Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мир переходит на зеленую энергетику, но путь обещает быть трудным » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мир переходит на зеленую энергетику, но путь обещает быть трудным

1 апреля 2019 Financial Times
Перспективы роста возобновляемых источников энергии выглядят неоднозначно

В 2007 году Минэнерго США опубликовало прогнозы, которые предполагали, что в 2020 году предложение возобновляемых источников энергии (без учета ГЭС и энергетического сырья из биомассы) будет сопоставимо с 1.33 квадриллионами британских термальных единиц. Сейчас ведомство ожидает, что в следующем году эти источники — в основном ветровая и солнечная энергия — втрое превысят прежнюю оценку и составят 4.35 квадриллионов. Как и многие другие прогнозисты, Минэнерго сильно недооценило потенциал роста возобновляемых источников.

В министерстве были излишне пессимистично настроены также в отношении других источников энергии: ранее ожидалось, что в 2020 году средний объем производства сырой нефти в Штатах составит 5.9 млн баррелей в день, а импорт достигнет 11.3 млн. Теперь же добыча прогнозируется на уровне 13 млн баррелей в день, а чистый импорт — в районе 4.6 млн баррелей. Но в процентном соотношении больше всего недооценили перспективы возобновляемых источников.

Это не означает, что все прогнозы по этому сегменту выглядят слишком осторожными. В 1979 году президент Джимми Картер заявил, что к 2000 году 20% энергии, вырабатываемой в США, будет генерироваться солнцем. Но на деле оказалось, что показатель составил всего 0.01%.

На сегодняшний день консенсус-прогноз ведущих аналитиков предполагает дальнейший стремительный рост популярности возобновляемых источников. В 2017 году, по данным Международного энергетического агентства, 6% общемирового объема электричества вырабатывалось солнечной энергией. К 2040 году показатель ожидается на уровне 21%. В своем Сценарии устойчивого развития, который показывает, что система предоставит всеобщий доступ к энергии и ограничит угрозу со стороны глобального потепления, агентство прогнозирует показатель на уровне 38%. Однако мы можем быть уверенными только в том, что будущее не обязательно будет таким, как мы ожидаем. Сложно сказать, выглядят ли современные прогнозы излишне оптимистично или же недооценены.

Неоднозначные перспективы
Два недавних отчета подчеркнули контрастирующие перспективы сегмента. В понедельник исследовательская группа Energy Innovation опубликовала анализ, который показывает, что Америка уже подходит к той точке, при которой электричество, вырабатываемое ветром и солнцем, становится дешевле энергии, вырабатываемой действующими угольными электростанциями.

Отчет BloombergNEF показал, что стоимость возобновляемых источников энергии и хранения этой энергии продолжает снижаться, а к 2025 году на смену 86% угольных электростанций США придут солнечная и ветровая энергия.

Однако авторы доклада Energy Innovation признают, что анализ проводился на основе сравнения ежегодной выработки энергии и не учитывает хронологическую стоимость энергии и электросетевых услуг угольных электростанций. В случае с электричеством время — критически важный фактор.

Некорректный индикатор
В еще одном отчете Марк Миллс, академик и инвестор в энергетический сектор, утверждает, что подсчеты полной приведенной стоимости производства электроэнергии (LCOE), которые зачастую используются для сравнения различных поколений технологий, некорректны, поскольку не учитывают скрытые издержки поддержания стабильности в сегменте возобновляемых источников энергии.

В феврале в Минэнерго США подчеркнули, что LCOE «нередко называют удобным сводным барометром» сравнения расходов на производство различных видов энергии, но «не учитывает все факторы, которые влияют на реальные инвестиционные решения, что усложняет прямое сравнение LCOE по всем технологиям». Как правило, важность сравнения полной приведенной стоимости производства энергии снижается по мере роста пропорции возобновляемых источников в силу такого явления, как очень низкие или отрицательные цены на электричество при высоких объемах выработки солнечной и ветровой энергии.

Новый барометр
В свой последний прогноз World Energy Outlook МЭА включило новый барометр конкурентоспособности — VALCOE, который усложняет показатель приведенной стоимости электроэнергии, добавляя к нему энергетическую ценность. По словам Брента Уоннера из агентства, в Индии солнечная энергия может стать менее конкурентоспособной в 2030-х гг. после превышения доли выработки энергии 10%. Будущее солнечной энергии «будет и далее зависеть от решений властей», предупредил эксперт, добавив, что без ежегодной поддержки рынок солнечных батарей может войти в режим стагнации или и вовсе упасть, что произошло со многими другими перспективными технологиями.

Есть много способов разрешения проблемы поддержания стабильности в отрасли возобновляемых источников энергии, о которых говорят научные сотрудники of Rocky Mountain Institute. Однако эти способы увеличат затраты и потребуют планирования и координации. Академики из Университета Британской Колумбии на минувшей неделе отметили, отрасль возобновляемых источников энергии может пойти по пути ископаемого топлива, где нынешняя инфраструктура утратила свою актуальность и экономичность. Когда сообщества с различными формами децентрализованной энергии объединятся в централизованную систему, ветровую и солнечную энергию постигнет та же участь.

Ископаемое топливо остается в игре
Устойчивость ископаемого топлива наглядно продемонстрировал недавний отчет МЭА, в котором говорится, что выбросы двуокиси углерода, связанные с использованием энергоресурсов, в прошлом году увеличились на 1.7%, достигнув нового рекорда на уровне 33.1 гигатонн. Рост мировой экономики стимулирует рост использования энергии и, соответственно, выбросов, что лишь частично компенсируется повышением эффективности, ростом возобновляемых источников и ядерной энергии, а также переходом с угля на газ при выработке электричества.

Отчеты по мировому строительству угольных электростанций, представленные Global Energy Monitor и другими экологическими группами, показали неоднозначную картину. По всему миру основные индикаторы роста мощностей в сегменте угольной энергии снизились в 2018 году. Это уже третий неблагоприятный год подряд, при этом тренд обусловлен сокращением числа разрешений на строительство новых заводов в Китае и Индии до рекордных минимумов.

Однако, как показывают спутниковые снимки в КНР, «сейчас ведется активное строительство заводов, которые ранее „зависли“ из-за ограничительных мер правительства». Причем потребление угля в Поднебесной уже растет. В прошлом году выбросы углекислого газа в стране увеличились на 3%, максимальными темпами как минимум в 2013 года. С развитием солнечной и ветровой энергии уровень выбросов в Китае может достигнуть пика намного раньше 2030 года.

Американская инициатива
Отсутствие должного внимания к проблеме выбросов в других странах — один из недостатков, на который часто ссылаются в предложенном американскими демократами «зеленом новом курсе», призванном сдержать изменение климата.

Джейсон Бордофф, представитель бывшей администрации Обамы и ныне руководитель Центра мировой энергетической политики при Колумбийском университете, выдвинул несколько идей практического применения этой инициативы. Они основаны на «амбициозных мерах, направленных прежде всего на главные причины выбросов парниковых газов».

Обама сделал несколько замечаний демократам в палате представителей, которые были интерпретированы как критика дорогостоящих программ, включая «зеленый новый курс». Стивен Мур из Heritage Foundation уверен, что эта инициатива приведет к повторению колоссальных затрат, как в 2009-10 гг., когда Обама поддержал план чистой энергии в пакете стимулирования.

Впрочем, несмотря на этот скептицизм, есть признаки того, что запуск «зеленого нового курса» изменил риторику в США на тему изменения климата. Мэтт Гейтц, конгрессмен из Флориды, который считается ярым сторонником Трампа, опубликовал резолюцию, в которой призвал к так называемому «зеленому реальному курсу». Предложение включает поддержку в пользу улавливания углерода и использования мобильных реакторов, а также ускоренное применение возобновляемых источников, включая солнечную, ветровую и геотермальную энергию.

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу