Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Текущий монетарный порядок приближается к своему концу » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Текущий монетарный порядок приближается к своему концу

15 мая 2019 Архив
С учетом масштабных экспериментов центральных банков, связанных с интервенциями и монетарными манипуляциями, размер искажений, возникших в рынках, а также рекордное накопление долгов на всех уровнях экономики породили значительные риски для инвесторов. Для более подробного понимания этих вопросов и прояснения перспектив мы обратились к Дмитрию Спеку, известному специалисту по разработке торговых систем и уважаемому аналитику, чей опыт и успешная карьера охватывают более двух десятилетий работы на рынках. Г-н Спек, основатель и главный аналитик компании Seasonax, также имеет ценную информацию об истории рынка золота, которой он поделился в своей книге “Золотой картель”.

Клаудио Грасс (К.Г.): После десяти лет агрессивной экспансионистской политики центральных банков, похоже, мы оказались в тупике. Центробанки не могут нормализовать свою политику, не обвалив фондовые индексы и не вызвав масштабный кризис на долговых рынках, при этом их текущая ситуация означает, что у них не будет достаточно боеприпасов для борьбы со следующим кризисом. Как, по вашему мнению, эта ситуация разрешится?

Дмитрий Спек (Д.С.): В краткосрочной перспективе низкие процентные ставки стимулируют экономику. Однако в долгосрочной перспективе постоянные и агрессивные манипуляции, удерживающие процентные ставки на сверхнизком уровне, начиная с 2008 года, привели к массовым нежелательным последствиям. По мере того как процентные расходы бюджета падали, политики тратили деньги, которые могли бы быть использованы продуктивно где-то еще. Кроме того, из-за чрезмерно аккомодационной среды на рынке остались неэффективные компании, что привело к сокращению ресурсов и работников, доступных другим более перспективным компаниям. Теоретически, низкие процентные ставки также могли быть использованы для погашения долгов и сокращения задолженности. В действительности, однако, они способствовали новым заимствованиям и, таким образом, стимулировали чрезмерный долговой рост. В результате возникли пузыри на рынках акций и недвижимости, что, в свою очередь, привело к дальнейшим неэффективным инвестициям.

Вкратце: политика низких процентных ставок ослабила реальную экономику и в то же время увеличила долговую нагрузку. Мы видим прямо противоположный результат того, что было бы желательно.

В целом, это типичная спесь центральных банков, которые пытаются планировать и контролировать экономику, а также пытаются стимулировать ее, снижая процентные ставки. Лично я думаю, что центральные банки вообще не должны устанавливать процентные ставки. Однако остался еще один инструмент: печатный станок. Скорее всего, он будет использоваться интенсивно и чрезмерно.

К.Г .: Федеральный резерв уже отменил свои планы и объявил, что в этом году не будет повышения процентных ставок, и что он намерен замедлить ужесточение и прекратить его в сентябре этого года. Поскольку в настоящее время американский центробанк сталкивается с растущим давлением со стороны президента Трампа, который настаивает на снижении ставок и даже возобновлении QE, как вы оцениваете возможность голубиной политики и ее ожидаемого влияния на экономику?

Д.С .: Эффект снижения процентных ставок часто переоценивают. Они не предотвращают медвежий рынок акций и не препятствуют рецессии, как мы это видели в 2000, 2008 и даже в 1930-х годах.

Речь идет об обычной последовательности бума, краха и кризиса. Сторонники твердой валютной системы, к каковым отношусь и я, решительно критикуют кредитные эксцессы на этапе бума и хотят их избежать, поскольку мы ясно видим неизбежность того, что следует дальше, как это происходит снова и снова. Однако в настоящее время большинство политиков, ученых и журналистов поддерживают идею о том, что крайне важно бороться с кризисом, печатая деньги. Эта идея, естественно, более популярна, чем разумная и ответственная политика, однако на практике она только продлевает кредитные эксцессы и увеличивает их, как мы видим, как это происходило после финансового кризиса 2008 года.

Любой, кто хочет предотвратить дефляционный коллапс, подобный тому, который случился в 1930-х годах, должен предотвратить массовые дефолты по долгам. Однако сразу после этого уровень долга должен быть снижен. Но, тем не менее, гораздо лучше в первую очередь вообще избегать кредитных эксцессов.

В глобальном масштабе мы сейчас имеем настолько большие долги, что нереально надеяться на какое-либо значимое сокращение долговой нагрузки. Поэтому, использование печатного станка и сильной инфляции является гораздо более вероятным сценарием.

К.Г .: Европа, по-видимому, особенно уязвима, имея застойную экономику, больной банковский сектор, а также невероятный размер государственного долга в блоке. Как вы думаете, как это повлияет на перспективы Еврозоны?

Д.С.: Главная проблема Европы – порочный дизайн евро. Эта валюта слишком дорога для Италии и Франции и слишком дешева для Германии. Это уже привело к ущербу в несколько тысяч миллиардов евро. Однако в зоне евро существуют другие факторы уязвимости и факторы риска, и они очень разнообразны и очень глубоко укоренились в странах-членах еврозоны. В целом, стремление к дальнейшей централизации и сама идея попыток принудительной интеграции и объединения экономик с разными скоростями и сильно разнящимися профилями дали сомнительные результаты, и я ожидаю, что в будущем эти проблемы будут становиться еще острее. Я полагаю, что в сочетании с опасно высокой долговой нагрузкой экономические перспективы Европы далеко не обнадеживают.

Тем не менее, проблемы есть не только в Европе, но и в других регионах. Япония полностью утонула в долгах; нет ни одного исторического прецедента, сравнимого с текущим положением этой страны. В Китае задолженность выросла примерно на сто процентных пунктов ВВП за десять лет, что стало самым быстрым ростом у большой экономики в мирное время. В США мы наблюдаем рекордные уровни государственного долга и очень высокий дефицит бюджета. Эта страна также эмитирует доллар США, который является мировой резервной валютой. Политики любят этот статус, потому что он позволяет им дешево занимать деньги, которые они обычно тратят, например, на чрезмерные военные расходы. Но граждане страдают от этого резервного статуса. Эта валюта остается переоцененной на протяжении десятилетий, что нанесло серьезный ущерб экспортной отрасли США.

К.Г .: Как вы интерпретируете последовательное накопление золота центральными банками в последние годы, например, России, Китая и т. д.?

Д.С.: Я считаю, что это только начало. В конце концов, для США будет очень заманчиво избавиться от долгов путем девальвации собственной валюты. Многие кредиторы находятся за границей, в частности центральные банки. Если неамериканские центральные банки заметят потерю стоимости своих активов, они будут покупать гораздо больше золота. Тогда исторически необычная и экономически фатальная ситуация, когда центральные банки накапливают на своем балансе облигации по большей части одной страны, наконец-то подойдет к концу.

Это одна из причин, по которым я с оптимизмом смотрю на перспективы золота в ближайшие месяцы и годы. Кроме того, учитывая глобальный экономический и политический ландшафт, который, по меньшей мере, вызывает сильное беспокойство, привлекательность золота неизбежно возрастет, и не только среди институциональных инвесторов.

КГ: Как насчет перспектив серебра? Считаете ли вы, что из-за того, что этот металл долгое время топтался на одном месте, многие инвесторы склонны упускать из виду его потенциал?

Д.С.: Серебро должно вырасти даже больше, чем золото. Его цена исторически очень низкая по отношению к золоту. Как только стартует бычий рынок в драгоценных металлах, серебро традиционно растет быстрее. Причина в том, что извлеченный запас по отношению к потреблению больше в случае золота, чем у серебра. Это относительно замедляет рост цены золота, так как некоторое количество золота продается из этих запасов. Серебро, с другой стороны, имеет относительно более низкие извлеченные запасы, поэтому оно может вырасти еще больше.

К.Г .: Вы тщательно проанализировали историю манипуляций на рынке золота, убедительно изложив эту историю в своей книге “Золотой картель”. Основываясь на ваших взглядах, каковы последствия этих манипуляций для инвесторов, и стоит ли об этом помнить сегодня?

Д.С .: 5 августа 1993 года некоторые центральные банки стран Запада начали манипулировать ценами золота. Одним из способов, которыми это было сделано тогда, было предложение физического золота посредством продаж и ссуд. Однако с 2001 года эти практики больше не оказывали негативного влияния на цену. Центральные банки вернули золото, которое они ссудили, которое, в конечном счете, другие центральные банки поставили посредством продаж. Цена на золото выросла. Сегодня не существует угрозы снижения цены золота в результате его продаж в больших количествах. Подавление цены золота через продажи и ссуды – это уже история.

Другим способом подавления цены на золото была продажа фьючерсов, чтобы демотивировать инвесторов. Такое все еще может произойти в любой момент. Но этот метод имеет долгосрочный эффект, только если у инвесторов есть альтернативные инвестиции. В условиях низких реальных процентных ставок этими альтернативами являются растущие цены на фондовом рынке. Такая ситуация имела место после 2011 года, и аналогичный эффект наблюдался в середине 1970-х годов. Однако в обозримом будущем реальные процентные ставки не будут расти из-за чрезмерного накопления долгов. А акции теперь так же дороги, как в 2000 году, с точки зрения рыночной капитализации к ВВП, поэтому долгосрочный рост фондового рынка крайне маловероятен.

По этим причинам манипулирование ценами на золото больше не будет работать в долгосрочной перспективе, и поэтому ни один инвестор не должен этого бояться.

К.Г .: В целом, учитывая по-настоящему мрачные перспективы фондовых рынков и экономики в целом, как бы вы оценили важность физического золота в качестве страховки на ближайшие годы?

Д.С.: Текущий монетарный порядок приближается к своему концу. Ликвидация чрезмерной долговой нагрузки неизбежна, в результате чего произойдет сокращение сбережений в денежной форме как минимум на 50%. Естественно, этот процесс займет годы, однако при таком сценарии цена на золото на пике может вырасти примерно в десять раз.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу