21 декабря 2018 Архив
С макроэкономической точки зрения, то, чем на протяжении веков наслаждались США и развитый мир (на самом деле речь идет о тысячелетии), – это был долгосрочный экономический рост, прерываемый мимолетными экономическими спадами (рецессиями и иногда депрессиями). Этот рост был вызван ростом численности населения, особенно, начиная с 1950 года, и он подкреплялся технологиями, инновациями, недорогой энергией, улучшением медицинского обслуживания (увеличение продолжительности жизни на десятилетия) и т.д.
В каждом эпизоде экономического спада (краткосрочные бизнес-циклы) всегда был растущий спрос со стороны увеличивающегося населения (макроэкономический цикл) … поэтому процентные ставки, опускаемые на время вниз, и дефицитные расходы стимулировали экономику, возрождая экономический рост. Но по мере замедления органического ежегодного прироста населения (в тех частях мира, где это имеет значение с точки зрения экономики), начали применяться все более высокие уровни синтетических аддитивов для поддержания неестественно высоких темпов экономического роста.
По крайней мере, начиная с 1990 года, эта модель все чаще стала поощрять формирование новых производственных мощностей посредством удешевления кредита, и все это происходило в условиях замедления глобального спроса … Замедление роста численности населения среди потенциальных потребителей привело к тому, что потребление увеличивающихся производственных мощностей стало возможно только в условиях постоянно растущего и постоянно дешевеющего кредита (благодаря политике центральных банков). Это привело к грандиозному глобальному переизбытку производственных мощностей и накоплению долгов, которые человечество погасить не в состоянии, поскольку популяционный цикл (в тех частях мира, где это имеет значение) становится отрицательным.
То, к чему мы движемся, – это неопределенно долгий период долгосрочного спада. Мы увидим мимолетные периоды экономического роста, которые будут сменяться основным понижательным трендом. Это будет продолжаться десятилетиями, если не дольше, и вполне может стать самоусиливающимся нисходящим циклом, если мы продолжим идти по текущему пути. Чтобы избежать наихудших сценариев, важно понимать разницу (также известную как знакомое многим правило: когда вы застряли в яме, прекратите копать)!
Что изменилось?
Просто посмотрев статистику по ежегодному приросту населения в странах, где сосредоточены 90% денег мира (доход, сбережения, доступ к кредитам), и которые, не случайно, потребляют 90% глобальной энергии (включая США, Канаду, ЕС, Японию, Австралию/Новую Зеландию, Китай, Бразилию, Мексику, Россию … т.е. все страны с доходом более $4 тыс. в год на душу населения, что составляет примерно половину населения мира) … мы видим, что ежегодный прирост населения упал на 50% до 22 млн. человек после достижения двойного пика в 1969 и 1988 годах на отметке 44 млн. человек в год.
В то время как пожилые люди в возрасте 65 лет и старше живут на намного дольше, чем их предшественники, не менее важно и то, что десятилетия отрицательных коэффициентов рождаемости привели к коллапсу роста населения в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет, а в более широком смысле – в возрасте от 0 до 64 лет. В странах-потребителях рост населения в возрасте от 0 до 64 лет год упал на 88% со времен двойных пиков 1969 и 1988 годов. Постоянное сокращение роста численности населения в трудоспособном возрасте (нетто) в странах-потребителях приведет к тому, что примерно к 2021 году этот рост сойдет на нет, и весь чистый прирост населения будет лишь в группе людей старше 65 лет (особенно среди лиц старше 75 лет).
Какие варианты у нас есть?
Проще говоря, мир стал настолько уверен, что наша экономика будет постоянно расти, что те, кто управляет системой, поставили на кон наше будущее … но эта ставка оказалось очень плохой (плохой для всех, кроме управляющих системой). Ущербность этой ставки скрывалась все более и более низкими процентными ставками, более высоким (и невозвратным) долгом и все большими объемами бумаги, называемой “деньгами”. Мы выбираем политиков, которые говорят нам ложь, которую мы хотим слышать (верим ли мы им – это другое дело), и популизм в демократических странах будет продолжать опасно расти … но правда заключается в том, что макро прилив закончился навсегда, а мы все плаваем голыми.
Мир почти наверняка продолжит существовать, и экономические и финансовые системы в конечном итоге приспособятся к реальности … но мы должны определить, насколько болезненным, беспорядочным и хаотичным будет промежуточный период. Будет особенно больно, если мы продолжим попытки накачивать экономический рост/цены активов синтетическим веществами в условиях органического замедления спроса или даже его снижения. Такая политика сделает окончательную и неизбежную корректировку (иначе называемую экономической депрессией) еще масштабней.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу