18 июля 2019 Архив Болдов Михаил
Так случилось, что я не раскрываю свой портфель и не даю рекомендаций по покупкам и продажам конкретных акций, что невыгодно отличает меня от большинства российских авторов инвестиционной тематики.
Однако я стараюсь максимально подробно рассказывать суть и принципы своей инвестиционной стратегии и говорить, КАК я выбираю активы в свой портфель, раз уж скрываю ЧТО покупаю.
В этот раз я расскажу какие типы компаний ищу в первую очередь, когда открываю сайт/презентацию/отчет/отчетность очередного открытого акционерного общества.
Вот типы компаний, которые имеют приоритетное право на попадание в мой портфель:
1. Компании с растущими операционными показателями и стагнирующими финансовыми
Рост операционный показателей компании для меня является не менее важным, чем рост финансовых (а в некоторых случаях, даже более важным). Мне нравится, когда бизнес наращивает год от года объёмы производства/продаж/услуг, даже если финансовые показатели при этом сильно отстают от операционных.
Если я вижу такую ситуацию, то стараюсь разобраться в причинах. Мне важно определить, что стало основным фактором такого перекоса - неэффективность в работе менеджеров, которые плохо работали с издержками или же рыночная конъюнктура, на которую компания повлиять не в силах.
Второй вариант мне нравится больше, поскольку цены на сырьё или продукцию (особенно, когда они формируются рыночными механизмами) достаточно быстро могут измениться и тогда уже минус превратится в плюс и бизнес, который активно наращивал производственные мощности, первым извлечет выгоду от изменения конъюнктуры.
2. Компании в депрессивной отрасли, которые активно поглощают конкурентов
Этот пункт связан с предыдущим, поскольку речь снова идёт о компаниях, которые работают в отраслях, переживающих временные трудности (важно отдавать отчет, что трудности действительно временные и мы не ищем лучшего игрока на рынке пейджеров и компакт дисков во времена заката этих рынков).
Принято считать, что монополия – это плохо, но я, как акционер очень люблю владеть монополиями и стараюсь выискивать новых претендентов на эту роль. Чаще всего они появляются там, где продолжается длительный кризис и уже пошла волна банкротств и консолидаций.
Победителя определить достаточно сложно, однако я внимательно смотрю за теми компаниями, которые имеют на рынке конкурентное преимущество, занимают наибольшую долю и способны поглотить одного-двух своих крупных конкурентов и не споткнуться о финансовый рычаг.
3. Компании монополисты с возможностями дальнейшей экспансии
А этот пункт, в свою очередь, связан с предыдущим, поскольку речь снова идет о монополиях, но уже не о потенциальных, а существующих. Я не буду повторяться о своей любви к монополиям. Скажу лишь, что считаю подарком судьбы для акционера владение бизнесом, который может навязывать свою продукцию потребителям и у тех практически отсутствуют альтернативы и возможности для отказа от потребления.
Здесь для меня в приоритете те компании, которые не только главенствуют на своем рынке, но и имеют все ресурсы для захвата соседних/смежных.
4. Бизнес на пике инвестиционного цикла
Очень люблю, когда у компании скоро (через год-два) завершается цикл больших капитальных вложений и рынок по какой-то причине совершенно игнорирует этот факт. Чаще всего такое равнодушие рыночных игроков происходит в тех компаниях, где инвестиционная программа слишком масштабна и топ-менеджмент решился откусить пирог, который бизнес едва может проглотить и переварить.
В конце инвестиционного цикла ситуация, судя по отчетностям, обычно выглядит удручающей: долг неимоверно вырос; активы растут, а вот их рентабельность соответственно падает; на капзатраты тратятся сумасшедшие деньги, а на дивиденды наоборот направляются копейки (или компания вообще ничего не платит). При этом выхлопа от недостроенных заводов и пароходов не наблюдается. Всё громче звучат слова аналитиков о неэффективности вложений и осуществляются показательные (и на мой взгляд совершенно бессмысленные) сравнения эффективности инвестиционной программы с вложениями в депозит за тот же период.
Рынку часто не нравится видеть такую печаль в отчетностях и слышать такую тоску в информационном пространстве. Я же очень люблю такие бизнесы и внимательно слежу за развитием и завершением очередного инвестиционного цикла качественного бизнеса с конкурентной продукцией.
5. Компании, которые находятся в стадии трансформации
Если честно, это мой любимый тип компаний. Речь идет о бизнесе, который кардинально меняет направление работы. Начинает выстраивать новую компанию под тенью старой. И получается, что стагнирующий и умирающий бизнес очень долго может скрывать молодую и динамично развивающуюся компанию с невероятными перспективами.
Адаптивность – одно из важнейших качеств любого бизнеса.
Вы знали, что один из крупнейших мировых производителей электронники Самсунг начинал, как мукомольное предприятие, затем занимался экспортными поставками риса и сахара в азиатские регионы и даже, на какое-то время, стал одним из крупнейших производителей рисовой водки в Корее?
Увидеть трансформацию и вовремя заприметить компанию роста, спрятанную в обрушающуюся конструкцию старого и отмирающего бизнеса – задача нетривиальная.
Обычно я внимательно читаю раздел «стратегия и перспективы развития» в годовом отчете, слушаю интервью СЕО и мажоритария, чтобы понимать, как менеджеры и собственники сами позиционируют свой бизнес и куда планируют направить фокус развития. Дальше я пытаюсь разбить выручку и прибыль по сегментам и проследить их динамику за последние 5-10 лет. Обычно, визуально на графике сразу становиться понятно, где наблюдается рост, а где медленное и неотвратимое падение. Если прежнее направление бизнеса начинает занимать менее 50% в выручке группы, для меня это знак, что трансформация неотвратима.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Однако я стараюсь максимально подробно рассказывать суть и принципы своей инвестиционной стратегии и говорить, КАК я выбираю активы в свой портфель, раз уж скрываю ЧТО покупаю.
В этот раз я расскажу какие типы компаний ищу в первую очередь, когда открываю сайт/презентацию/отчет/отчетность очередного открытого акционерного общества.
Вот типы компаний, которые имеют приоритетное право на попадание в мой портфель:
1. Компании с растущими операционными показателями и стагнирующими финансовыми
Рост операционный показателей компании для меня является не менее важным, чем рост финансовых (а в некоторых случаях, даже более важным). Мне нравится, когда бизнес наращивает год от года объёмы производства/продаж/услуг, даже если финансовые показатели при этом сильно отстают от операционных.
Если я вижу такую ситуацию, то стараюсь разобраться в причинах. Мне важно определить, что стало основным фактором такого перекоса - неэффективность в работе менеджеров, которые плохо работали с издержками или же рыночная конъюнктура, на которую компания повлиять не в силах.
Второй вариант мне нравится больше, поскольку цены на сырьё или продукцию (особенно, когда они формируются рыночными механизмами) достаточно быстро могут измениться и тогда уже минус превратится в плюс и бизнес, который активно наращивал производственные мощности, первым извлечет выгоду от изменения конъюнктуры.
2. Компании в депрессивной отрасли, которые активно поглощают конкурентов
Этот пункт связан с предыдущим, поскольку речь снова идёт о компаниях, которые работают в отраслях, переживающих временные трудности (важно отдавать отчет, что трудности действительно временные и мы не ищем лучшего игрока на рынке пейджеров и компакт дисков во времена заката этих рынков).
Принято считать, что монополия – это плохо, но я, как акционер очень люблю владеть монополиями и стараюсь выискивать новых претендентов на эту роль. Чаще всего они появляются там, где продолжается длительный кризис и уже пошла волна банкротств и консолидаций.
Победителя определить достаточно сложно, однако я внимательно смотрю за теми компаниями, которые имеют на рынке конкурентное преимущество, занимают наибольшую долю и способны поглотить одного-двух своих крупных конкурентов и не споткнуться о финансовый рычаг.
3. Компании монополисты с возможностями дальнейшей экспансии
А этот пункт, в свою очередь, связан с предыдущим, поскольку речь снова идет о монополиях, но уже не о потенциальных, а существующих. Я не буду повторяться о своей любви к монополиям. Скажу лишь, что считаю подарком судьбы для акционера владение бизнесом, который может навязывать свою продукцию потребителям и у тех практически отсутствуют альтернативы и возможности для отказа от потребления.
Здесь для меня в приоритете те компании, которые не только главенствуют на своем рынке, но и имеют все ресурсы для захвата соседних/смежных.
4. Бизнес на пике инвестиционного цикла
Очень люблю, когда у компании скоро (через год-два) завершается цикл больших капитальных вложений и рынок по какой-то причине совершенно игнорирует этот факт. Чаще всего такое равнодушие рыночных игроков происходит в тех компаниях, где инвестиционная программа слишком масштабна и топ-менеджмент решился откусить пирог, который бизнес едва может проглотить и переварить.
В конце инвестиционного цикла ситуация, судя по отчетностям, обычно выглядит удручающей: долг неимоверно вырос; активы растут, а вот их рентабельность соответственно падает; на капзатраты тратятся сумасшедшие деньги, а на дивиденды наоборот направляются копейки (или компания вообще ничего не платит). При этом выхлопа от недостроенных заводов и пароходов не наблюдается. Всё громче звучат слова аналитиков о неэффективности вложений и осуществляются показательные (и на мой взгляд совершенно бессмысленные) сравнения эффективности инвестиционной программы с вложениями в депозит за тот же период.
Рынку часто не нравится видеть такую печаль в отчетностях и слышать такую тоску в информационном пространстве. Я же очень люблю такие бизнесы и внимательно слежу за развитием и завершением очередного инвестиционного цикла качественного бизнеса с конкурентной продукцией.
5. Компании, которые находятся в стадии трансформации
Если честно, это мой любимый тип компаний. Речь идет о бизнесе, который кардинально меняет направление работы. Начинает выстраивать новую компанию под тенью старой. И получается, что стагнирующий и умирающий бизнес очень долго может скрывать молодую и динамично развивающуюся компанию с невероятными перспективами.
Адаптивность – одно из важнейших качеств любого бизнеса.
Вы знали, что один из крупнейших мировых производителей электронники Самсунг начинал, как мукомольное предприятие, затем занимался экспортными поставками риса и сахара в азиатские регионы и даже, на какое-то время, стал одним из крупнейших производителей рисовой водки в Корее?
Увидеть трансформацию и вовремя заприметить компанию роста, спрятанную в обрушающуюся конструкцию старого и отмирающего бизнеса – задача нетривиальная.
Обычно я внимательно читаю раздел «стратегия и перспективы развития» в годовом отчете, слушаю интервью СЕО и мажоритария, чтобы понимать, как менеджеры и собственники сами позиционируют свой бизнес и куда планируют направить фокус развития. Дальше я пытаюсь разбить выручку и прибыль по сегментам и проследить их динамику за последние 5-10 лет. Обычно, визуально на графике сразу становиться понятно, где наблюдается рост, а где медленное и неотвратимое падение. Если прежнее направление бизнеса начинает занимать менее 50% в выручке группы, для меня это знак, что трансформация неотвратима.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу