Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Российский потребитель - в поисках утраченного » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Российский потребитель - в поисках утраченного

1 марта 2019 Нордеа Банк Евдокимова Татьяна
Потребление в России так и не вернулось к докризисному уровню. Прежде чем это произойдет, может пройти еще несколько лет

Розничный товарооборот в России по итогам 2018 года все еще ниже докризисного уровня на 10,8%. Восстановление потребительской активности происходит существенно медленнее, чем после кризиса 2009 года.

Причина в продолжающемся спаде реальных доходов, которые остаются на 10,7% ниже уровня 2014 года. Динамика доходов существенно отстает от роста заработных плат из-за снижения доходов от собственности, от предпринимательской деятельности и от процентов по вкладам, а также из-за роста обязательных платежей (в частности, налогов).

Индекс потребительской уверенности упал до минимума с 2016г. на фоне повышения НДС и ослабления рубля. При аналогичных уровнях индекса в 2016 году потребление сокращалось.

С учетом завершения предвыборного цикла повышения заработных плат, предстоящего снижения процентных ставок по вкладам и вероятного дальнейшего роста имущественных налогов реальные располагаемые доходы, а с ними и потребительская активность, будут восстанавливаться весьма медленно. Выход на докризисный уровень может произойти лишь к 2021-2022 году.

Индекс потребительской уверенности резко сократился

Российский потребитель - в поисках утраченного


Рост кредитования не дал потреблению упасть еще сильнее. Но устойчивой поддержки для потребления от данного фактора ждать не стоит

Потребительское кредитование растет двузначными темпами с 2017 года. Его рост позволил сгладить негативные эффекты от падения реальных располагаемых доходов, но не смог стать основой для столь же быстрого ускорения потребительской активности.

Благодаря резкому ускорению потребительского кредитования с 2018 года объем новых привлеченных кредитов впервые с 2013 года превысил стоимость обслуживания существующих кредитов для населения.

Темпы роста потребительского кредитования ускорилось до максимума с 2013 года



Несмотря на опережающий рост потребительского кредитования, долговая нагрузка пока остается приемлемой и еще далека от пиковых значений 2014 года.

С учетом слабой динамики доходов существуют риски увеличения роста долговой нагрузки населения в случае продолжения активного привлечения займов.

ЦБ активно следит за тенденциями потребительского кредитования и предпринимает меры для предотвращения появления пузырей на данном рынке, поэтому потребление вряд ли получит существенные стимулы от потребительского кредитования в ближайшем будущем.

Структура потребления все еще отличается от докризисной. Она отражает более слабую покупательную способность населения

Снижение покупательной способности после 2014 года было настолько сильным, что в 2015-2017 годах впервые с 2005 года расходы на питание превышали расходы на непродовольственные товары.

Ограничение расходов на непродовольственные товары стало формой экономии. В предыдущие периоды потребительского бума (2000-2008 гг. и 2010-2014 гг.) именно рост потребления непродовольственных товаров был основным драйвером роста потребления в целом. С 2014 года на фоне слабой динамики доходов опережающий рост в данном сегменте прекратился.

Тем не менее, существуют некоторые точки роста потребительской активности. Опережающим темпом росло потребление мобильных устройств (+45% в 2017 году по сравнению с 2014) и строительных материалов (+3%). Потребление некоторых категорий товаров отстает от докризисных уровней в меньшей степени, чем по потребительской корзине в целом (-13% в 2017 году по сравнению с 2014), например: косметики и парфюмерии (-2%), мяса (-2%), молочных продуктов (-7%), овощей и фруктов (-3%).

Рост потребления перечисленных категорий продовольственных товаров, вероятно, является следствием благоприятного влияния импортозамещения на динамику цен на данные товары.

Реакция потребления на повышение НДС пока умеренная. Эффект в России может отличаться от международного опыта

Недавние примеры повышения НДС в Германии (в 2007 году с 16% до 19%) и Японии (в 2014 году с 5% до 8%) показывают, что ожидания повышения НДС, как правило, приводят к опережающему росту потребления непродовольственных товаров в преддверии роста налоговой нагрузки с последующим замедлением потребительской активности в данном сегменте на срок до 2 лет.

В России практически не проявился опережающий рост потребления в преддверии повышения НДС



В России пока подобные эффекты проявляются слабо. Опережающий рост потребления непродовольственных товаров был минимальным. В августе, сентябре и ноябре 2018 года рост превышал 4% г/г (ранее средние темпы роста в данном сегменте составляли 3.3%). Тем не менее, в первый месяц после повышения НДС рост потребления непродовольственных товаров довольно заметно замедлился (до 1.6% г/г в январе).

Специфика российской реакции на повышение НДС может быть связана со слабой динамикой доходов. На фоне их продолжающейся стагнации население могло предпочесть не сместить покупки непродовольственных товаров на более ранний срок, а совсем отказаться от некоторых из них.

Мы прогнозируем, что по итогам 2019 года розничный товарооборот вырастет в пределах 1.2%

Старение населения может стать еще одним тормозом потребления. Под влиянием демографических факторов может измениться и его структура

Экономические исследования (Luhrmann – 2005, Stover – 2012, Mao and Xu – 2014) о влиянии демографии на потребительскую активность на примере различных стран показывают, что рост доли пожилого населения может снижать общую потребительскую активность в стране.

Демографический прогноз Росстата до 2035 года предполагает, что доля населения старше трудоспособного возраста в совокупном населении России возрастет с 25,4% в 2018 году до 30,1% к 2036 году. Данный фактор будет ограничивать долгосрочный потенциал ускорения потребления в России.

Население России продолжит стареть



Что касается структуры потребления, то старение населения, как правило, создает дополнительный спрос на медицинские услуги и фармацевтическую продукцию.

Индекс физического объема продаж медикаментов в России систематически превышал индекс продаж всех розничных товаров, что позволяет сделать вывод о меньшем влиянии низкой потребительской активности на продажи фармацевтической продукции.

Неравенство в потреблении остается весьма высоким. Более концентрированная география распределения доходов и медленное снижение уровня бедности – тенденции последних лет

Уровень бедности в России существенно возрос в 2015 году (13.3% населения по сравнению с минимальными отметками около 11% в 2012-2014 гг.) и в последующий период снижался крайне медленно. Данный фактор также частично объясняет причины весьма умеренного восстановления потребительской активности.

Степень неравенства в России несколько снизилась в посткризисный период (соотношение средней заработной платы 10% наиболее и наименее высокооплачиваемых работников снизилось с 15.8 раз в 2013 году до 14.1 раз в 2017 году). Но на 20% населения с максимальным доходом по-прежнему приходится около 40% всех потребительских расходов.

Географическое распределение населения с максимальными доходами стало более концентрированным. На Москву, Московскую область и Санкт-Петербург в 2017 году приходилось 37% населения из 20% группы населения с максимальным доходом (33.8% в 2013 году).

Структура потребительских расходов по-прежнему весьма сильно различается в зависимости от уровня дохода. Лишь у 30 % населения расходы на питание и ЖКХ заметно меньше 50%.

Структура потребительских расходов по 10% группам населения в зависимости от уровня дохода


https://nexus.nordea.com (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу