаций. Дополнительным плюсом может стать участие в таких размещениях банками за пределами первого круга.

Стоит отметить, что при этом ЦБ имеет шансы стать "плохим банком", в котором участники рынка станут "забывать" чересчур рисковые облигации".

ТАБЛИЦА. СПИСОК НАИБОЛЕЕ ЗАМЕТНЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Мера Эффект Комментарий
ПОДДЕРЖКА БАНКОВСКОГО СЕКТОРА: RUR4,5 РЛН.
Прямая поддержка финансового рынка через покупки ценных бумаг Локальное повышение спроса на отдельные выпуски. Всего за счет средств резервных фондов было куплено бумаг на RUR85 млрд. Воздействия на рынок в целом это не оказало, зато создало всплески волатильности в отдельных бумагах. Впрочем, в результате этого резервные фонды получили качественные бумаги по сравнительно низкой цене.
Изменение правил функционирования рынка 1. Запрет на короткие продажи 2. Изменение критериев остановки торгов ценными бумагами Достигнуто некоторое снижение волатильности, но зачастую за счет серьезного сокращения ликвидности. Остановка торгов по выпускам рублевых облигаций стала обычным делом, что часто растягивает срок переоценки бумаг после дефолта или, наоборот, хороших новостей до нескольких дней.
Снижение нормы обязательных резервов до 0,5% по всем видам обязательств Высвобождение около RUR380 млрд. ликвидности Снижение резервных требований последовало вслед за обострением кризиса ликвидности в сентябре. Планировалось, что снижение будет носить временный характер, и с 1 февраля нормы будут повышаться. Впоследствии срок начала повышения норм отчисления в ФОР был сдвинут на 1 мая.
Увеличение возможностей ЦБ по рефинансированию банков ЦБ смог предоставить банкам более RUR3,0 млрд. ликвидности Большая часть этой суммы – беззалоговые кредиты /пиковое значение RUR1,86 млрд./, РЕПО /RUR730 млрд./, а также кредиты пол залог активов /RUR450 млрд./. С 9 февраля ЦБ начал проводить операции РЕПО на бирже, что снизило транзакционные издержки для банков и впоследствии позволит ЦБ проводить сделки РЕПО под залог акций. Существенно увеличен срок предоставления средств ЦБ. На данный момент средства ЦБ доступны сроком на 1 год /РЕПО и ломбардные кредиты/
Компенсация банкам убытков на рынке МБК Реанимация межбанковского кредитования ЦБ заключил с 13 крупнейшими банками соглашения о компенсации части потерь от выдачи кредитов на рынке МБК. В условиях, когда банки имеют неодинаковый доступ к ликвидности, это способствует более эффективному ее перераспределению в пользу наиболее нуждающихся.
Рекапитализация банков 1. Изначально RUR950 млрд. в виде субординированных кредитов 2. В начале февраля правительство задумалось о выделении дополнительно RUR500 млрд. Большая часть субординированных кредитов досталась Сбербанку /RUR500 млрд./, В Б /RUR200 млрд./ и РСХБ /RUR25 млрд./. Оставшиеся RUR225 млрд. распределялись между банками при условии привлечения ими аналогичной суммы от третьих лиц. По состоянию на начало февраля ВЭБ из этих RUR225 млрд. одобрил выделение банкам RUR32,1 млрд., из которых RUR15,0 млрд. Газпромбанку. Из дополнительных RUR500 млрд. предполагается выделить В Б RUR200 млрд., и столько же ВЭБ, причем речь может идти о капитале первого уровня.
Отмена уплаты НДС на квартальной основе Сглаживание пиков дефицита ликвидности в периоды налоговых платежей Квартальный порядок НДС был введен в начале 2008 года, что привело к тому, что в дату выплаты этого налога зачастую образовывался огромный дефицит ликвидности. Осенью правительство приняло решение предоставить отсрочку выплаты НДС на три месяца, вернувшись, по факту, к помесячным выплатам этого налога.
Увеличение гарантий по вкладам населения Отток вкладов из банков не приобрел катастрофический характер Заявление позволило напомнить населению о том, что вклады до определенного размера гарантированы государством. Само по себе увеличение размера 100% компенсации вкладов до RUR700 тыс. вряд ли произвело серьезный эффект.
ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА: RUR1,15 РЛН., ПЛЮС ОТКАЗ ОТ СОКРАЩЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ
Снижение налоговой нагрузки Снижение налога на прибыль с 24% до 20%, регионам разрешено снижать ставку налога, взимаемого по упрощенной системе с 15% до 5%, компаниям – применять ускоренную схему амортизации Согласно официальным оценкам, сделанным осенью, снижение налоговых ставок приведет к снижению объема налоговых платежей компаний на RUR550 млрд. в 2009 году. Но учитывая снижение числа прибыльных компаний, а также снижения среднего размера прибыли, эффект будет заметно ниже. Кроме того, стоит учитывать, что налог на прибыль не относится к числу наиболее чувствительных для компаний налогов, и его снижение в условиях кризиса несильно повышает вероятность выживания.
Рефинансирование внешней задолженности компаний и банков ВЭБ получил US$50,0 млрд., фактически выдано US$11,0 млрд. Ставка кредита изначально была установлена на уровне LIBOR+5%, что выглядело вполне привлекательно. Уже к началу декабря ВЭБ получил заявок на сумму более US$78,0 млрд., из которых было удовлетворено US$11,0 млрд. Впоследствии ставка была повышена до LIBOR+8%, что для большинства заемщиков выглядит неоправданно дорого.
Инфраструктурные облигации Денежная эмиссия в пользу крупных проектов Первой компанией-эмитентом подобных облигаций должно стать ОАО "РЖД", в планах которой – размещение инфраструктурных облигаций на сумму RUR100 млрд. Особенностями этих бумаг являются: целевой характер заимствований /крупные инфраструктурные проекты/, государственные гарантии, возможность использования в качестве залога в сделках РЕПО с ЦБ сроком на 1 год, привязка ставки купона к ставке РЕПО ЦБ. Ситуация, когда размещенные облигации будут сразу "сдаваться" в ЦБ в обмен на ликвидность, ничем не отличается от простой денежной эмиссии в пользу эмитента. Плюсом этого варианта по отношению к простому печатанию денег может служить то, что при нормализации ситуации на денежном рынке и падении ставок банки могут прекратить привлечение ликвидности в ЦБ, то есть инфляционный эффект от этой меры будет нулевым.
Увеличение ввозных пошлин Сокращение импорта автомобилей Ограничение импорта автомобилей иностранного производства применяется правительством уже не первый раз. Ранее в качестве основного аргумента выдвигалась необходимость защиты отечественных автомобильных производителей с целью дать им возможность модернизировать производство и подготовиться к конкуренции с иностранными производителями. К сожалению, ни разу это не привело к желаемым результатам. В текущих условиях повышение импортных пошлин не способно компенсировать падение спроса, вследствие чего сокращение производства и ухудшение кредитного качества эмитентов-автопроизводителей неизбежно. Не исключено, что в будущем заградительные пошлины могут быть введены и на другие виды продукции
"Лечение" автомобильной отрасли Госзакупки продукции автопрома, госгарантии, льготные кредиты лизинговой системе Вообще, правительство пообещало выделить на поддержку отечественного автопрома RUR200 млрд., но пока предложенные механизмы не находят поддержки. Скорее всего, каждый конкретный случай будет решаться в частном порядке /см. развитие события с ГАЗом/
"Список 295" 1. RUR92,0 млрд. 2. Упрощение процедуры включения ценных бумаг этих компаний в ломбардный список 1. Согласно заявлениям правительства, на цели поддержки компаний данного списка в федеральном бюджете зарезервировано RUR92 млрд., которые будут использоваться на субсидирование процентных ставок, вхождение в капитал и выдачу гарантий. Впрочем, присутствие в списке не означает для держателей облигаций компаний и банков избавления от риска дефолта или реструктуризации. Отдельно отмечается, что в случае банкротства компании, присутствующей в списке, правительство должно будет заниматься социальными последствиями. Из компаний списка "Сибирь" уже находится в состоянии дефолта, "Амурметалл" - на подходе. 2. Совет директоров ЦБ принял решение о включении бумаг этих компаний в ломбардный список вне зависимости от наличия у них рейтинга. Условием является лишь включение их в любой котировальный список любой биржи. Это позволит компаниям занимать на долговом рынке с помощью технических размещений.
"Точечная" поддержка Госгарантии, прямое воздействие на банки-кредиторы Примером могут служить НПО "Сатурн" и МиГ, которые получили поддержку со стороны В Б. Причем кредиты были выданы после непосредственного вмешательства правительства. В будущем решение о предоставлении помощи будет приниматься в отношении каждой подобной компании в индивидуальном порядке.
Оборонный заказ RUR1,0 трлн. Правительство, несмотря на дефицит федерального бюджета, пока не собирается сокращать оборонный заказ.

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311012726_trust_1.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter