Потребление переходит на "удалёнку" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Потребление переходит на "удалёнку"

14 апреля 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Глава Русской православной церкви Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заявил на днях, что эпидемия короновируса - часть Божьего промысла, который должен разрушить идеалы потребительского общества. Его он охарактеризовал как "безудержное стремление иметь больше, потреблять больше, желать больше". Cлова главы РПЦ, найдя поддержку у одной части россиян, вызвали отрицательную реакцию у других. Однако пока верующие и атеисты спорят о правильности слов иерарха, эксперты уверены, что пандемия, хотя и не разрушит потребительское общество, сильно его изменит.

В то время, как традиционный шопинг представляет риск для здоровья в связи с проблемами с социальной дистанцией, онлайн-торговля по всему миру растет. По данным маркетингового агентства Forter Global Merchant Network в последнюю неделю марта в США рынок онлайн-продаж вырос на 14%.

В связи с необходимостью пребывать на карантине все больше людей в мире стали делать покупки онлайн, и Россия только подтверждает этот тренд: "Пандемия и связанные с ней события действительно подтолкнут значительную часть ритейла к переходу на онлайн продажи. Также дополнительный стимул к развитию получат цифровые технологии во всех аспектах продаж, а, следовательно, будут меняться и логистические цепочки, нормативы складских запасов и даже ассортиментная политика. Другое очевидное следствие – это вытеснение наличных денег из розничного оборота как потенциального переносчика инфекции и устаревшей формы расчетов", - говорит Finam.ru заведующая кафедрой маркетинга и рекламы Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова.

Посмотреть на Китай

Однако, учитывая тот факт, что по данным Всемирной торговой организации объем мировой торговли упадет на 13-32% в 2020 году вместе с доходами граждан, возможно, мы увидим эру более ответственного потребления.

Региональный директор международной аналитической группы Mintel Trends Мэфью Граббе призывает посмотреть на Китай. Страна, в которой началась эпидемия коронавируса, стремительно меняет подходы к потребительству. Средний класс КНР, который вынужден сидеть дома из-за эпидемии, видит новые возможности для бизнеса. Интерес вызывает домашняя выпечка и продукты для ухода за собой, а также различные стриминговые услуги, связанные со спортом. Стриминговые технологии становятся трендом, отмечает Граббе.

В КНР к ним прибегают шеф-повара, которые проводят для желающих научиться готовить мастер-классы, спортивные инструкторы, ведущие занятия, агенты по недвижимости, которые "ведут" клиентов по дому в режиме онлайн, фермеры, рассказывающие о своих продуктах, стоя прямо на участке.

В числе тех, кто использует новые технологии, - продавцы машин, которые ведут стриминговые репортажи из автомобильных салонов для потенциальных покупателей. В эпоху всемирного карантина стриминговые сервисы растут с увеличенной скоростью. По данным исследования американской стриминговой платформы Conviva, в США стриминг увеличился на 26%, а по миру на 20%.

В свою очередь опрос Global Web Index's демонстрирует, что 80% потребителей в США и Великобритании увеличили просмотр контента на стриминговых платформах, таких как YouTube и TikTok. Большая доля потребления в разных возрастных группах от 21% у поколения Z до 31% у поколения X приходится на чтение онлайн-прессы.

Пресса под прессом вируса

Во время пандемии и самой противоречивой информации о ней СМИ по-прежнему востребованы как источник новостей. Однако, возможно, Covid-19 вобьет последний кол в существование печатной прессы, тиражи которой по всему миру падали и до пандемии. Несмотря на современные технологии, бумажная газета по-прежнему была для многих из поколения 40+ важным предметом - пошуршать качественной газетой за кофе позволяли себе люди самого разного достатка.

Уход печатной продукции во время пандемии происходит естественным путем - закрываются газетные киоски, а любители газет, опасаясь подхватить вирус, просто перестали их брать в руки. То же самое происходит и с печатной журнальной продукцией: жертвой короновируса пал один из символов Америки - журнал Playboy. Вскоре после начала пандемии в США издатели заявили, что прекращают выпуск печатной версии.

Книгоиздатели тоже бьют тревогу, несмотря на возрастающий интерес к электронной книге, авторы и писатели боятся за будущее бумажной: "Очень просим вас поддержать ценность книги, книжных магазинов и книжной культуры, дать возможность сохранить ее для всего российского общества и будущих поколений", - говорится в письме к правительству России, которое цитирует ТАСС. В обращении, которое подписали 500 писателей, авторы предлагают включить книги в список предметов первой необходимости.

Книжный рынок ждут тяжелые времена, считает сооснователь издательской группы "Альпина" Александр Лиманский: "Мы предполагаем, что после снятия карантина и открытия традиционной розницы, от трети до половины книжных магазинов не выживут и закроются в течение года навсегда".

Для книгоиздателей увеличение онлайн-продаж бумажных книг, а также резкое увеличение доли электронных и аудиокниг станет решающим фактором в борьбе за потребителя. Лиманский рассказывает, что, раньше для компании офлайн-розница занимала 50%, 40% приходилось на онлайн-торговлю, а 10% занимали аудио- и электронные книги. В "новом мире" считает Лиманский, ситуация изменится: торговля через традиционные магазины будет занимать лишь 30%, а на онлайн-продажи книг уже будет приходиться 50% оборота. Что же касается электронных книг и аудиокниг, то их тиражи тоже вырастут и займут 20% продаж издательского дома.

Переформатирование ждет не только духовную пищу, но и ту, которую подают в ресторанах. Короновирус стал настоящим бедствием для ресторанов по всему миру: и тех, где столики заказывали за месяц вперед, и сетевых, рассчитанных на семьи со средним достатком. Пока будущее за ресторанами и кафе быстрого обслуживания, которые работают на вынос. Согласно недавнему опросу международного маркетингового агентства АМС Global, 33% респондентов заявили, что они покупают больше еды на вынос, чем делали это до кризиса, однако только 13% заявляют, что собираются действовать также после окончания пандемии.

При этом, аналитики AMC Global отмечают, что пандемия меняет поведение потребителей и этот фактор будет по-прежнему оказывать влияние на посетителей ресторанов, даже когда вирусный кризис закончится. Несмотря на доступность "быстрой еды", уже 45% опрошенных едят меньше "биг-маков", чем раньше. В свою очередь 38% говорят о том, что будут больше поддерживать местных производителей в будущем, 32% говорят о том, что собираются больше готовить еды дома.

Все это, возможно, приведет к созданию ресторанчиков нового типа, которые будут больше ориентированы на доставку "комплексных обедов" для тех, кому претит фаст-фуд, а также развитию небольших бизнесов по изготовлению "домашних" блюд на заказ. Ресторанам, вероятнее всего, придется как-то изменять количество посадочных мест, вряд ли "эпоха социального дистанцирования" пройдет бесследно.

Безработный потребитель

Потребитель выйдет из карантина и окажется в совершенно других условиях, отмечает президент брендингового агентства Mildberry Олег Бериев: "Сегодня консюмеризм как явление практически не существует, но он накапливается в виде отложенного спроса, рано или поздно потребитель вернется в нормальную жизнь, правда окажется без денег".

По данным экспертов Института исследований ВЭБ, доходы россиян в апреле-июне могут снизиться на 17,5%. Тем, чьи доходы существенно упадут, вряд ли будет до чтения книг и походов по ресторанам.

Отсутствие средств будет сопровождаться большим ростом безработицы. В США за последний месяц рост безработицы составил уже 16 миллионов человек, и это количество будет только расти. Происходящее в США уже сравнивают с безработицей времен Великой Депрессии, но тогда безработным американцам было куда ехать. Инженеров и специалистов звали в СССР, где им платили хорошие деньги за проектирование будущих гигантов советского машиностроения.

Но сегодня здесь вряд ли ждут специалистов из-за океана. Количество безработных в связи с проблемами в экономике составит 8 миллионов человек, прогнозирует глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По оценкам Международной организации труда коронакризис также приведет к уменьшению общего количества рабочих часов на 6,7% ко второй половине 2020 года, что эквивалентно труду 195 миллионов работников. Наиболее серьезно пострадает ресторанная индустрия, розница, а также различные бюрократические структуры.

В России, по данным Института прогрессивного образования, среди тех, кто находится в зоне риска из-за пандемии, представители индустрии фитнеса, туризма и стационарного общепита. В зоне риска, считают эксперты, окажутся многочисленные секретари, охранники и водители.

Не исключено, что многие, потеряв работу, будут стараться переквалифицироваться: охранники превратятся в некое подобие "офицеров-воспитателей" для детей, фитнес-тренеры переквалифицируются в диетологов или пойдут учиться на физиотерапевтов. Возможны и более радикальные варианты. И если сегодня не редкость, что встреченный за рулем таксист - в прошлом владелец небольшого бизнеса, вскоре таких может быть гораздо больше.

Однако, если в США не считается зазорным, потерпев крах в небольшом бизнесе, водить почтовый фургон, то в России пока это не слишком распространено: "В России нет привычки считать, что каждая работа хороша, у нас другой менталитет", - отмечает Бериев.

"Удаленка" как зеркало новой инфаструктуры

Пока одни пополнили рынок безработных, другие смогли перейти на удаленную работу, однако от общего числа занятых это небольшая цифра. По данным опроса на сайте "Работа.ру", полностью на удаленный режим работы перешли лишь 3% компаний, многие продолжили работать в текущем режиме. Но у удаленной работы несомненно есть свои плюсы и один из них – возможность сэкономить на поездках на работу и домой.

Пандемия заставила перейти и на дистанционное обучение многие университеты Европы и США. В России это также сделали несколько университетов, включая МГУ и Высшую школу экономики. Возможно, это положит начало изменениям во всей системе образования, считает профессор психологии ВШЭ Анатолий Хархурин: "На сегодняшний день это трудно принять, так как университет - это все-таки место живого диалога и социальных контактов, но возможно в недалёком будущем университет как физическое место перестанет существовать"

Формат "удаленки" вполне комфортен для университетских профессоров, журналистов, маркетологов или агентов по недвижимости, но многие испытывают определенный дискомфорт, практически не видя грани между работой и домом. Если "удаленка" - это дело будущего, то пока еще далекого. Как отметил в интервью РИА "Новости" ведущий экономист Всемирного экономического форума Роберто Кротти, пока к переходу на удаленную работу готовы только 50% мировых компаний.

Бериев тоже считает, что "удаленка" не может быть выходом для всех, так как на ней нельзя "строить и производить". К тому же, отмечает эксперт, "нахождение в замкнутом пространстве создает конфликты".

Хархурин, в свою очередь, отмечает, что ситуация может быть еще хуже, если человек во время вынужденного карантина находится один. "Оказавшись в неестественной среде (а сидение дома - это неестественно для современного человека), в нем начинают проявляться скрытые неврозы, у него развивается депрессия". Как отмечает эксперт, "сейчас депрессию испытывают многие: и те, кто сидит дома, и те, кто вынужден ходить на работу, - первые из-за ограничения в передвижении, а последние из-за страха заболеть. И тех, и других угнетает состояние неизвестности".

При этом Хархурин полагает, что в ситуации с пандемией есть и положительное начало: "Это такая лайт-версия Всемирного потопа, которая должна показать нам, что современное общество идет куда-то не туда. Нам дали шанс оглянуться, взглянуть внутрь себя. Возможно, после этого человечество пойдет в новом направлении, к улучшению".

Бериев также считает, что в изменившейся ситуации можно будет найти положительное начало. Кризис поможет оптимизировать бизнес, по-другому взглянуть на организационную структуру и инфраструктуру, которая во многом является "инфраструктурой прошлого".

Но несмотря на подешевевшую инфраструктуру и рабочую силу, пока не ясно, будут ли российские компании иметь доступ к дешевым кредитам, ведь своих накоплений у бизнеса не останется: "Мы будем возвращаться очень долго", -уверен Бериев.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter