Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Инвестиции в России - требуется перезагрузка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Инвестиции в России - требуется перезагрузка

2 января 2019 Нордеа Банк Евдокимова Татьяна
В соответствии с планом правительства, в следующие 6 лет в российской экономике должна существенно вырасти доля инвестиций. Представляем обзор того, как инвестиции вели себя в последнее время, в чем их польза и как планируется их стимулировать.

Журавль в небе

Инвестиции в РоссииТрадиционной слабой стороной российской экономики является недостаточный уровень инвестиционной активности. Доля инвестиций в российском ВВП колеблется около 22%, что ниже, чем в развивающихся странах, где данный показатель устойчиво выше 30%. В ряде европейских стран с формирующимися рынками данный показатель также устойчиво выше российского (например, в Румынии, Турции, Черногории и Чехии). Цель по повышению доли инвестиций в российском ВВП постоянно присутствует в стратегических документах (в стратегии-2020, утвержденной в 2008 году, в майском указе о "Долгосрочной государственной экономической политике" 2012 года). В майском указе 2018 года данная цель явно не декларируется, но многочисленные инициативы по улучшению качества инфраструктуры её подразумевают. Официальный прогноз экономического развития до 2024 предполагает опережающий рост инвестиций (темпом выше 6% в год с 2020 года), что должно вывести долю инвестиций в ВВП к 27 % к 2024 году.

График 1: Доля инвестиций в ВВП, международное сопоставление

Инвестиции в России - требуется перезагрузка


Доля инвестиций в ВВП, международное сопоставление

Рост российских инвестиций существенно замедлился в 2013 году, а затем в 2014-2015 годах на фоне введения санкций и ослабления рубля произошло их сокращение. С 2017 года рост инвестиций вернулся в положительную зону, но по итогам 2018 года их объем все еще остается на 5% ниже докризисного уровня. Санкции и связанная с ними возросшая экономическая неопределенность, а также инвестиционные риски выступают серьезным ограничительным фактором для восстановления инвестиционной активности. На это указывают опросы компаний. В ближайшей перспективе данные ограничивающие факторы, вероятно, сохранятся. В 2018 году корпоративные депозиты в рублях выросли более чем на 25%, сигнализируя о предпочтениях компаний в пользу сбережений. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на фоне санкций также заметно сократились после 2013 года: средний квартальный приток в 2014-2018 гг. составляет 4.5 млрд. долл. по сравнению с 10.5 млрд. долл. в квартал в среднем за 2005-2013 гг.

График 2: Факторы, ограничивающие инвестиционную активность



График 3: Динамика прямых иностранных инвестиций



Инвестиционная активность в России исторически финансируется в основном за счет собственных средств компаний (с 2015 года доля собственных средств в совокупном финансировании превышает 50%). На банковское кредитование приходится около 10%, и эта доля значимо не выросла в последние годы, поскольку, несмотря на снижение номинальных процентных ставок реальные ставки остаются высокими. Для роста значимости данного источника финансирования требуется продолжение политики инфляционного таргетирования, способное поддержать тренд на снижение номинальных ставок. С 2012 года заметно (с 21% до 16%) сократилась доля бюджетных средств в финансировании инвестиций. Это произошло на фоне смещения приоритетов предыдущих майских указов на социальную сферу и соответствующего перераспределения бюджетных расходов. Анонсированные масштабные инвестиции в инфраструктурные проекты (6.3 трлн. руб. в период 2019-2024 гг.) планируется примерно на 50% профинансировать за счет средств бюджета. Как следствие, по нашим оценкам, доля государственных инвестиций в совокупных инвестициях возрастет с 16,5% в 2017 году до 18% в среднем в 2019-2024 гг.

График 4: Структура инвестиций по источникам финансирования



Анализ по отраслям показывает, что инвестиционная активность в добывающем секторе в последние годы была систематически выше, чем в обрабатывающих отраслях (в среднем на 10% за 2010-2016 гг.), хотя доля обрабатывающей промышленности в ВВП выше, чем в добывающей (12% против 9%). С одной стороны, это объяснимо, поскольку добывающие производства являются более капиталоемкими. Но, с другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что производственные мощности в обрабатывающих отраслях загружены меньше, чем в добывающих (72% и 65% соответственно, по данным Росстата). По оценкам ЦМАКП, в большинстве отраслей сохраняется потенциал прироста выпуска за счет дозагрузки мощностей. В этой связи недостаточный рост инвестиций отчасти может быть связан и со слабостью внутреннего спроса в экономике, не позволяющего в большей степени загрузить производственные мощности.

О пользе инвестиций

Влияние инвестиционных расходов на развитие экономики является одной из самых популярных тем в исследованиях, посвященных экономическому росту. Исследователи приходят к консенсусу, что наибольший позитивный вклад в экономический рост вносят инвестиции частного сектора, отмечая при этом, что и другие виды инвестиций (государственные, иностранные) влияют на него положительно. Наши оценки также подтверждают наличие положительной зависимости между темпами экономического роста и долей частных инвестиций. На графике 1 эта зависимость представлена как результат анализа объединенных в панельный ряд данных от ОЭСР за 4 года для 42 стран. Кроме того, совокупный объем инвестиций выше в тех странах, где больше доля частных инвестиций (график 2). Соответственно, ключевым долгосрочным фактором увеличения доли инвестиций в ВВП является именно стимулирование частных инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата. Тем не менее, рост государственных инвестиций, например, путем реализации крупных инфраструктурных проектов, может стать хорошей стартовой предпосылкой для будущего роста и частных инвестиций особенно в развивающихся странах.

По оценкам Банка России, мультипликатор инвестиционных государственных расходов составляет 0,75. Это означает, что увеличение инвестиционных государственных расходов на 1% ВВП ускоряет рост ВВП на 0,75% в следующем квартале. Аналогичный показатель для общих государственных расходов достигает 0,28 (результат можно объяснить низким значением мультипликатора расходов на общегосударственные вопросы, силовой и социальный блоки).

Таким образом, перераспределение государственных расходов в сторону увеличения их инвестиционной составляющей, а также работа над увеличением инвестиционной активности частного сектора могут улучшить перспективы экономического роста в стране.

График 5: Зависимость темпов роста от доли частных инвестиций



График 6: Зависимость общего объема инвестиций от доли частных инвестиций



Синица в руках

В целях улучшения инвестиционного климата Правительством РФ совместно с Агентством стратегических инициатив в период 2012-2016гг. были разработаны “дорожные карты”, которые содержат перечень мероприятий по совершенствованию бизнес-среды. На данный момент продолжается реализация 5 “дорожных карт” (7 “дорожных карт” завершены). В качестве основного показателя оценки эффективности реализации “дорожных карт” используется рейтинг Всемирного банка Doing Business.

С момента запуска “дорожных карт” России удалось весьма ощутимо продвинуться в рейтинге Doing Business, переместившись с 120 строчки на 31. При этом целевой показатель (войти в топ-20 рейтинга) остался недостигнутым. Наибольший прогресс отмечен по позиции “Подключение к системе электроснабжения” благодаря проведенной реформе технологического присоединения (это единственный показатель, которому удалось достичь таргета). Худший результат отмечен по критериям “Международная торговля” и “Обеспечение исполнения контрактов”.

Ниже представлены позиции РФ в рейтинге Doing Business и достижение целевых показателей “дорожных карт”:



Однако столь заметный шаг в итоговом рейтинге Doing Business на практике не значительно повлиял на улучшение инвестиционного климата России, о чем свидетельствует статистика и опросы предпринимателей. Впрочем, результаты регрессионного анализа, представленные на графике 7, позволяют сделать вывод о том, что место страны в рейтинге Doing Business фактически не влияет на долю инвестиций в ВВП. Выборка данных относится к 2017г. и включает значения для 169 стран. Тем не менее, важно подчеркнуть, что в рамках “дорожных карт” 2012-2016гг. проделана необходимая предварительная работа, которая сняла большую часть административных и частично регуляторных барьеров, препятствующих ведению бизнеса.

График 7: Зависимость общего объема инвестиций от позиции страны в рейтинге Doing Business



Правительство планирует в ближашие годы предпринять целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата. В отличие от "дорожных карт", в которых ставились вполне конкретные технические цели по упрощение и ускорению тех или иных административных процедур, на сей раз перед правительством стоят более сложные задачи институционального характера, сфокусированные на законодательных, регуляторных и правовых аспектах ведения бизнеса. По данным направлениям сложнее поставить конкретные численные цели и, как следствие, сложнее контролировать их достижение. Тем не менее, при успешной реализации предложенных мер возможен позитивный сдвиг в сторону более инвестиционно ориентированной экономики. Усилия в данном направлении особенно важны с учетом наличия внешнеэкономических вызовов, ограничивающих инвестиционную активность в последнеи годы.

Ниже представлен обзор ключевых мероприятий по улучшению инвестиционного климата, который содержится в Плане по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП на период 2019-2024гг.:

Мероприятия по улучшению инвестиционного климата


https://nexus.nordea.com (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу