14 октября 2019 Financial Times
По словам министра экономики России Максима Орешкина, расчеты в евро и рублях снизят зависимость страны от США
Пытаясь избавиться от долларовой зависимости и застраховаться на случай попыток Вашингтона изолировать страну от финансовой системы, Россия изучает возможность перехода на расчеты в евро и рублях за экспортируемые энергоносители.
Москва стремится минимизировать свои риски, связанные с политикой США, привлекая инвесторов к активному использованию рубля. Об этом заявил министр экономики России Максим Орешкин в интервью изданию Financial Times.
«У нас очень хорошая валюта, она стабильная. Почему бы не использовать ее для международных транзакций? », - заявил он.
«Мы хотим продавать нефть и газ за рубли». «Здесь же не стоит вопрос о колоссальных затратах на создание инфраструктуры... если она уже существует, если первоначальные издержки невелики, почему бы нет»?
В прошлом году «Газпром» экспортировал в Европу природный газа на 51 млрд долларов, а Роснефть — 123.7 млн тонн нефти.
Свобода от доллара - свобода от санкций
Москва рассчитывает ослабить уязвимость перед экономическими санкциям США за счет программы «дедолларизации», в рамках которой министерство финансов выпускает все новые долговые облигации в рублях и евро. За минувшие 18 месяцев центральный банк сократил свои инвестиции в казначейские облигации США с 96 млрд долларов до всего лишь 8 млрд.
По словам Орешкина, российские облигации пользуются популярностью среди иностранных инвесторов — сейчас им принадлежит 29% всего долговых бумаг в обращении. Министр уверен, что это формирует благоприятные условия для продажи энергоносителей на экспорт в местной валюте.
«Компании из ЕС, инвесторы покупают рублевые активы. Внутренний рынок облигаций пользуется спросом, он популярен среди инвесторов. Соответственно, рублевые активы уже есть на балансах европейских контрагентов», — сказал Орешкин. «Так что в какой-то момент в будущем энергетические компании также смогут использовать рублевые активы.
«Есть отрицательные процентные ставки по евро, и есть положительные ставки в рублях со стабильной и предсказуемой инфляцией“, — добавил он. Нет контроля над потоками капиталов, система полностью гибкая, вы можете выйти из нее в любое время».
Государственные нефтегазовые компании, которые доминируют в российской экономике, уже изучают альтернативные средства расчетов в условиях сохраняющейся геополитической напряженности и нарастающего конфликта с США.
Роснефть оценила провела сентябрьские и октябрьские тендеры в евро, а Газпром в марте впервые получил рубли за поставку природного газа западноевропейской компании.
Переход от расчетов за нефть и газ в долларах влечет за собой кардинальные изменения для страны, которая делает на природных ресурсах более половины своего бюджета. Согласно прогнозам, в 2019 году Россия покажет профицит бюджета в размере 1,5% ВВП в том числе и благодаря выгодному обменному курсу рубля.
Орешкин также отметил, что правительство готово потратить «ограниченную сумму» в 8,2 трлн рублей из Фонда национального благосостояния, сэкономленную с 2017 года за счет дополнительного дохода от продажи всей нефти по цене более 40 долларов за баррель на внутреннем рынке.
Кремль надеется, что дополнительные расходы стимулируют угасающий экономический рост, который, согласно прогнозам, в этом году упадет под отметку 1% ВВП и задержится в положительной зоне только лишь благодаря нестабильному буму в сегменте потребительского кредитования.
«Когда цены на нефть снижаются, начинается валютный дефицит в экономике. Его нужно покрыть при помощи иностранных активов», пояснил Орешкин, добавив при этом, что доходы, полученные сверх необходимого уровня, могут потрачены на покрытие дефицита, в случае снижения цен.
Первоначально Орешкин призывал инвестировать деньги за границу, как это делает норвежский фонд благосостояния. Однако смещение политики в сторону внутренних расходов будет осуществляться на фоне дополнительных инвестиций в частном секторе и реализации мер, направленных на предотвращение возможного роста инфляции.
Курс на Европу
Орешкин также отметил, что Россия намерена увеличить объем двусторонней торговли с ЕС. В последние месяцы такие лидеры, как президент Франции Эммануэль Макрон, призвали к политическому сближению и восстановлению деловых связей с Москвой после пяти лет санкций, введенных в связи с аннексией Крыма в 2014 году.
«Когда Макрон был [министром экономики Франции], он возглавлял комиссию по развитию отношений между Россией и Францией. Теперь он знает, как выйти и реализовать совместные проекты».
ЕС хочет, чтобы такие компании, как Nokia и Ericsson, могли конкурировать с китайской Huawei на растущем российском рынке мобильной связи 5G, а производители продуктов питания надеются вернуться на российские рынки, отгороженные протекционистскими мерами в ответ на европейские санкции.
По словам г-на Орешкина, Россия вряд ли допустит экспорт продовольствия из ЕС, если Брюссель не облегчит доступ Москвы на европейский рынок.
«Европа также возвела множество барьеров, связанных с сельскохозяйственными субсидиями, техническим регулированием, которое ограничивает доступ российской продукции на европейский рынок», — сказал он. «Если мы говорим о свободной торговле, это должна быть настоящая, а не частичная свободная торговля».
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу