Ирвин Стельцер, Американский колосс, как птица феникс - всегда возрождается из пепла » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ирвин Стельцер, Американский колосс, как птица феникс - всегда возрождается из пепла

Выйди на Уолл Стрит: чей стон раздается... Этот стон у нас песней зовется
По мотивам Н. Некрасова
12 января 2008 Архив
Выйди на Уолл Стрит: чей стон раздается... Этот стон у нас песней зовется
По мотивам Н. Некрасова




Экономисты в спешке пересматривают свои прогнозы на 2008г., а журналисты на перебой печатают леденящие кровь истории о выселенных домовладельцах, спящих на улицах, и потребителях, заявляющих о своем банкротстве. Когда известный американский композитор, актер и певец Крис Кристофферсон, пел о человеке, у которого "когда-то…было будущее, полное любви, мечтаний и успеха, но он не ценил того, что имел…", разве мог он предположить, насколько актуальными окажутся его строки для современных инвесторов и банкиров!



У них есть основания для беспокойства. Цены на нефть, в конечном счете, пробили уровень в 100 долларов за баррель, в результате чего произошел обвал на рынке акций, стоимость золота выросла в ожидании возобновления инфляции, а развивающиеся страны еще глубже увязли в бедности. Растущая стоимость продуктов питания, наряду с ценами на бензин, которые близки к новым рекордам, способствует тому, что потребительские дискреционные расходы превратились лишь тень своих былых возможностей. В прошлом месяце уровень безработицы вырос с 4,7% до 5%. Темпы производства в американском секторе обрабатывающей промышленности замедляются, при этом происходит определенное сокращение продаж автомобилей. Дилеры уже готовы предложить 12-летнеее финансирование тем, кто страстно желает приобрести Rolls-Royce.



Приведет ли все это к рецессии в 2008г - вопрос риторический. С одной стороны, Белый дом может вмешаться, разработав пакет финансовых стимулов. Источники в Белом доме сообщают, что президент рассматривает возможность усиления экономического роста посредством принятия мер, обеспечивающих более быстрое списание по инвестициям коммерческих предприятий, или же, если Конгресс согласится на это, путем снижения ставки налога на прибыль корпораций. С другой стороны, мы не можем быть уверены в том, что ФРС, на данный момент более обеспокоенная тем, что замедление роста может трансформироваться в рецессию, ускорит темпы снижения ставок.



Однако есть вещи, в которых мы действительно уверены. Две силы сошлись вместе с целью изменения структуры индустрии финансовых услуг. Во-первых, это потребность многих банков в восстановлении своих балансовых отчетов посредством привлечения акционерного капитала; во-вторых, необходимость для государственных инвестиционных фондов нефтедобывающих стран и прочих стран-экспортеров пустить в оборот свою наличность. Результатом уже стала покупка данными фондами важных позиций в Merrill Lynch, Citigroup, UBS и других банках. Пока что, политики хранят молчание, избежать обвинений во вмешательстве в процесс вливания столь необходимого капитала. Подобная ситуация, однако, не сможет продолжаться слишком долго.



Мы также знаем, что зарубежные Центробанки, по мере обесценения доллара, все меньше настроены хранить запасы этих портретов американских президентов. При этом они все больше заинтересованы в диверсификации своих валютных резервов. В прошлом году долларовая часть запасов иностранной валюты в Центробанках упала с 66,5% до 63,8%. Не менее важно то, что странам-производителям нефти, которые до недавнего времени продавали нефть в обмен на доллары, и привязывали свою валюту к доллару, все тяжелее следовать данному курсу. Арабы расплачиваются с многочисленными иностранными рабочими, которые служат опорой для не слишком трудолюбивого местного населения, в долларах. Однако эти работники отправляют их своим женам и семьям, которые могут позволить себе за эти деньги все меньше и меньше. В результате возникает общественное недовольство, которое пугает правящие круги в арабских странах. Полагаю, они начнут привязывать свои деньги к корзине валют, куда входит доллар, но где обязательным представителем будет евро.



Кроме того, нам известны две другие вещи. Первая, действительно произойдет замедление темпов роста американской экономики, по крайней мере, в первой половине 2008г., по мере развития кредитного кризиса, как ни странно это звучит притом, что банки наводнены наличностью. Вторая, в Америке пройдут выборы президента, который должен угодить не только профсоюзам, но и более широкой массе электората посредством ухода от национальной исторической позиции в пользу свободной торговли. Доха и прочие торговые переговоры, сделают последний вдох, и будут похоронены. Свободному товарообороту будут препятствовать растущие протекционистские меры, свободному потоку капитала будет угрожать более тщательная проверка со стороны непрозрачных государственных инвестиционных фондов, а свободный поток рабочей силы станет более ограниченным из-за усиленного контроля на границе. Покойся с миром, свободная торговля.



Но эти аспекты незначительны, в сравнении с действительно важными фактами. Американская экономика представляет собой удивительно выносливый и гибкий механизм. Помните бум доткомов, который приводится в качестве модели ситуации, на пороге которой мы сейчас находимся? С того безрадостного периода в американской экономике появилось 8 млн. рабочих мест. Стоимость товаров и услуг, производимых в Америке, в реальном выражении с поправкой на инфляцию, примерно на 15% выше, чем во время бума доткомов. И даже после резких падений последних дней, опережающие индексы курсов акций существенно выше уровней в период данного бума: Dow Jones и Standard & Poor’s - около 70%, индекс акций высокотехнологичных компаний Nasdaq, хотя все еще достаточно далек от добумовых максимумов, около 110%.



Если вам нужны дополнительные доказательства того, что американская экономика способна выжить и преуспеть после кризиса, обратите внимание на темпы роста производительности, уровня занятости населения и всех остальных индикаторов вскоре после жуткой катастрофы 11 сентября. Или после урагана Катрина. Или же спросите сами себя, можете ли вы оценить продолжительные последствия следующих событий, произошедших в период президентства Клинтона, о котором сегодня вспоминают, как о золотом веке: кризис мексиканского песо, азиатский финансовый кризис и то, что специалисты сегодня называют "кризисом доверия и легитимности международной монетарной и финансовой системы".



Модно называть только что закончившийся год, годом двух половин - первая половина процветания, и следующие шесть месяцев, пораженные кризисом субстандартного кредитования. В этом году все может произойти наоборот: за нестабильной первой половиной последует постепенное улучшение, поскольку американские предприниматели осваивают новые виды деятельности.


Ирвин Стельцер - бизнес-консультант и руководитель группы по исследованию экономической политики в институте Hudson
По материалам Times Online

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter