1 марта 2019 Нордеа Банк Евдокимова Татьяна
Потребление в России так и не вернулось к докризисному уровню. Прежде чем это произойдет, может пройти еще несколько лет
Розничный товарооборот в России по итогам 2018 года все еще ниже докризисного уровня на 10,8%. Восстановление потребительской активности происходит существенно медленнее, чем после кризиса 2009 года.
Причина в продолжающемся спаде реальных доходов, которые остаются на 10,7% ниже уровня 2014 года. Динамика доходов существенно отстает от роста заработных плат из-за снижения доходов от собственности, от предпринимательской деятельности и от процентов по вкладам, а также из-за роста обязательных платежей (в частности, налогов).
Индекс потребительской уверенности упал до минимума с 2016г. на фоне повышения НДС и ослабления рубля. При аналогичных уровнях индекса в 2016 году потребление сокращалось.
С учетом завершения предвыборного цикла повышения заработных плат, предстоящего снижения процентных ставок по вкладам и вероятного дальнейшего роста имущественных налогов реальные располагаемые доходы, а с ними и потребительская активность, будут восстанавливаться весьма медленно. Выход на докризисный уровень может произойти лишь к 2021-2022 году.
Индекс потребительской уверенности резко сократился
Рост кредитования не дал потреблению упасть еще сильнее. Но устойчивой поддержки для потребления от данного фактора ждать не стоит
Потребительское кредитование растет двузначными темпами с 2017 года. Его рост позволил сгладить негативные эффекты от падения реальных располагаемых доходов, но не смог стать основой для столь же быстрого ускорения потребительской активности.
Благодаря резкому ускорению потребительского кредитования с 2018 года объем новых привлеченных кредитов впервые с 2013 года превысил стоимость обслуживания существующих кредитов для населения.
Темпы роста потребительского кредитования ускорилось до максимума с 2013 года
Несмотря на опережающий рост потребительского кредитования, долговая нагрузка пока остается приемлемой и еще далека от пиковых значений 2014 года.
С учетом слабой динамики доходов существуют риски увеличения роста долговой нагрузки населения в случае продолжения активного привлечения займов.
ЦБ активно следит за тенденциями потребительского кредитования и предпринимает меры для предотвращения появления пузырей на данном рынке, поэтому потребление вряд ли получит существенные стимулы от потребительского кредитования в ближайшем будущем.
Структура потребления все еще отличается от докризисной. Она отражает более слабую покупательную способность населения
Снижение покупательной способности после 2014 года было настолько сильным, что в 2015-2017 годах впервые с 2005 года расходы на питание превышали расходы на непродовольственные товары.
Ограничение расходов на непродовольственные товары стало формой экономии. В предыдущие периоды потребительского бума (2000-2008 гг. и 2010-2014 гг.) именно рост потребления непродовольственных товаров был основным драйвером роста потребления в целом. С 2014 года на фоне слабой динамики доходов опережающий рост в данном сегменте прекратился.
Тем не менее, существуют некоторые точки роста потребительской активности. Опережающим темпом росло потребление мобильных устройств (+45% в 2017 году по сравнению с 2014) и строительных материалов (+3%). Потребление некоторых категорий товаров отстает от докризисных уровней в меньшей степени, чем по потребительской корзине в целом (-13% в 2017 году по сравнению с 2014), например: косметики и парфюмерии (-2%), мяса (-2%), молочных продуктов (-7%), овощей и фруктов (-3%).
Рост потребления перечисленных категорий продовольственных товаров, вероятно, является следствием благоприятного влияния импортозамещения на динамику цен на данные товары.
Реакция потребления на повышение НДС пока умеренная. Эффект в России может отличаться от международного опыта
Недавние примеры повышения НДС в Германии (в 2007 году с 16% до 19%) и Японии (в 2014 году с 5% до 8%) показывают, что ожидания повышения НДС, как правило, приводят к опережающему росту потребления непродовольственных товаров в преддверии роста налоговой нагрузки с последующим замедлением потребительской активности в данном сегменте на срок до 2 лет.
В России практически не проявился опережающий рост потребления в преддверии повышения НДС
В России пока подобные эффекты проявляются слабо. Опережающий рост потребления непродовольственных товаров был минимальным. В августе, сентябре и ноябре 2018 года рост превышал 4% г/г (ранее средние темпы роста в данном сегменте составляли 3.3%). Тем не менее, в первый месяц после повышения НДС рост потребления непродовольственных товаров довольно заметно замедлился (до 1.6% г/г в январе).
Специфика российской реакции на повышение НДС может быть связана со слабой динамикой доходов. На фоне их продолжающейся стагнации население могло предпочесть не сместить покупки непродовольственных товаров на более ранний срок, а совсем отказаться от некоторых из них.
Мы прогнозируем, что по итогам 2019 года розничный товарооборот вырастет в пределах 1.2%
Старение населения может стать еще одним тормозом потребления. Под влиянием демографических факторов может измениться и его структура
Экономические исследования (Luhrmann – 2005, Stover – 2012, Mao and Xu – 2014) о влиянии демографии на потребительскую активность на примере различных стран показывают, что рост доли пожилого населения может снижать общую потребительскую активность в стране.
Демографический прогноз Росстата до 2035 года предполагает, что доля населения старше трудоспособного возраста в совокупном населении России возрастет с 25,4% в 2018 году до 30,1% к 2036 году. Данный фактор будет ограничивать долгосрочный потенциал ускорения потребления в России.
Население России продолжит стареть
Что касается структуры потребления, то старение населения, как правило, создает дополнительный спрос на медицинские услуги и фармацевтическую продукцию.
Индекс физического объема продаж медикаментов в России систематически превышал индекс продаж всех розничных товаров, что позволяет сделать вывод о меньшем влиянии низкой потребительской активности на продажи фармацевтической продукции.
Неравенство в потреблении остается весьма высоким. Более концентрированная география распределения доходов и медленное снижение уровня бедности – тенденции последних лет
Уровень бедности в России существенно возрос в 2015 году (13.3% населения по сравнению с минимальными отметками около 11% в 2012-2014 гг.) и в последующий период снижался крайне медленно. Данный фактор также частично объясняет причины весьма умеренного восстановления потребительской активности.
Степень неравенства в России несколько снизилась в посткризисный период (соотношение средней заработной платы 10% наиболее и наименее высокооплачиваемых работников снизилось с 15.8 раз в 2013 году до 14.1 раз в 2017 году). Но на 20% населения с максимальным доходом по-прежнему приходится около 40% всех потребительских расходов.
Географическое распределение населения с максимальными доходами стало более концентрированным. На Москву, Московскую область и Санкт-Петербург в 2017 году приходилось 37% населения из 20% группы населения с максимальным доходом (33.8% в 2013 году).
Структура потребительских расходов по-прежнему весьма сильно различается в зависимости от уровня дохода. Лишь у 30 % населения расходы на питание и ЖКХ заметно меньше 50%.
Структура потребительских расходов по 10% группам населения в зависимости от уровня дохода
https://nexus.nordea.com (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Розничный товарооборот в России по итогам 2018 года все еще ниже докризисного уровня на 10,8%. Восстановление потребительской активности происходит существенно медленнее, чем после кризиса 2009 года.
Причина в продолжающемся спаде реальных доходов, которые остаются на 10,7% ниже уровня 2014 года. Динамика доходов существенно отстает от роста заработных плат из-за снижения доходов от собственности, от предпринимательской деятельности и от процентов по вкладам, а также из-за роста обязательных платежей (в частности, налогов).
Индекс потребительской уверенности упал до минимума с 2016г. на фоне повышения НДС и ослабления рубля. При аналогичных уровнях индекса в 2016 году потребление сокращалось.
С учетом завершения предвыборного цикла повышения заработных плат, предстоящего снижения процентных ставок по вкладам и вероятного дальнейшего роста имущественных налогов реальные располагаемые доходы, а с ними и потребительская активность, будут восстанавливаться весьма медленно. Выход на докризисный уровень может произойти лишь к 2021-2022 году.
Индекс потребительской уверенности резко сократился
Рост кредитования не дал потреблению упасть еще сильнее. Но устойчивой поддержки для потребления от данного фактора ждать не стоит
Потребительское кредитование растет двузначными темпами с 2017 года. Его рост позволил сгладить негативные эффекты от падения реальных располагаемых доходов, но не смог стать основой для столь же быстрого ускорения потребительской активности.
Благодаря резкому ускорению потребительского кредитования с 2018 года объем новых привлеченных кредитов впервые с 2013 года превысил стоимость обслуживания существующих кредитов для населения.
Темпы роста потребительского кредитования ускорилось до максимума с 2013 года
Несмотря на опережающий рост потребительского кредитования, долговая нагрузка пока остается приемлемой и еще далека от пиковых значений 2014 года.
С учетом слабой динамики доходов существуют риски увеличения роста долговой нагрузки населения в случае продолжения активного привлечения займов.
ЦБ активно следит за тенденциями потребительского кредитования и предпринимает меры для предотвращения появления пузырей на данном рынке, поэтому потребление вряд ли получит существенные стимулы от потребительского кредитования в ближайшем будущем.
Структура потребления все еще отличается от докризисной. Она отражает более слабую покупательную способность населения
Снижение покупательной способности после 2014 года было настолько сильным, что в 2015-2017 годах впервые с 2005 года расходы на питание превышали расходы на непродовольственные товары.
Ограничение расходов на непродовольственные товары стало формой экономии. В предыдущие периоды потребительского бума (2000-2008 гг. и 2010-2014 гг.) именно рост потребления непродовольственных товаров был основным драйвером роста потребления в целом. С 2014 года на фоне слабой динамики доходов опережающий рост в данном сегменте прекратился.
Тем не менее, существуют некоторые точки роста потребительской активности. Опережающим темпом росло потребление мобильных устройств (+45% в 2017 году по сравнению с 2014) и строительных материалов (+3%). Потребление некоторых категорий товаров отстает от докризисных уровней в меньшей степени, чем по потребительской корзине в целом (-13% в 2017 году по сравнению с 2014), например: косметики и парфюмерии (-2%), мяса (-2%), молочных продуктов (-7%), овощей и фруктов (-3%).
Рост потребления перечисленных категорий продовольственных товаров, вероятно, является следствием благоприятного влияния импортозамещения на динамику цен на данные товары.
Реакция потребления на повышение НДС пока умеренная. Эффект в России может отличаться от международного опыта
Недавние примеры повышения НДС в Германии (в 2007 году с 16% до 19%) и Японии (в 2014 году с 5% до 8%) показывают, что ожидания повышения НДС, как правило, приводят к опережающему росту потребления непродовольственных товаров в преддверии роста налоговой нагрузки с последующим замедлением потребительской активности в данном сегменте на срок до 2 лет.
В России практически не проявился опережающий рост потребления в преддверии повышения НДС
В России пока подобные эффекты проявляются слабо. Опережающий рост потребления непродовольственных товаров был минимальным. В августе, сентябре и ноябре 2018 года рост превышал 4% г/г (ранее средние темпы роста в данном сегменте составляли 3.3%). Тем не менее, в первый месяц после повышения НДС рост потребления непродовольственных товаров довольно заметно замедлился (до 1.6% г/г в январе).
Специфика российской реакции на повышение НДС может быть связана со слабой динамикой доходов. На фоне их продолжающейся стагнации население могло предпочесть не сместить покупки непродовольственных товаров на более ранний срок, а совсем отказаться от некоторых из них.
Мы прогнозируем, что по итогам 2019 года розничный товарооборот вырастет в пределах 1.2%
Старение населения может стать еще одним тормозом потребления. Под влиянием демографических факторов может измениться и его структура
Экономические исследования (Luhrmann – 2005, Stover – 2012, Mao and Xu – 2014) о влиянии демографии на потребительскую активность на примере различных стран показывают, что рост доли пожилого населения может снижать общую потребительскую активность в стране.
Демографический прогноз Росстата до 2035 года предполагает, что доля населения старше трудоспособного возраста в совокупном населении России возрастет с 25,4% в 2018 году до 30,1% к 2036 году. Данный фактор будет ограничивать долгосрочный потенциал ускорения потребления в России.
Население России продолжит стареть
Что касается структуры потребления, то старение населения, как правило, создает дополнительный спрос на медицинские услуги и фармацевтическую продукцию.
Индекс физического объема продаж медикаментов в России систематически превышал индекс продаж всех розничных товаров, что позволяет сделать вывод о меньшем влиянии низкой потребительской активности на продажи фармацевтической продукции.
Неравенство в потреблении остается весьма высоким. Более концентрированная география распределения доходов и медленное снижение уровня бедности – тенденции последних лет
Уровень бедности в России существенно возрос в 2015 году (13.3% населения по сравнению с минимальными отметками около 11% в 2012-2014 гг.) и в последующий период снижался крайне медленно. Данный фактор также частично объясняет причины весьма умеренного восстановления потребительской активности.
Степень неравенства в России несколько снизилась в посткризисный период (соотношение средней заработной платы 10% наиболее и наименее высокооплачиваемых работников снизилось с 15.8 раз в 2013 году до 14.1 раз в 2017 году). Но на 20% населения с максимальным доходом по-прежнему приходится около 40% всех потребительских расходов.
Географическое распределение населения с максимальными доходами стало более концентрированным. На Москву, Московскую область и Санкт-Петербург в 2017 году приходилось 37% населения из 20% группы населения с максимальным доходом (33.8% в 2013 году).
Структура потребительских расходов по-прежнему весьма сильно различается в зависимости от уровня дохода. Лишь у 30 % населения расходы на питание и ЖКХ заметно меньше 50%.
Структура потребительских расходов по 10% группам населения в зависимости от уровня дохода
https://nexus.nordea.com (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу