Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Быки вернулись, но экономика по-прежнему отстает от рынков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Быки вернулись, но экономика по-прежнему отстает от рынков

9 июня 2020 investing.com Робертс Лэнс
Немного о данных по занятости
В минувшую пятницу Федеральное бюро статистики труда (BLS) опубликовало долгожданный отчет по занятости за май. И хотя за последний месяц было подано более 8 миллионов первичных заявок на пособия по безработице, Бюро статистики сообщило о росте числа рабочих мест более чем на 2,5 миллиона. Уровень безработицы составил всего 13,3%, что оказалось намного ниже согласованного прогноза в 17-19%.

Обе метрики достигли рекордных уровней, не наблюдавшихся ранее. Но давайте подробнее рассмотрим абсолютные величины показателей BLS.

Быки вернулись, но экономика по-прежнему отстает от рынков


С мая 2019 по май 2020 года:

Гражданское население выросло всего на 1,186 млн. (Рекордно медленный рост населения, демонстрирующий демографические проблемы.)

Трудовые ресурсы сократились на 4,555 млн. (Мы полагаем, что эти люди больше не хотят работать.)

Число занятых упало на 19,602 млн.

Число безработных возросло на 15,047 млн.

Повторюсь, столь слабых показателей мы еще не наблюдали.

Важно отметить, что снижение уровня безработицы было вызвано существенным сокращением трудовых ресурсов. По данным BLS, с февраля 6,3 миллиона человек решили, что больше не хотят работать. Это значительно больше, чем можно было бы ожидать даже в условиях существенного роста безработицы.

Поэтому, если мы адаптируем показатель трудовых ресурсов и учтем 4,9 миллиона человек, которые «не работали по иным причинам», то реалистичный уровень безработицы в мае окажется равен 17,1%.

Хотя это значение ниже апрельского, оно все еще выше, чем показатель за любой аналогичный период последних 70 лет (как и 13,3%, по правде говоря).

BLS признает ошибку
Как отмечает Бюро:

«Многие лица были классифицированы как занятые, но неработающие. Как и в марте и апреле, при опросе домохозяйств было решено классифицировать занятых, но временно не работающих из-за закрытия предприятий на фоне эпидемии, как временно уволенных безработных.

Однако не все интервьюеры придерживались этого подхода.

Если бы работники, которые были классифицированы как занятые, но временно неработающие, были учтены как безработные, общий уровень безработицы (без поправки на сезонные колебания) оказался бы примерно на 3 процентных пункта выше».

Другими словами, уровень безработицы составил 16,3%, а число безработных приближается к 26 миллионам.

Но это не разовая проблема, и статистика по безработице имела погрешность на протяжении достаточно долгого периода времени. По заявлению BLS:

«BLS и Бюро переписи населения выясняют, почему эта ошибка в классификации продолжает возникать, и предпринимают дополнительные шаги для решения этой проблемы. Тем не менее, в соответствии с обычной практикой данные опросов домохозяйств принимаются в том виде, в каком они были зарегистрированы. В целях обеспечения целостности структуры данных результаты опросов не пересматриваются».

Недостающие миллионы
Как только мы начинаем делать поправку на данную погрешность, начинаем понимать, насколько данные BLS оторваны от реальности.

С начала последнего витка экономического роста население трудоспособного возраста выросло на 25,3 млн человек, а число занятых в мае сократилось на 1,14 млн. Как подтверждает BLS, более 26 миллионов человек «выпали» из статистики из-за ошибки в методологии расчета.



Концепция полной занятости чрезвычайно важна для экономики, поскольку позволяет обеспечивать достаточный доход населения для поддержания экономического роста. Доля полностью занятых лиц трудоспособного возраста составляет всего 44,81%, чего явно недостаточно для достижения озвученной выше цели.



И, конечно, также трудно согласиться с утверждением BLS о том, что за май (когда экономическая активность оставалась по большей части подавленной) было открыто рекордное количество (345 000) малых предприятий. Коэффициент «рождаемости и смертности фирм» (число создаваемых и ликвидируемых фирм в расчёте на 1000 действующих фирм) от BLS является приблизительным и несовершенным. Последнее десятилетие Бюро фиксировало создание миллионов рабочих мест, хотя вышеупомянутый коэффициент падал.



Хотя в пятницу рынок резко укрепился на фоне публикации позитивной статистики по рынку труда, инвесторы могли поторопиться с решением поддержать ралли.

В ближайшие месяцы данные будут подвергнуты существенному пересмотру, но рынки, как правило, игнорируют подобные корректировки.

А вот на изменение прибыли корпоративного сектора закрыть глаза они не смогут.

Инвесторы излишне оптимистичны
Можно выделить ряд индикаторов оптимизма, которые исторически соответствовали краткосрочным рыночным пикам и коррекциям.

Число чистых коротких позиций некоммерческих спекулянтов достигло одного из самых высоких значений последнего времени. Хотя такое позиционирование не обязательно предвещает обвал, подобное поведение инвесторов обычно отмечает прохождение краткосрочных пиков и может заканчиваться формированием медвежьих рынков.



Общее соотношение опционов «пут» и «колл» предполагает аналогичное позиционирование. Инвесторы становятся чрезвычайно агрессивными и покупают колл-опционы, поэтому соотношение возвращается к экстремальным уровням (которые в последний раз наблюдались в январе).



Проблема заключается в том, что рынки уже учли в котировках перспективы «V-образного» восстановления, которые пока не находят отражения в экономических данных. Достаточно вспомнить о фиаско BLS в контексте пятничного отчета.

Технический анализ рынка
Несмотря на это, рынки оказались во власти быков, и мы не можем это отрицать. Как я отметил неделей ранее:

«Независимо от того, с какой стороны вы подходите к анализу макростатистики, в краткосрочной перспективе рынки возвращаются к запредельным уровням перекупленности».

Пробой 200-дневной скользящей средней привел быков в движение и вызвал параболическое ралли последней недели. Учитывая, что рынок сейчас отошел от пробитой отметки на 3 стандартных отклонения, а индикаторы отражают явную перекупленность, мы вправе ожидать коррекции в краткосрочной перспективе. Обратите внимание, что в марте рынок был всего на 3 стандартных отклонения НИЖЕ 50-дневной скользящей средней.



Кроме того, 95% акций в настоящее время торгуются выше своих 50-дневных скользящих, что обычно предвещает рыночную коррекцию. В то время как рынок растет, количество акций, торгующихся над 50-периодными DMA, застыло на одном из самых высоких уровней последнего десятилетия. Снижение показателя может стать сигналом предстоящей коррекции.



Наконец, уровни перекупленности/перепроданности всех индикаторов оказались согласованы. Как можно заметить на представленном ниже графике, каждый индикатор достиг или превысил рекордные уровни перекупленности. Это также говорит о возможности коррекции в краткосрочной перспективе, которая предоставит возможность для наращивания портфеля по более низким ценам.



Перспективы коррекции
Всю минувшую неделю рынок укреплялся на фоне макростатистики, которая оказалась лучше прогнозов экономистов, что подтверждает веру инвесторов в «V-образное» восстановление экономики. Однако, согласно Citi Economic Surprise Index, в ближайший месяц ситуация может измениться по мере ухудшения данных. Пики индекса обычно совпадают с началом краткосрочных (и не только) коррекций.



А учитывая тот факт, что после празднования Дня поминовения и недавних акций протеста число зараженных коронавирусом может резко возрасти, макростатистика оказалась под угрозой.

Ралли было невероятным. Все позиции по акциям сейчас чрезвычайно перекуплены, а хеджи, наоборот, ОЧЕНЬ перепроданы.

Рекомендуем проявить осторожность.

Новые оценки рисков
Как я писал ранее, восходящий пробой 200-дневной скользящей средней изменил характер рынка.

«Если рынки смогут преодолеть 200-дневную скользящую среднюю и закрепиться над ней, это станет сигналом того, что быки вернули контроль. В результате сценарий тестирования рекордных максимумов станет более вероятным, чем перспективы отката к уровню поддержки.

Хотя в это трудно поверить, учитывая масштабы экономического кризиса, с технической точки зрения мартовское снижение было лишь коррекцией, а не началом медвежьего рынка».

Ралли прошлой недели подтверждает, что распродажа в марте была коррекцией. Это важно понимать при распределении капитала и позиционировании.

В случае коррекции рынок склонен возвращаться к предыдущим максимумам, поскольку бычий тренд сохраняется, тогда как на медвежьих рынках ралли «захлебывается», а тренд разворачивается. Хотя в марте все выглядело так, будто медведи пришли всерьез и надолго (учитывая масштабы обвала), быстрое восстановление изменило общую картину.

Тем не менее, даже в пересмотренных диапазонах риска/прибыли вероятность снижения преобладает. В условиях краткосрочной перекупленности рынка (оранжевый индикатор на заднем плане графика) риски падения перевешивают перспективы роста в краткосрочной перспективе.



S&P 500 торгуется всего на 5% ниже своего рекордного максимума, и все индикаторы выступают против возможности подобного роста. Тем не менее, пробой этой отметки «обнулит» показатели. Мы оценили вероятность краткосрочного отката.

Рынок на 6,6% выше 200-периодной DMA и 5% не дотягивает до рекордного максимума. Вероятность реализации негативного сценария — 70%;

11,2% до 50-периодной DMA и 5% до рекордного максимума. Вероятность реализации негативного сценария — 20%;

14,4% до минимумов предыдущей консолидации против 5% до рекордного максимума. Вероятность реализации негативного сценария — 5%;

18,3% до пика мартовского отскока против 5% до рекордного максимума. Вероятность реализации негативного сценария — 5%;

Позиционирование на перекупленном рынке
Хотя отрицательная динамика риска/прибыли очевидна, самые негативные сценарии становятся все менее вероятными. Однако более глубокая коррекция в долгосрочной перспективе весьма возможна, учитывая отклонение рынка и индикаторов от средних уровней.

Это может казаться странным, но это разница между погоней за рынком в краткосрочной перспективе и наращиванием капитала в долгосрочной перспективе. Мы всегда помним об этом, когда наращиваем рисковую долю портфелей.

Как я отметил на прошлой неделе, наше позиционирование основывается на анализе общего риска, который мы готовы принять. Мы продолжаем вносить корректировки в портфели, наращивая вложения в сектора, которым пойдет на пользу восстановление экономики.

Как отмечалось в заметке для подписчиков RIAPRO, мы продолжаем наращивать долю акций в секторах, которые нам нравятся, делая акцент на дивидендной доходности, а также продолжаем хеджировать риски позициями по облигациям и доллару (им мы уделяем особое внимание, поэтому коррекция или консолидация рынка в краткосрочной перспективе приведет к ротации портфеля).

«По акциям мы нарастили следующие позиции:

CVS – 1,5% – активность населения растет, что позитивно скажется на розничных продажах.

UPS – 1,5% – перезапуск экономики приведет к росту грузоперевозок.

NSC – 1,5% – аналогичная ситуация.

В портфеле ETF мы добавили:

XLU – 1%.

IYT – 3%.

Риски обоих портфелей мы хеджировали наращиванием позиции по TLT на 2,5%, который в настоящее время сильно перепродан по отношению к акциям».

Нам нравятся облигации
Важный момент: мы уравновешиваем растущую долю рисковых активов «оборонительными» позициями. В случае падения спроса на риск деньги будут перетекать из акций в облигации. Учитывая, что облигации сильно перепроданы, подобная ротация выглядит неизбежной и может начаться весьма скоро.

(В отличие от S&P 500, облигации перепроданы более чем на 3 стандартных отклонения, и в пятницу началось обратное ралли. Недавно мы нарастили позиции на рынке, чтобы воспользоваться возможностью компенсировать риски.)



Очевидно, что в настоящее время нас не сильно заботит отношение риска к прибыли. Мы подозреваем, что в летние месяцы у нас появится более выгодная возможность нарастить долю рисковых активов.

Победа в войне
В заключение, хочу привести цитату из нашего макроэкономического обзора этой недели:

«Наша цель — выиграть войну, и для этого некоторые сражения придется проиграть.

Да, мы хотим зарабатывать деньги, но еще важнее — их не потерять. Если рынок продолжит расти, мы, скорее всего, будем от него отставать. Наши акции достигнут «справедливых» уровней, и мы их продадим. Если наши запасы наличности продолжат расти, то так тому и быть. Мы не собираемся жертвовать стандартами и тем самым позволять портфелю стать побочным продуктом вынужденных или иррациональных решений.

Мы готовы проиграть несколько сражений, но эти потери будут необходимы для победы в войне. Нельзя подгадать идеальный момент для какого-либо действия. Мы не знаем никого, кто бы делал это успешно и постоянно. В краткосрочной перспективе динамика фондового рынка совершенно случайна — настолько же случайна, как и попытки угадать следующую карту при игре в блэкджек», — Виталий Каценельсон.

Я согласен с ним. Но, хотя сейчас все может складываться именно так, рынки, подобные текущему, имеют неприятную привычку преподносить сюрпризы. Мы хотим выиграть «войну».

Но буду честен — я не люблю проигрывать сражения, даже если так будет лучше в долгосрочной перспективе.

http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу