6 июня 2019 Financial Times
Ненужную борьбу Трампа за доминирование все больше ассоциируют с игрой с нулевым исходом
Распад Советского Союза оставил большую прореху в истории. «Война против терроризма» оказалась неадекватным замещением. Но Китай затмил всех. Для Америки Поднебесная может быть идеологическим, военным и экономическим врагом, в котором нуждаются многие. В конце концов, это достойный оппонент. Повсеместное соперничество с КНР приобретает статус организующего принципа экономической, внешней политики, а также политики безопасности США.
Является ли эта борьба организующим принципом Трампа — не так важно. Американский лидер располагает внутренним инстинктом националиста и протекциониста. Остальные предоставляют концепции и детали. Цель — доминирование США. Другими словами, контроль над Китаем или отделение от него. Любой, кто верит в то, что основанный на системе правил многосторонний порядок, наша глобализированная экономика или даже гармоничные международные отношения сохранятся в этом конфликте, заблуждается.
Доказательство тому — белая книга, опубликованная Китаем в минувшее воскресенье. Печален тот факт, что во многих отношениях Пекин прав. Зацикленность Штатов на двусторонних дисбалансах — экономически неграмотное поведение. Утверждение о том, что кража интеллектуальной собственности нанесла серьезный ущерб Америке, вызывает сомнения. Предположения о том, что Китай грубо нарушал свои обязательства в рамках ВТО, сильно преувеличены.
«В чужом глазу соринку видим...»
Обвинение КНР в обмане — чистой воды ханжество, учитывая, что практически все действия администрации Трампа в торговой политике нарушают правила ВТО. Америка ведет переговоры с КНР с позиции «кто сильнее, тот и прав». Особенно четко это прослеживается в том, что Вашингтон настаивает на принятии Пекином его в роли судьи, присяжных и распорядителя соглашения.
Спор по поводу условий открытия рынка или защиты интеллектуальной собственности можно разрешить путем осторожных переговоров. Такая договоренность даже может помочь Китаю, открыв путь к рыночной реформе. Но теперь обстановка слишком накалена для реализации такого сценария. Отчасти из-за срыва переговоров, отчасти по причине того, что Америка делает все больший акцент на сомнениях в необходимости взаимодействия с китайской экономикой. Страхи по поводу ситуации с Huawei сосредоточены на вопросах национальной безопасности и технологической автономности. Либеральная коммерция все чаще воспринимается как «торговля с врагом».
Нотки национализма
Конфликт двух стран все чаще видится как игра с нулевым исходом. Подтверждением тому служат недавние комментарии Кирон Скиннер, директора отдела политического планирования Госдепартамента США. По ее словам, соперничество с Пекином — это «борьба с совершенно другой цивилизацией и иной идеологией».
«Мы впервые столкнулись с мощным конкурентом не европеоидной расы», — добавила она.
Похоже, о войне с Японией она забыла. Впрочем, важнее были ее слова о «цивилизации» и упоминание расовой войны как, по сути, неразрешимого конфликта. Это не может быть случайностью. И да, она все еще остается на своем посту.
Не будет преувеличением сказать, что это самое важное геополитическое событие нашей эпохи. Не в последнюю очередь потому, что в определенный момент каждому придется занять чью-то сторону или попытаться сохранить нейтралитет. Но это не только важно. Это еще и опасно и рискует превратить управляемые, хотя и непростые отношения во всеобъемлющий конфликт безо всяких причин.
Китайская идеология не представляет угрозы для либеральной демократии в том смысле, в каком это было в случае с Советским Союзом. Гораздо опаснее правые демагоги. Попытка сдержать экономическое и технологическое развитие КНР почти наверняка провалится. Что еще хуже, она поселит глубокую враждебность в сознании китайцев. В долгосрочной перспективе общество может стать более богатым и более образованным, но вероятность этого заметно снижается, если естественный рост Поднебесной находится под угрозой. Более того, подъем Китая не является важной причиной дискомфорта Запада. Скорее, это свидетельствует о безразличии и неконкурентоспособности местной элиты. То, под чем воспринимается кража интеллектуальной собственности, по большей части, является неизбежной попыткой растущей экономики совершенствовать нынешние технологии.
Путь в никуда
Это ни в коем случае не означает, что следует соглашаться со всем, что делает или говорит Китай. Напротив, наилучший способ для Запада — настаивать на том, чтобы Пекин чтил ценности свободы, демократии, основанные на системе правил многосторонние отношения и мировое сотрудничество. В прошлом эти идеи помогли Америке обрести немало союзников. И вполне реально отстоять эти идеи сегодня, но настаивать на них более напористо, но в то же время сотрудничать с растущим Китаем в необходимых сферах, сохранив торговые отношения и мир.
Сочетание конкуренции и сотрудничества — верный путь вперед. Такой подход к КНР должен включать тесное взаимодействие с единомышленниками и уважительное отношение к Китаю. Трагедия происходящего сегодня в том, что администрация одновременно разжигает конфликт между двумя державами, атакуя ее союзников и разрушая институты послевоенного порядка. Нынешние нападки на Поднебесную — это неправильная война, но, к сожалению, такова реальность.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу