3 декабря 2019 Росбанк
Российская экономика вступила во 2 полугодие 2019 года на позитивной ноте после слабого начала года, связанного с повышением ставки НДС с 1 января. В подобных условиях мы видим высокие шансы на годовой рост экономики на 1.3% г/г, что значительно выше итогов 1 полугодия 2019 года (+0.7% г/г). Циклические риски для экономики усилились на среднесрочном горизонте в связи с эскалацией торговых конфликтов, однако ускорению экономического роста будут мешать преимущественно структурные ограничения.
Стагнация реальных располагаемых доходов (-8.8% по сравнению с 2014 годом) является одним из наиболее значимых стрессов для внутреннего спроса, хотя Банк России заметно ослабил параметры денежно-кредитной политики. С другой стороны, жесткость бюджетной политики также будет иметь сдерживающее влияние для внутреннего спроса и инвестиций до момента начала активной фазы реализации национальных проектов в 2021-24 гг.
Прогноз роста экономики в 2020 году
Уже в 2020 году экономика России может прибавить +1.7% г/г. Мы видим хорошие перспективы для наращивания инвестиций в следующем году: в частном секторе движущей силой останется положительная динамика прибыли, а в бюджетном – догоняющие траты на национальные проекты. Экспортные поставки также должны показать сильную положительную динамику из-за предстоящего ввода в эксплуатацию новых транспортных каналов для газа в Европу и США. Потребление домохозяйств сохранит значимость и вклад (1.1пп) в итоговый показатель роста, однако собственные темпы будут сдерживаться медленным ростом реальных располагаемых доходов.
Инфляция: эффект базы проявится в 1к'20 с наибольшей силой
Слабый потребительский спрос в 2019 году оказал сильное сдерживающее влияние на инфляцию (3.8% г/г в октябре), а рассчитываемый нами показатель инфляции базовой корзины товаров и услуг (без регулируемых цен и сезонных продуктов питания) и вовсе замедлился до 3.1% г/г. Отдельно стоит отметить снижение давления на цены производителей, в частности, в секторе пищевой обработки на фоне получения хорошего урожая сахарной свеклы и пшена и, соответственно, снижения закупочных цен. В топливном сегменте меры государственного регулирования продолжают сдерживать рост цен на бензин на внутреннем розничном рынке, несмотря на волатильность цены нефти и курса рубля. По совокупности факторов, 4к'19 будет сопровождаться сильным замедлением годовой оценки инфляции в продуктах питания и топливе, а пик эффекта базы будет достигнут в 1к'20 из-за повышения ставки НДС годом ранее. По нашим оценкам, инфляция опустится к 3.0% г/г в 1к'20 и поспособствует снижению инфляционных ожиданий, однако дальнейшая траектория инфляции может оказаться более волатильной и вновь превысить целевой уровень Банка России в 2021 году (прогноз SG: 4.5% г/г).
ВВП и компоненты
Источники: Минфин, Росстат, Росбанк
Монетарная политика: есть место для дальнейшего смягчения
Банк России форсировал смягчение политики в октябре, снизив ключевую ставку на 50бп до 6.50% одновременно с понижением прогноза по инфляции. Новый прогноз регулятора предполагает падение инфляции ниже целевого уровня 4.0% на 0.8пп (3.2-3.7%) в 2019 г. и на 0.5пп (3.5-4.0%) в 2020 г. Это обстоятельство может позволить Банку России снизить ключевую ставку ниже нейтрального диапазона (6.0-7.0%) к середине 2020 г. (прогноз SG: 5.75% в 2к'20). Однако мы не исключаем последующего ускорения инфляции в 2021 г. и соответствующего ужесточения монетарных условий со стороны регулятора.
Фискальная политика: небольшое смягчение в 2020-22 гг.
С начала 2019 г. расходование бюджета осуществляется с отставанием от плана. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета сократился до рекордных 2.8% от ВПП в сентябре на фоне запаздывающих трат на национальные проекты (только 55% годового плана было исполнено за 9м'19).
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (% ВВП)
Источники: Минфин, Росстат, Росбанк
В 2020-22 гг. фискальная политика сохранит структурную жесткость, несмотря на снижение целевого профицита федерального бюджета на 0.3пп от ВВП в течение прогнозного периода. Иными словами, бюджет продолжит опираться на консервативные принципы планирования (целевые показатели профицита 0.8% в 2020 году, 0.5% в 2021 году и 0.2% от ВВП в 2022 году) и принципы сбережения сверхдоходов от нефти и газа в соответствии с бюджетным правилом (3.8%, 2.5% и 2.2% от ВВП соответственно). Одновременно с этим, Минфин не отказывается от стратегической перестройки бюджета и исполнения национальных проектов, необходимым следствием которых является активное заимствование на внутреннем долговом рынке (1.74 трлн руб., 1.55 трлн руб. и 1.83 трлн руб. нетто-заимствований, соответственно, в 2020-2022 гг.). В дополнение к этому, Минфин может прибегнуть к инвестированию до 1.0 трлн руб. (равными долями в течение следующих трех лет) во внутренние проекты.
Рубль и гособлигации: все внимание к денежно-кредитной политике
Мы ожидаем укрепления рубля до 63.5 в 4к'19 и до 63.0 в 1к'20 против доллара США в связи с улучшением прогноза по оттоку капитала ($20 млрд в 2020 против $35 млрд в 2019) на фоне предполагаемого смягчения ДКП и улучшения на геополитическом фоне. Тем не менее, снижение сырьевого прогноза аналитиками SG (Brent $55-60/барр. в 2020 г.) несколько настораживает из-за вероятных последствий для профицита текущего счета (прогноз SG: $67 млрд в 2020 против $75 млрд в 2019). В подобной ситуации рубль может принять удар на себя к концу 4к'20 и скорректироваться до 66.5 против доллара США.
Госбумаги позитивно отреагировали на смягчение ДКП в 4к'19. Однако в следующем году будет все сложнее игнорировать навес предложения госдолга на первичном рынке, особенно, на фоне объемных позиций иностранных инвесторов (32% на 1 ноября). Мы полагаем, снижение доходностей 10-летних ОФЗ продолжил опережать снижение ключевой ставки в 4к'19-1к'20, но уже к концу 4к'20 ожидаем увидеть премию до 35бп при доходности 6.10%.
Прогноз по экономике РФ в 2020 году
Источники: Минфин, Банк России, Росстат, Росбанк
* Вклад в рост ВВП
http://www.rosbank.ru/ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Стагнация реальных располагаемых доходов (-8.8% по сравнению с 2014 годом) является одним из наиболее значимых стрессов для внутреннего спроса, хотя Банк России заметно ослабил параметры денежно-кредитной политики. С другой стороны, жесткость бюджетной политики также будет иметь сдерживающее влияние для внутреннего спроса и инвестиций до момента начала активной фазы реализации национальных проектов в 2021-24 гг.
Прогноз роста экономики в 2020 году
Уже в 2020 году экономика России может прибавить +1.7% г/г. Мы видим хорошие перспективы для наращивания инвестиций в следующем году: в частном секторе движущей силой останется положительная динамика прибыли, а в бюджетном – догоняющие траты на национальные проекты. Экспортные поставки также должны показать сильную положительную динамику из-за предстоящего ввода в эксплуатацию новых транспортных каналов для газа в Европу и США. Потребление домохозяйств сохранит значимость и вклад (1.1пп) в итоговый показатель роста, однако собственные темпы будут сдерживаться медленным ростом реальных располагаемых доходов.
Инфляция: эффект базы проявится в 1к'20 с наибольшей силой
Слабый потребительский спрос в 2019 году оказал сильное сдерживающее влияние на инфляцию (3.8% г/г в октябре), а рассчитываемый нами показатель инфляции базовой корзины товаров и услуг (без регулируемых цен и сезонных продуктов питания) и вовсе замедлился до 3.1% г/г. Отдельно стоит отметить снижение давления на цены производителей, в частности, в секторе пищевой обработки на фоне получения хорошего урожая сахарной свеклы и пшена и, соответственно, снижения закупочных цен. В топливном сегменте меры государственного регулирования продолжают сдерживать рост цен на бензин на внутреннем розничном рынке, несмотря на волатильность цены нефти и курса рубля. По совокупности факторов, 4к'19 будет сопровождаться сильным замедлением годовой оценки инфляции в продуктах питания и топливе, а пик эффекта базы будет достигнут в 1к'20 из-за повышения ставки НДС годом ранее. По нашим оценкам, инфляция опустится к 3.0% г/г в 1к'20 и поспособствует снижению инфляционных ожиданий, однако дальнейшая траектория инфляции может оказаться более волатильной и вновь превысить целевой уровень Банка России в 2021 году (прогноз SG: 4.5% г/г).
ВВП и компоненты
Источники: Минфин, Росстат, Росбанк
Монетарная политика: есть место для дальнейшего смягчения
Банк России форсировал смягчение политики в октябре, снизив ключевую ставку на 50бп до 6.50% одновременно с понижением прогноза по инфляции. Новый прогноз регулятора предполагает падение инфляции ниже целевого уровня 4.0% на 0.8пп (3.2-3.7%) в 2019 г. и на 0.5пп (3.5-4.0%) в 2020 г. Это обстоятельство может позволить Банку России снизить ключевую ставку ниже нейтрального диапазона (6.0-7.0%) к середине 2020 г. (прогноз SG: 5.75% в 2к'20). Однако мы не исключаем последующего ускорения инфляции в 2021 г. и соответствующего ужесточения монетарных условий со стороны регулятора.
Фискальная политика: небольшое смягчение в 2020-22 гг.
С начала 2019 г. расходование бюджета осуществляется с отставанием от плана. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета сократился до рекордных 2.8% от ВПП в сентябре на фоне запаздывающих трат на национальные проекты (только 55% годового плана было исполнено за 9м'19).
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (% ВВП)
Источники: Минфин, Росстат, Росбанк
В 2020-22 гг. фискальная политика сохранит структурную жесткость, несмотря на снижение целевого профицита федерального бюджета на 0.3пп от ВВП в течение прогнозного периода. Иными словами, бюджет продолжит опираться на консервативные принципы планирования (целевые показатели профицита 0.8% в 2020 году, 0.5% в 2021 году и 0.2% от ВВП в 2022 году) и принципы сбережения сверхдоходов от нефти и газа в соответствии с бюджетным правилом (3.8%, 2.5% и 2.2% от ВВП соответственно). Одновременно с этим, Минфин не отказывается от стратегической перестройки бюджета и исполнения национальных проектов, необходимым следствием которых является активное заимствование на внутреннем долговом рынке (1.74 трлн руб., 1.55 трлн руб. и 1.83 трлн руб. нетто-заимствований, соответственно, в 2020-2022 гг.). В дополнение к этому, Минфин может прибегнуть к инвестированию до 1.0 трлн руб. (равными долями в течение следующих трех лет) во внутренние проекты.
Рубль и гособлигации: все внимание к денежно-кредитной политике
Мы ожидаем укрепления рубля до 63.5 в 4к'19 и до 63.0 в 1к'20 против доллара США в связи с улучшением прогноза по оттоку капитала ($20 млрд в 2020 против $35 млрд в 2019) на фоне предполагаемого смягчения ДКП и улучшения на геополитическом фоне. Тем не менее, снижение сырьевого прогноза аналитиками SG (Brent $55-60/барр. в 2020 г.) несколько настораживает из-за вероятных последствий для профицита текущего счета (прогноз SG: $67 млрд в 2020 против $75 млрд в 2019). В подобной ситуации рубль может принять удар на себя к концу 4к'20 и скорректироваться до 66.5 против доллара США.
Госбумаги позитивно отреагировали на смягчение ДКП в 4к'19. Однако в следующем году будет все сложнее игнорировать навес предложения госдолга на первичном рынке, особенно, на фоне объемных позиций иностранных инвесторов (32% на 1 ноября). Мы полагаем, снижение доходностей 10-летних ОФЗ продолжил опережать снижение ключевой ставки в 4к'19-1к'20, но уже к концу 4к'20 ожидаем увидеть премию до 35бп при доходности 6.10%.
Прогноз по экономике РФ в 2020 году
Источники: Минфин, Банк России, Росстат, Росбанк
* Вклад в рост ВВП
http://www.rosbank.ru/ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу