Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Потребительский сектор: улучшение вряд ли возможно без бюджетных вливаний » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Потребительский сектор: улучшение вряд ли возможно без бюджетных вливаний

12 февраля 2019 Райффайзенбанк Мурашов Станислав
Рост доходов в первой половине 2018 года оказался временным

Недавно Росстат опубликовал баланс доходов и расходов населения за 2018 г. Динамика доходов в 4 кв. 2018 г. вновь перешла к падению в реальном выражении, и получилось, что активный рост 1-2 кв. 2018 г., как мы и опасались, оказался временным. Мы полагаем, что он был в основном обеспечен предвыборными расходами (в частности, повышением зарплат бюджетникам во исполнение майских указов 2012 г.). Так, если в целом за год реальные денежные доходы населения (не путать с реальными располагаемыми) выросли на 0,8% г./г., то без выплат по майским указам, по нашим оценкам, вместо роста случилось бы падение (-0,1% г./г.). В целом рост доходов происходит в основном за счет «белых» зарплат работников крупных и средних предприятий, из которых много бюджетных и квазигосударственных компаний (8% г./г. в реальном выражении), однако зарплаты работников малых предприятий и «серого» сегмента экономики (которые входят расчет доходов в целом), по нашим оценкам, весь год показывали негативную динамику (-3% г./г.). Доля этих работников высока (~50% от всех занятых старше 15 лет). Социальные выплаты во 2П 2018 г. росли темпом инфляции, поэтому не внесли позитивного вклада в реальную динамику доходов.

Траты сдерживаются ростом обязательных платежей

Очевидно, что слабость доходов населения негативно отражается на возможностях населения тратить. Еще одним важным фактором, сдерживающим потребление, является ускорение обязательных платежей (из-за чего реальные располагаемые доходы вообще не смогли выйти в плюс в прошлом году). Мы полагаем, что помимо роста тарифов это вызвано увеличением общей массы платежей по кредитам (так, за год задолженность населения по кредитам в рублях выросла на 22%). Отметим, что население уже который год все меньше отчисляет на сбережения в основном потому, что не хватает ресурсов на текущие расходы, однако еще и по причине относительно низких ставок по депозитам.

Альтернативные индикаторы подтверждают слабость потребсектора

Слабость потребительских возможностей выражается в неуверенной динамике альтернативных индикаторов потребительской активности. Так, за последние кварталы, индикаторы ритейла испытали позитив лишь от единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. и предвыборных расходов 1 кв. 2018 г. В остальные периоды ни средний чек, ни повседневные расходы потребителей не смогли достичь уверенного роста в реальном выражении. Индикатор потребительских настроений ЦБ падал все 2П 2018 г., достигнув минимальных значений с конца 2016 г.

Кажется, что запас для роста непродовольственного товарооборота также иссяк: в декабре его динамика заметно ухудшилась, совпав с падением розничных продаж автомобилей (которые практически не росли весь прошлый год).

В 2019 г мы ждем ухудшения потребительского спроса в отсутствие поддержки со стороны бюджета

В 2019 г. мы ожидаем ухудшения динамики реальных доходов населения. В числе основных факторов: 1) рост инфляции за счет повышения НДС и сохранения рисков ослабления рубля, 2) отсутствие планов по повышению социальных расходов консолидированного бюджета в реальном выражении. Стоит подчеркнуть, что анонсированные властями планы повысить расходы на социальную политику на 7,1% в номинальном выражении (т.е. больше инфляции) в основном касаются расходов, не связанных с повышением зарплат бюджетникам и пенсий (а будут использованы для закупки оборудования, инвестиций и т.п., т.е. не увеличат доходы населения). Для примера, расходы ПФР (это в основном пенсии и пособия) в 2019 г. вырастут лишь на 1,4% г./г. в номинальном выражении. Это происходит как за счет старта пенсионной реформы, так и за счет низкой индексации пенсий. Кроме того, мы не ожидаем каких-то заметных единовременных трансфертов от бюджета (как это было в прошлом году). Вообще, стоит напомнить, что новый майский указ (в отличие от изданных в 2012 г.), скорее, про инвестиции в инфраструктуру, а не про социальную поддержку.

/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу