20 марта 2009 ТРАСТ | Trust n Trade
Сегодня мы бы хотели в общих словах описать наше впечатление от антикризисной программы властей, которую правительство представило вчера. Документ доступен по ссылке: http://premier.gov.ru/crisis/
В целом программа – это весьма неплохо структурированный документ различных мер правительства /местами уже предпринятых/, направленных на поддержание различных секторов экономики и решение отдельных проблем. Первое, что бросается в глаза – приоритетов у властей в рамках нынешней антикризисной программы слишком много – в них может уложиться почти любое предпринятое действие, даже если к борьбе с кризисом оно отношения не имеет.
В рамках программы власти постарались не просто представить антикризисные меры /стимулирование внутреннего спроса, поддержка отдельных видов экономической деятельности, меры, направленные на сглаживание социальных последствий/, но и общие принципы разумной экономической политики, а также задачи долгосрочного развития. По нашему мнению, это гораздо больше, чем те два зайца, погнавшись за которыми можно ни одного не поймать.
Второе, что сразу обращает на себя внимание, это то, что меры не просто разнообразны, а очень разнообразны, да еще и в рамках одного сектора. Например, в один и тот же сектор экономики /машиностроение/ могут быть направлены и субсидии /причем как прямые, так и через компенсацию процентных платежей по кредитам/, и вливания в капиталы отдельных компаний, а также госгарантии по тем же кредитам и экспорту, а заодно госзаказ и стимулирование частного спроса, меры административной поддержки /тарифное регулирование/ и, возможно, сами же целевые кредиты от тех банков, которые получили средства властей. В этих условиях эффективность подобной разносторонней поддержки не просто сложно оценить со стороны, но и самим помогающим будет, скорее всего, довольно непросто понять – все ли сделано, что нужно, достигают ли они таким образом своих целей и приоритетов.
Помимо финансового сектора, оборонно-промышленного комплекса и автомобилестроения /в основном представлены предприятиями машиностроения/, строительства, сельского хозяйства и отдельных предприятий инфраструктуры, в мерах властей значительное внимание уделяется также малому бизнесу и социальным аспектам. Все вместе это представляет собой подавляющую часть локализуемых в настоящий момент проблем экономики станы. В совокупности антикризисная программа без мер ЦБ будет стоить до RUR2,5 трлн. – это с учетом выпадающих доходов бюджетов в размере примерно RUR0,4 трлн. Что, в принципе, довольно скромно. Причем в антикризисные меры записано "расширение возможностей получения бюджетных кредитов" без целевого получателя, видимо, пока в размере RUR150 млрд., и даже деятельность Фонда содействию реформирования ЖКХ по переселению граждан из аварийного жилья. Напомним, что именно для этих целей фонд и создавался, причем еще до того, как власти стали предпринимать какие-либо антикризисные меры.
В целом, же ощущения от антикризисных мер смешанные.
Несмотря на то, что они довольно детальны и многочисленны, они с трудом собираются в целостную картину поддержки, и часто выглядят очень фрагментарно, что будет серьезно мешать их эффективной реализации.
С одной стороны, размывание мер по большому количеству направления поддержки и секторов создает сложности, поскольку каждый получает лишь понемногу и в итоге всем не хватает. С другой стороны, поскольку таких явных "дыр" в экономике России как, скажем, ипотека в США, нет, а основная проблема – недостаток денежных средств в частном секторе, то, возможно, распространить имеющиеся средства как можно шире не так уж плохо – быстрее разойдутся по экономике и хоть немного, но смягчат ситуацию. В этом случае меры как парашют позволят экономике плавнее и комфортнее достигнуть более стабильного состояния и адаптироваться к новым условиям.
Однако важно заметить, что поскольку суммарный объем поддержки и средства, выделяемые каждому сектору в отдельности, позволяют рассчитывать в лучшем случае на частичное решение проблем, что означает – меры могут быть и пересмотрены в сторону увеличения, если кто из страдающих из-за кризиса не будет справляться и сам себе помочь не сможет.
Кстати, на покрытие дефицита федерального бюджета власти собираются использовать только средства Резервного Фонда, который может потерять около RUR2,7 трлн. за год – более половины своего нынешнего размера. Поскольку ситуация с доходами бюджетов всех уровней, как и с реальным объемом поддержки, остается неопределенной, то не исключено, что резервы Правительства сократятся и на большую величину, таким образом, закончиться они могут уже через два года целиком
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311012726_trust_1.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В целом программа – это весьма неплохо структурированный документ различных мер правительства /местами уже предпринятых/, направленных на поддержание различных секторов экономики и решение отдельных проблем. Первое, что бросается в глаза – приоритетов у властей в рамках нынешней антикризисной программы слишком много – в них может уложиться почти любое предпринятое действие, даже если к борьбе с кризисом оно отношения не имеет.
В рамках программы власти постарались не просто представить антикризисные меры /стимулирование внутреннего спроса, поддержка отдельных видов экономической деятельности, меры, направленные на сглаживание социальных последствий/, но и общие принципы разумной экономической политики, а также задачи долгосрочного развития. По нашему мнению, это гораздо больше, чем те два зайца, погнавшись за которыми можно ни одного не поймать.
Второе, что сразу обращает на себя внимание, это то, что меры не просто разнообразны, а очень разнообразны, да еще и в рамках одного сектора. Например, в один и тот же сектор экономики /машиностроение/ могут быть направлены и субсидии /причем как прямые, так и через компенсацию процентных платежей по кредитам/, и вливания в капиталы отдельных компаний, а также госгарантии по тем же кредитам и экспорту, а заодно госзаказ и стимулирование частного спроса, меры административной поддержки /тарифное регулирование/ и, возможно, сами же целевые кредиты от тех банков, которые получили средства властей. В этих условиях эффективность подобной разносторонней поддержки не просто сложно оценить со стороны, но и самим помогающим будет, скорее всего, довольно непросто понять – все ли сделано, что нужно, достигают ли они таким образом своих целей и приоритетов.
Помимо финансового сектора, оборонно-промышленного комплекса и автомобилестроения /в основном представлены предприятиями машиностроения/, строительства, сельского хозяйства и отдельных предприятий инфраструктуры, в мерах властей значительное внимание уделяется также малому бизнесу и социальным аспектам. Все вместе это представляет собой подавляющую часть локализуемых в настоящий момент проблем экономики станы. В совокупности антикризисная программа без мер ЦБ будет стоить до RUR2,5 трлн. – это с учетом выпадающих доходов бюджетов в размере примерно RUR0,4 трлн. Что, в принципе, довольно скромно. Причем в антикризисные меры записано "расширение возможностей получения бюджетных кредитов" без целевого получателя, видимо, пока в размере RUR150 млрд., и даже деятельность Фонда содействию реформирования ЖКХ по переселению граждан из аварийного жилья. Напомним, что именно для этих целей фонд и создавался, причем еще до того, как власти стали предпринимать какие-либо антикризисные меры.
В целом, же ощущения от антикризисных мер смешанные.
Несмотря на то, что они довольно детальны и многочисленны, они с трудом собираются в целостную картину поддержки, и часто выглядят очень фрагментарно, что будет серьезно мешать их эффективной реализации.
С одной стороны, размывание мер по большому количеству направления поддержки и секторов создает сложности, поскольку каждый получает лишь понемногу и в итоге всем не хватает. С другой стороны, поскольку таких явных "дыр" в экономике России как, скажем, ипотека в США, нет, а основная проблема – недостаток денежных средств в частном секторе, то, возможно, распространить имеющиеся средства как можно шире не так уж плохо – быстрее разойдутся по экономике и хоть немного, но смягчат ситуацию. В этом случае меры как парашют позволят экономике плавнее и комфортнее достигнуть более стабильного состояния и адаптироваться к новым условиям.
Однако важно заметить, что поскольку суммарный объем поддержки и средства, выделяемые каждому сектору в отдельности, позволяют рассчитывать в лучшем случае на частичное решение проблем, что означает – меры могут быть и пересмотрены в сторону увеличения, если кто из страдающих из-за кризиса не будет справляться и сам себе помочь не сможет.
Кстати, на покрытие дефицита федерального бюджета власти собираются использовать только средства Резервного Фонда, который может потерять около RUR2,7 трлн. за год – более половины своего нынешнего размера. Поскольку ситуация с доходами бюджетов всех уровней, как и с реальным объемом поддержки, остается неопределенной, то не исключено, что резервы Правительства сократятся и на большую величину, таким образом, закончиться они могут уже через два года целиком
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311012726_trust_1.jpg (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу