Telegram покоряет мир. Часть 3. Павел Дуров » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Telegram покоряет мир. Часть 3. Павел Дуров

27 апреля 2019 utmedia | GRAM (TON)
Это третья статья серии, которая рассказывает всё о Telegram: как ICO, как блокчейне и как мессенджере.

В настоящее время Telegram находится где-то на полпути между двумя агрегатными состояниями этого проекта — «мессенджер» и «децентрализованная экосистема». Для того, чтобы понимать, почему так происходит, надо иметь представление о его создателе.

I. ВКонтакте
Биография Павла Дурова публиковалась уже такое количество раз, что лишний раз перепечатывать своими словами официальную версию последовательности событий его детства и юношества смысла нет ни малейшего. Поэтому сразу начнем с рубежа, после которого Павел Дуров стал "the Pavel Durov", а именно с конца 2007 года, когда недавно запущенный сервис для общения студентов «ВКонтакте» набрал 3 миллиона пользователей и продолжал стремительно расти.

Существует масса предположений и версий относительно того, какие шаги позволили команде проекта запустить экспоненциальный рост аудитории соцсети, да такой, что в 2010 году в системе зарегистрировался 60-миллионный пользователь, и среди них много разумных. Однако в любом случае в основе этой истории лежит одна простая идея: Дуров со товарищи реально умеет делать пользователю удобно. Собственно говоря, это то «уникальное торговое предложение», благодаря которому ВКонтакте успешно развился в гигантскую социальную сеть, несмотря на то, что, по сути, он изначально был вторичен по отношению к Facebook.

II. ВКонтакте лучше Facebook
Можно сколько угодно сопоставлять отдельные сходства и различия этих двух социальных сетей, но факт остается фактом: ВКонтакте несопоставимо удобнее для пользователя, чем Facebook. И благодаря тому, что появился в нашей стране именно в тот период времени — еще и честнее. Он очевидный и понятный, он быстрый, там практически отсутствуют бросающиеся в глаза и не особо нужные большинству юзеров элементы интерфейса и, самое главное — он очень и очень логичный. А половина функционала Facebook'а сделана так, как будто у разработчиков отсутствует обратная связь от пользователей; впечатление такое, что они его развивают исключительно полагаясь на собственные представления о мире, забывая, что вообще-то пользователи — это не они.

Если описывать Facebook без реверансов, то можно сказать, что это — плохо реализованная хорошая идея, продукт, который благодаря маркетингу стал популярным, а потому считается пользователями хорошим (миллионы мух не могут ошибаться и все такое). Но на самом деле он хорош только для Цукербера, сотоварищей и их партнеров, про пользователей эти граждане думают всегда в последнюю очередь.

А ВКонтакте и Telegram — это отлично реализованные хорошие идеи, которые именно из-за этого подхода стали популярными. Усилия по их продвижению, предпринятые командой Дурова, конечно, сыграли свою роль, но не являлись определяющим фактором. А вот их шаги по улучшению сервисов (читай — попытки сделать пользователям еще более хорошо) — являлись. Когда в 2007 году появилась возможность размещать любую музыку и видео в ВКонтакте безотносительно к мнению правообладателей, все очень переживали, типа это ужас-ужас и так делать нельзя. Оказалось — можно, по крайней мере, на какое-то время, и это был совершенно гениальный ход. Нонконформистский и несколько небезопасный — но ведь значение имеет только результат, не правда ли?

III. Telegram
Точно такая же ситуация и с Telegram. Он появился, когда рынок IMs был уже совсем взрослый, а потому — тщательно поделен между собой крупными игроками. Давно и успешно функционировали могучие приложения с сотнями миллионов постоянных пользователей, в развитие мессенджеров вкладывались колоссальные деньги, их маркетингом занимались команды суперпрофессионалов и все такое. Но почему-то быстро оказалось, что даже в своем новорожденном виде Telegram во многих аспектах тупо удобнее, чем приложения конкурентов. А еще у него есть функция, о которой тогда мечтали, наверное, все, но почему-то никто ее не реализовывал: возможность вести диалоги с другими людьми, которые не видно никому вообще, даже провайдеру услуги, потому что обмен данными наглухо зашифрован.

И нет абсолютно ничего удивительного, что аудитория Telegram рванула вверх по экспоненте: даже без учета российского рынка, где подавляющее большинство пользователей поставило себе Telegram «на попробовать» просто потому, что это продукт создателя ВКонтакте. Лично я понял, что Telegram удался, когда на его освоение у меня ушло минуты полторы, настолько все было сделано интуитивно логично. А когда я обнаружил, что в настройках нет этой идиотской кнопки «ОК», которая последние лет 15 бесила меня во всех остальных приложениях (ну скажите на милость, вот ввел ты какой-нибудь пин-код где-нибудь — почему только команда Дурова догадалась, что логично сделать так, чтобы все само срабатывало, без необходимости тыкать еще и в «ОК»?), захотелось с кем-нибудь обняться и поплакать.

В какие-то моменты даже конкуренты Telegram невольно способствовали скачкообразному росту популярности мессенджера. Например, когда Facebook объявила о покупке WhatsApp, его пользователи получили многочисленные вирусные рассылки на тему того, что «пора валить», говорят, меньше чем за сутки 5 миллионов человек перешли на Telegram. Причем никаких объективных мотивов у пользователей не было, не считать же таковыми линейные ассоциации уровня «Telegram — свобода», «Цукерберг — прихвостень корпораций».

А кто был инициатором этих рассылок? Вот бы узнать.

IV.Маркетинг имени себя
Также необходимо понимать, что у Дурова есть мощнейший маркетинговый инструмент, которого нет и быть не может ни у одного из его конкурентов — это его публичный имидж. Типа красовчик, добился всего сам, не боится вступать в препирательство с регулирующими инстанциями и огрызаться на государство, либертарианец, вегетарианец, молодой технократ, весь такой за свободу, молодость и красоту мира — ну какой студент устоит против этого?

И совершенно неважно, что из вышеперечисленного действительно имеет отношение к личности создателя Telegram, а что является его личными понтами или частью осознанного маркетинга, главное — это все работает. И, возможно, именно в рамках совершенствования себя как «инструмента для себя же» апологет сетевой свободы пересадил себе донорские волосы и сделал несколько пластических операций. Или его просто обламывала начинающаяся алопеция, и заработав денег он ситуацию лично для себя поправил, — но тут уж никто кроме Дурова точно сказать, как на самом деле обстояли дела, не сможет.

А позиционирование себя как неукротимого борца за свободный интернет и свободное общение — оно не только для русскоязычной аудитории выглядит привлекательно. Вон, когда в Иране в 2014 году заблокировали Viber из-за грядущих выборов, вся страна в едином порыве переехала на Telegram, хотя, в принципе, и сейчас там без особых хлопот можно пользоваться Viber, просто через VPN. Вот только зачем, если Telegram объективно удобнее и лучше?

Итого: в чем секрет успеха
Попытки найти какие-то невероятные маркетинговые секреты, позволяющие проектам Дурова развиваться настолько эффективно, бессмысленны по одной простой причине: их тупо нет. Все происходит так, как оно происходит просто потому, что он и его команда (в первую очередь его старший брат Николай, который, говорят, какой-то нечеловеческой квалификации программист и математик) по-настоящему заботятся о пользователях, это как-то очень остро чувствуется, особенно по контрасту с другими аналогичными продуктами. Ну и, конечно, огромна роль харизматичного лидера, который «за все хорошее, и против всего плохого», этакого питерского Стива Джобса, мечты любого хипстера на выданье. Профессионализм, талант, забота о комфорте юзеров плюс харизма — сочетание, просто обреченное на успех, существованием которого и объясняется все то, что происходит с Telegram последние годы.

А что именно происходит — мы скоро расскажем.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter