Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Самые провальные стартапы эпохи доткомов И где они сейчас » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Самые провальные стартапы эпохи доткомов И где они сейчас

7 мая 2020 Открытие | Открытый журнал
Период с 1995 по 2000 г. запомнился небывалым ростом акций IT-компаний. Индекс NASDAQ Composite постепенно вырос на 400%, чтобы затем резко обвалиться. Инвесторы потеряли вложения, а предприниматели — бизнес. Так лопнул пузырь доткомов (название происходит от домена. com).

Пузырь доткомов подарил миру Adobe, Amazon и eBay, но обрёк на смерть сотни ярких стартапов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

7. Flooz

Самые провальные стартапы эпохи доткомов И где они сейчас

Новую валюту рекламировала сама Вупи Голдберг

Flooz была одной из первых попыток создать виртуальную валюту, увы, обернувшаяся крахом. Компания потратила 35 млн долл. венчурного капитала и была вынуждена выплатить почти 14 млн долл. пострадавшим клиентам. 8 млн долл. из бюджета было потрачено на рекламную кампанию.

Схема работы Flooz с самого начала была странной. Пользователи покупали на сайте сертификаты на определённую сумму по курсу 1 доллар = 1 flooz. Сертификат можно было потратить в одном из магазинов-партнёров или отправить другу по е-mail. Предполагалось, что такая система даёт покупателю чувство безопасности, поскольку избавляет от необходимости вводить номер кредитки на сторонних ресурсах. В то же время покупать «флузы» нужно было именно по кредитке, и этот процесс плохо контролировался. В результате российские хакеры взломали сайт и начали красть деньги прямо со счетов клиентов.

Flooz существовал с 1999 по 2001 г. Если бы не проблемы с безопасностью, он вполне мог бы прожить дольше: сертификаты активно покупали, особенно для корпоративных подарков. Сейчас о Flooz.com вспоминают только в контексте истории цифровой валюты.

6. GovWorks


Кадр из документального фильма о GovWorks

За три года существования GovWorks потратила около 60 млн долл. венчурного капитала. В конце руководители уволили больше половины сотрудников, но это не помогло предотвратить банкротство.

GovWorks начали в 1998 г. как сервис для отслеживания госзакупок, но довольно быстро превратились в портал по типу «Госуслуг». Идея платить штрафы за парковку через интернет была свежей и многообещающей. Однако компания росла слишком быстро, а споры между руководителями порождали организационные проблемы. Важную роль сыграла и самоуверенность основателя Калейла Тазмана — с его подачи была запущена агрессивная рекламная кампания, которая раздражала муниципальных политиков.

В 2001 г. деньги закончились, и GovWorks пришлось продать. В том же году Тазман выпустил документальный фильм под названием Startups.com об утерянной компании. Лента получила гран-при на фестивале Sundance и принесла 765 тыс. долл. кассовых сборов.

5. Boo.com


Сайт Boo.com намного опередил своё время

Онлайн-ритейлер спортивной одежды Boo.com обанкротился за рекордные 18 месяцев, при этом основная часть капитала была потеряна всего за полгода. На момент закрытия у компании было восемь офисов в пяти странах мира и статья в журнале Fortune, которая именовала Boo.com самым перспективным стартапом.

Создатели магазина приложили немало сил, чтобы сделать его уникальным. На главной странице посетителей встречала виртуальная помощница мисс Бу. Любую вещь можно было разместить на 3D-модели и осмотреть со всех сторон. Правда, для этого требовался быстрый интернет, в 1999 г. недоступный для большинства покупателей. Те, кому всё-таки удавалось зайти на сайт, с трудом могли им пользоваться из-за громоздкого интерфейса.

В 2000 г. деньги инвесторов закончились, и Boo.com был закрыт. Программное обеспечение и технологии, включая мисс Бу, распродали по частям. Из 135 млн фунтов, потраченных на развитие проекта, при продаже удалось вернуть только 2 млн фунтов.

4. Pets.com


Игрушечная собачка из рекламы Pets.com стала символом пузыря доткомов

Интернет-магазин товаров для животных Pets.com стартовал в ноябре 1998 г. и закрылся в ноябре 2000 г. За второй и последний год существования он потерял 147 млн долл., его акции упали в цене с 14 до 1 долл. за штуку.

Недолгая жизнь Pets.com была яркой. В первом раунде финансирования основным инвестором стартапа выступил глава Amazon Джефф Безос. Совместно с венчурной компанией Hummer Winblad он вложил в проект 10,5 млн долл. Большая часть этих средств ушла на мощную пиар-кампанию — телевидение, радио, билборды, собственная газета. Огромная надувная кукла в виде маскота Pets. com проехалась по Нью-Йорку на Параде Благодарения. Рекламу Pets.com показали на всю страну во время трансляции Супербоула. В феврале 2000 г. компания вышла на биржу NASDAQ и привлекла 82,5 млн долл.

Несмотря на высокую узнаваемость бренда, Pets.com терял деньги почти на каждой продаже. Чёткого бизнес-плана не было, как и отлаженной IT-базы. Разработчикам приходилось на ходу изобретать решения для управления складом. Маркетологи набрали клиентов за счёт скидок и бесплатной доставки, однако размер среднего чека оставлял желать лучшего. Рост числа заказов только приблизил крах компании. Пузырь лопнул, руководители вернули деньги инвесторам и продали домен зоомагазинам PetSmart.

3. Cyberian Outpost


Cyberian Outpost запомнился яркими рекламными роликами. На фото — оператор Кристоф Ланценберг

Cyberian Outpost был одним из первых успешных интернет-магазинов компьютерной техники. На IPO он достиг рыночной капитализации в 1 млрд долл., но после взрыва пузыря его продали всего за 21 млн долл., из которых 13 млн долл. ушло на уплату долгов.

В отличие от многих крупных ритейлеров того времени, Cyberian Outpost продавал напрямую пользователям, а не предприятиям. Причём не популярные продукты Microsoft, а редкие продукты Macintosh. Сайт магазина работал в 140 странах на одиннадцати языках. В 1997 г. журнал Money Magazine оценил его как «Лучший сайт для компьютерной техники». За два года выручка компании увеличилась почти в 20 раз.

Несмотря на хорошие темпы роста, магазин оставался убыточным на протяжении почти шести лет. Когда надежды на будущую сверхприбыль рассеялись, руководству оставалось только его продать. На тот момент у Cyberian Outpost было 1,4 миллиона клиентов и 4 миллиона посетителей сайта в месяц.

2. TheGlobe


На момент старта TheGlobe Стефан Патернот и Тодд Крицельман были чуть старше 20 лет

TheGlobe вошла в историю как одна из первых соцсетей и как рекордсмен IPO. В первый день торгов акции компании выросли на 600%. В течение дня цена за одну акцию подскочила с установленных руководством 9 до 97 долл., но закрылись торги на 63,50 долл. Всего в ходе IPO TheGlobe. com привлекла 27,9 млн долл., а её рыночная капитализация была оценена в 842 млн долл. Однако менее чем через два года акции компании были исключены из списка NASDAQ за неспособность удержать цену выше 1 долл. за штуку.

TheGlobe.com придумали студенты Корнелльского университета, Стефан Патернот и Тодд Крицельман. Идея сайта была революционной — персональные страницы для всех пользователей плюс чат и группы по интересам. Всего за три года юные гении наняли штат сотрудников и привлекли 20 млн долл. венчурного инвестирования. К сожалению, когда пузырь лопнул, их мгновенно уволили, а совет директоров не смог удержать компанию на плаву.

Пару лет на домене TheGlobe продавались компьютерные игры, потом была попытка запустить аналог Skype, и наконец, в 2007 г. сайт просто исчез. Судьба основателей сложилась более удачно: Стефан Патернот занимается продюсированием, а Тодд Крицельман управляет маркетинговым агентством.

1. Webvan


Только на закупку грузовиков Webvan потратила около миллиарда долларов

Служба доставки Webvan понесла в период кризиса самые впечатляющие потери — 800 млн долл. На пике роста пузыря компанию оценили в 4 млрд долл., в то время как она сообщала о совокупной выручке в размере 395 тыс. долл. и совокупных чистых убытках более 50 млн долл. После кризиса цена одной акции Webvan упала с 30 до 0,6 долл.

История краха Webvan включает типичные ошибки и других доткомов: недоисследование рынка, создание собственной инфраструктуры с нуля, поспешное и слишком агрессивное масштабирование. Главное преимущество сервиса — доставка до двери за 30 минут — требовало огромного автопарка и огромного же количества складов. Несмотря на мощные венчурные инвестиции от Softbank, Goldman Sachs, Yahoo! и Sequoia Capital, выйти на прибыль за четыре года работы так и не получилось. В 2001 г. Webvan объявила о банкротстве.

Некоторые аналитики считают, что сейчас растёт новый пузырь переоценённых стартапов. Чтобы не повторить ошибок, которые допустили инвесторы в начале нулевых, нужно диверсифицировать портфель.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу