26 декабря 2018 | Bitcoin (BTC|USD)
«Биткоин не стоит ничего — это просто номер в журнале учета». Но законы криптовалютного мира не изменятся по щелчку грязных пальцев мошенников, очередной форк не станет последним днем крипты, а биткоин не умрет, пока живет у нас в голове. Переводим статью, которая объясняет, почему так.
Концепция для скептиков
Биткоин — новейший социальный и экономический институт. Он настолько отличается от прочих существующих институтов, что необходимо сохранять здоровый скептицизм и задавать вопросы — как можно острее и как можно больше. Только так мы поймем, насколько можно доверять новичку. С некоторыми ответами придется подождать (или, как говорят крутые ребята, спросить у Линди), но никто не мешает нам строить теории и разрабатывать концепции. Одна такая концепция сильно помогла мне в понимании биткоина — теория социального договора.
Во-первых, фиатные деньги — продукт социального договора: люди отказываются от контроля денежных масс и прочих важных функций денег в пользу государства. Благодаря этой власти государство управляет экономикой, распределяет блага и борется с преступностью. Но многие не осознают, что биткоин также работает по социальному договору.
Биткоин полностью зависим от законов социального слоя.
Концепция социального договора помогает ответить на некоторые важнейшие вопросы: как появился биткоин? Кто обозначил его свойства? Кто управляет им сейчас? Может ли критическая ошибка уничтожить биткоин?
Теория социального договора
В начале был мысленный эксперимент: представим гипотетическое сообщество, неотъемлемой частью существования которого является жестокость, что сильно затрудняет жизнь всех его членов. Чтобы улучшить условия жизни, сообщество коллективно избирает Левиафана, — суверенное правительство, — которому предстоит его защищать. Каждый член сообщества поступается частью личной свободы (ну, знаете, грабить, убивать и все такое), а Левиафан получает право создавать законы, проводить их в жизнь и защищать народ от насилия.
Но теория не ограничивается отношениями народа и государства. Тот же мысленный эксперимент можно провести и в экономике. Если достаточно многих людей не удовлетворяет бартерная экономика, они принимают коллективное решение использовать деньги, кредиты или еще что-либо для улучшения качества торговли.
Процесс создания валюты или кредита происходит неявно. Каждый человек определяет для себя, какого результата хочет добиться и каким путем. Если желания большинства членов сообщества совпадают, может возникнуть так называемая «фокальная точка» или социальный договор.
Деньги как социальный договор
В истории немало случаев, когда правительство злоупотребляло властью над деньгами: конфискация счетов, отсечение определенных лиц или групп от финансовых потоков, печать избыточных денег, создание инфляции — иногда даже гиперинфляции.
Когда правительство злоупотребляет властью сверх меры, люди перестают доверять социальному договору, на котором основана власть правительства. Они возвращаются к наиболее выгодному соглашению (общее средство обмена, запас ценностей и единица учета), не связанному с серьезными проблемами (правительство не злоупотребляет властью): товарным деньгам.
Деньги дают нам важный урок: Чем масштабнее и ценнее социальный институт, тем более он привлекаетелен для ищущих власти.
Но в каждом случае с товарными деньгами возникала одна и та же проблема: всякий раз социальный договор на их основе оказывался одинаково ненадежным. Возьмем, к примеру, золотой стандарт. Разделение, транспортировка и хранение физического золота оказались делом весьма затруднительным и ненадежным. Поэтому люди спешно придумали еще один экономический слой и начали использовать для расчетов бумажные деньги, в то время как обеспечивающее их золото оставалось в одном месте. Из-за простоты печати бумажных денег потребовалась могущественная третья сторона для контроля запасов обеспечения. С этого момента правительству достаточно было минимальных усилий, чтобы отделить бумажные деньги от связанного с ними товара и вернуться к фиатным деньгам.
В этой истории сокрыт ценный урок: можно сколько угодно договариваться, что ситуация плоха и ее надо исправлять, но сила такого социального договора — исключительно в его надежности. Ее может обеспечить только стабильный институт, иначе договор теряет доверие людей и разваливается.
Законы биткоина
Когда Сатоши Накамото изобрел биткоин, он не создавал новый социальный договор. Заслуга Сатоши в другом: он задействовал технологию для исправления ошибок прошлого и применил старый договор новым, лучшим способом. Он установил следующие правила:
Только владелец монеты может создать ключ для ее использования (защита от изъятия)
Каждый может совершать операции с биткоинами и хранить в них средства по собственному усмотрению (защита от цензуры)
Максимальное количество биткоинов составит 21 миллион (защита от инфляции)
Каждый пользователь сможет удостовериться в соблюдении законов биткоина (защита от подделки)
Биткоин как новая форма социального института
Деньги дают нам важный урок: чем масштабнее и ценнее социальный институт, тем более он привлекаетелен для ищущих власти. Поэтому институту требуется защита, которую может дать только другой носитель власти: государство. Со временем защита превращается в контроль, а затем начинается злоупотребление. Когда люди перестают получать выгоду от одного социального института, он заменяется другим, и цикл начинается заново.
Сатоши попытался разорвать порочный круг двумя способами: во-первых, биткоин не ищет защиты у могущественных третьих сторон (правительства и т.п.), но обеспечивает ее сам, создавая гиперконкурентный рынок. Он превращает безопасность в товар, а обеспечителей (майнеров) — в безвредных производителей товара. Во-вторых, Сатоши помог конкурирующим обеспечителям четко определить, кто и чем владеет в любой заданный момент времени.
Протокол биткоина автоматизирует соглашение на социальном слое, а социальный слой определяет законы биткоина в соответствии с соглашением пользователей. Это симбиоз: они не могут существовать друг без друга. Биткоин полностью зависим от законов социального слоя. Однако слой протокола вводит эти законы, в то же время повышая степень доверия к социальному договору для сторонних лиц.
Рассматривать биткоин, как социальный договор, который активируется и автоматизируется техническим слоем, весьма удобно. Кроме того, при этом мы получам ответ на философский вопрос о биткоине.
Кто может изменить законы биткоина?
Условия контракта постоянно обсуждаются и меняются на социальном слое. Введение протокола биткоина автоматизирует этот процесс. Биткоин — компьютерная сеть, она существует только когда протокол запускается на компьютерах многих людей, следующих определенному своду законов (можно сравнить их с людьми, говорящими на одном языке).
Каждый остается в сети до тех пор, пока подчиняется тем же законам, что и сообщество. Если кто-то захочет изменить законы биткоина в одностороннем порядке у себя на компьютере, на остальную сеть это никак не повлияет, но приведет к исключению пользователя из сети из-за потери взаимопонимания (пользователь теперь говорит с сообществом на разных языках).
Единственный способ изменить законы биткоина — предложить правки к социальному договору. Каждое такое предложение должно быть добровольно принято другими членами сети. Чтобы оно превратилось в закон, его должно признать таковым и включить в собственный свод достаточное количество людей. Убедить миллионы незнакомых людей — невероятно сложная задача, которая, тем не менее, практически устраняет риск принятия спорных решений, так как они никогда не получают широкой поддержки.
Вот почему система биткоинов может быть обновлена в соответствии с пожеланиями ее участников, но в то же время невероятна устойчива к проискам злоумышленников.
Может критическая ошибка уничтожить биткоин?
В сентябре 2018 в программном обеспечении самого популярного аспекта биткоинов (локальных законах) обнаружилась уязвимость. Теперь злоумышленники могли атаковать по двум фронтам: во-первых, отключать клиенты других пользователей биткоинов (проверить законность операции становилось невозможно, происходил сбой защиты от подделки), а во-вторых, тратить один биткоин дважды (сбой защиты от инфляции).
Разработчики биткоина быстро исправили ошибку и ввели новый набор системных правил, который устранял уязвимость. Но хотя ошибку обнаружили вовремя, и никто не успел ей воспользоваться, у некоторых людей все же возникли вопросы: какой ущерб она могла нанести? Пришлось бы пользователям системы биткоинов смириться с потерей защиты от инфляции?
Теория социального договора отвечает на оба вопроса твердым «нет». Законы биткоина создаются на социальном слое, а программное обеспечение их только автоматизирует. Любые противоречия социального договора и протокола всегда трактуются в пользу социального договора. При возникновении ошибки на слое протокола всегда считается, что условия договора не являются окончательными и не влияют на надежность самого договора.
Сам по себе токен биткоина ничего не стоит. Его ценность определяется исключительно на социальном слое.
Вместо этого произошло бы вот что: потенциальную уязвимость устранили бы путем реорганизации блокчейна и устранения нанесенного ущерба. Система биткоинов разделилась бы на две сети — ошибочную и корректную, у каждой из которых был бы свой токен. У каждого владельца биткоинов было бы одинаковое количество токенов в каждой сети, но их ценность определялась бы только рынком. То есть, тем, сколько другие готовы за них заплатить.
Здесь очень важно понять, что сам по себе биткоин не стоит ничего — это просто номер в журнале учета. Его ценность определяется исключительно на социальном слое. Таким образом, сообщество определяет, какой из двух токенов получит экономическую поддержку. Наиболее вероятно, что экономической значимостью будет обладать вторая, исправленная сеть.
Когда программное обеспечение биткоинов полностью автоматизирует правила социального договора, слои синхронизируются. А если возникают ошибки синхронизации ПО, социальный договор становится той самой путеводной звездой, которая ведет к их исправлению. Вряд ли упомянутая ошибка станет последней. Теория социального договора не защищает от ошибок, но гарантирует пользователю, что они никак не повлияют на социальный институт биткоина.
Может ли ветвление биткоина повлиять на защиту от инфляции?
Еще один популярный философский вопрос затрагивает концепцию «ветвления» (форков). Так как исходный код программного обеспечения биткоина открыт (что дает пользователям возможность убедиться, что законы действительно применяются), его копирование и изменение доступны каждому. Это называется «ветвлением» или «форками». Но, как уже говорилось ранее, эти изменения происходят только на уровне протокола, но не на социальном слое. Ветвление биткоина без предварительного изменения законов на социальном слое приводит к исключению пользователя из сети.
Для ветвления биткоина с сохранением результата сначала необходимо разветвить социальный договор. Необходимо убедить как можно больше людей, что предлагаемые пользователем законы лучше прежних, чтобы они согласились перейти на новые. Из-за необходимости вовлечения тысяч людей такие ветвления редки, и провести их в жизнь крайне сложно. Использовать этот процесс для формирования ценности — то же самое, что рассматривать президентскую кампанию как финансовое вложение.
Ключ к пониманию в том, что ценность токенов — исключительно социальная конструкция. Токены ничего не стоят, ценностью их наделяет совокупность общественных мнений. Ветвление протокола не тождественно ветвлению социального договора, поэтому новый токен по умолчанию не имеет ценности. В редких случаях происходит дробление социального договора (как в случае с отделением Bitcoin Cash от Bitcoin), и возникает два более слабых социальных договора — в каждом из которых участвует меньшее количество людей, чем в предыдущем.
Деньги в целом и биткоины в частности можно рассматривать как социальные договоры между членами сообщества. Биткоин — не новый договор, но новое воплощение старого договора, история которого насчитывает сотни лет. В сравнении с предыдущими попытками введение системы биткоинов — большой шаг вперед, так как она создают гиперконкурентный рынок ради собственной безопасности. Социальный и протокольный слои системы биткоинов усиливают друг друга, а их соотношение позволяет разобраться в малопонятных до сих пор концепциях, таких как эволюция законов, ветвление и ошибки протоколов.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу