Новый взгляд на ритейл в кризис » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Новый взгляд на ритейл в кризис

23 июня 2020 АТОН

Нынешний кризис станет проверкой для ритейлеров, в частности, продемонстрирует, насколько их успехи в совершенствовании внутренней эффективности, повышении предлагаемой потребителю ценности (CVP) и развитии онлайн-торговли помогут смягчить влияние спровоцированного коронавирусом кризиса и минимизировать возможные негативные проявления, аналогичные тем, что наблюдались в отрасли в 2008-09 и 2014-15.

Высокие результаты 1К20 и признаки успешного 2К20. В 1К20 сектор значительно улучшил выручку и LfL продажи (12.2% и 5.3% г/г), при этом "Магнит" опередил динамику сектора по выручке на 6.3п.п. Хотя сектор по-прежнему в состоянии неопределенности, положительный операционный импульс может сохраниться в нем до конца года, потенциально способствуя росту рентабельности в отрасли после ослабления негативных последствий COVID-19.

Сектор сохраняет потенциал дальнейшей консолидации с учетом новых возможностей, сложившихся в кризис. Как показывает опыт предыдущих кризисов, лидеры рынка находят хорошие возможности для приобретений, пользуясь неустойчивым положением менее крупных игроков. На рынке сохраняются возможности для роста ввиду относительно низкой доли ключевых игроков (29% в 2019).

Пандемия ускорила переход к онлайн-торговле. Реагируя на текущий спрос на онлайн-покупки, ритейлеры активизировали усилия в реализации стратегий цифровизации торговли. Представители отрасли подтверждают, что онлайн-продажи становятся все более значимым каналом дистрибуции (прогноз Infoline совокупного среднегодового темпа роста онлайн-рынка продуктов питания в 2019-24П: +71.9%). Имея готовую инфраструктуру, ритейлеры потенциально могут достойно конкурировать в сегменте онлайн-покупок продуктов питания с чисто виртуальными игроками.

Формат "магазинов у дома" в условиях изоляции доминирует в рознице все сильнее. В условиях эпидемии COVID-19, из-за которой в России с конца марта действует режим самоизоляции, потребители предпочитают закупаться ближе к дому. В магазинах малых форматов спрос оказался выше, чем в крупных торговых объектах за счет их удобного расположения относительно клиентов (в 1К20 лидеры рынка увеличили LFL-продажи в магазинах шаговой доступности на 7.5%, а в магазинах крупных форматов – в среднем на 4.45%). Отсутствие альтернатив в период самоизоляции (ресторанов, кафе и т.д.) обеспечило магазинам формата "у дома" потенциал для получения доли рынка. В краткосрочной перспективе этот формат должен продемонстрировать способность полностью удовлетворять потребности клиентов в товарах повседневного спроса.

Прогнозы на пост-ковидный период осторожны, несмотря на отсутствие негативных сигналов. Хотя ритейлеры пока не отмечают смещения предпочтений в сторону более дешевых товаров, перспективы 2П20 остаются неопределенными на фоне падения продаж продуктов питания до рекордно низкого уровня (-9.3% в апреле) и роста безработицы в России (до 6.1% в мае). В отличие от предыдущих кризисов, продуктовые ритейлеры могут избежать давления на рентабельность за счет неуклонного роста доли расходов на продукты питания в общих потребительских расходах домохозяйств, частично из-за отмены летних отпусков и сохраняющихся опасений по поводу пандемии в 3К20.

Макроэкономическая обстановка. Макроэкономическая конъюнктура остается непростой ввиду невозможности достоверной оценки последствий, возникающих в результате пандемии. Ускорение инфляции в продовольственном сегменте в России до +3.5% г/г в апреле в основном было обусловлено сезонным фактором, с которым совпали эпидемия COVID-19 и девальвация рубля. В дальнейшем, с учетом снижения влияния курсовых разниц на российский ИПЦ (за счет действия бюджетного правила и сильной экономики) будут преобладать дезинфляционные факторы, и темпы роста цен на продукты питания начнут постепенно замедляться.

Рис. 1: ИПЦ в российской продовольственной рознице ускорился в апреле до 3.5%

Новый взгляд на ритейл в кризис

Источник: Bloomberg, оценки АТОНа

Рис. 2: Объем розничной торговли упал на 23.4%, продажи продуктов питания снизились на 9.3%



Рост безработицы и сокращение заработной платы могут дать начало тенденциям к выбору более дешевых товаров. Эти тенденции могут в конечном итоге привести к возврату ритейлеров в инвестиции в цены и, как следствие, оказать давление на их маржу.

Рис. 3: Реальная ежемесячная заработная плата в 2020 начала падать


Источник: Bloomberg, оценки АТОНа

Рис. 4: Уровень безработицы в России значительно вырос в апреле и мае 2020


Источник: Росстат, оценки АТОНа

Продуктовые ритейлеры могут избежать давления на рентабельность на фоне неуклонного роста доли расходов на продукты питания в общих потребительских расходах домохозяйств. Только за апрель доля продовольственных товаров в общих расходах увеличилась до 57.7% (против 48.4% в марте).

Рис. 5: Рост доли продаж продуктов питания в общих расходах домохозяйств в период режима изоляции


Источник: Росстат, оценки АТОНа

Рис. 6: Индекс потребительской уверенности продолжил медленный подъем


Источник: Bloomberg, оценки АТОНа

COVID-19 побудил компании заняться цифровой трансформацией бизнеса и развитием онлайн-торговли. Ограничения и опасения, связанные с пандемией коронавируса, спровоцировали ускоренный рост объемов услуг доставки онлайнзаказов. В ответ на сложившуюся ситуацию ритейлеры активизировали усилия по осуществлению стратегий цифровизации. Этот кризис уникален для ритейл-индустрии, поскольку он потенциально может привести к структурным сдвигам в потребительском поведении. С учетом этого, ритейлеры должны создать покупателям возможности для безопасных и полноценных онлайн-покупок. Мы полагаем, что переход потребителей в онлайн продолжится и после пандемии. Те из них, кто ранее лишь изредка совершал покупки через интернет, могут начать использовать онлайн-каналы на регулярной основе – и будут отдавать предпочтение брендам, которые смогли удовлетворить их потребности во время кризиса.

Рис. 7: Ожидается, что в 2024 объем рос. рынка розничной онлайн-торговли продуктами питания достигнет 0.72 трлн руб


Источник: Infoline, оценки АТОНа

Рис. 8: Роль онлайн-гипермаркетов снизится, на услуги по экспресс-доставке придется 27% рынка онлайн-торговли


Источник: Infoline, оценки АТОНа

Несмотря на то, что в российской рознице сохраняются хорошие возможности для роста ввиду относительно низкой доли его ключевых игроков, крупные компании более взвешенно подходят к открытию новых магазинов, сократив целевые показатели новых открытий в 2020 и экономя тем самым на капзатратах. На смену курсу на расширение торговых площадей приходит стремление к их оптимизации, бизнес нацелен на улучшение качественных и финансовых показателей магазинов. Вместе с тем мы отмечаем тенденцию к дальнейшей консолидации отрасли с учетом новых возможностей, которые откроет кризис.

Рис. 9: Рост совокупных торговых площадей крупных ритейлеров замедляется


Источник: данные компании, оценки АТОНа

Рис. 10: В 2019 российская розница оставалась фрагментированной


Источник: данные компании, оценки АТОНа

В результате предыдущих кризисов произошло замедление роста LFL-продаж (рост LFL-чека снизился с 17% в 2008 до 4% в среднем по рынку). Ответом со стороны ритейлеров стало инвестирование в цены на фоне снижения потребительского спроса. Такой шаг в значительной степени обусловил снижение рентабельности EBITDA. В нынешней ситуации потребители пока не переходят на более дешевые альтернативные варианты, вопреки опасениям рынка на этот счет. В период самоизоляции рестораны оставались закрытыми, а потребители делали выбор в пользу покупки продуктов с доставкой, что также поддержало спрос. Еще одним потенциальным фактором поддержки продовольственной розницы выступает снижение объемов туризма из-за пандемии коронавируса, поскольку российские граждане, вынужденные отказаться от планов на отпуск, потратят этим летом больше денег внутри страны.

http://www.aton-line.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter