Николай Кащеев, The harder we play, the faster we fall… » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Николай Кащеев, The harder we play, the faster we fall…

В РФ – три события: два более-менее хороших и одно довольно-таки плохое. Было бы несколько удивительно наблюдать гармоничную комбинацию из всех трех, если бы что-то подобное не происходило по всему миру. Причем уже с марта, так что мы привыкли
19 мая 2009 МДМ-Банк
В РФ – три события: два более-менее хороших и одно довольно-таки плохое. Было бы несколько удивительно наблюдать гармоничную комбинацию из всех трех, если бы что-то подобное не происходило по всему миру. Причем уже с марта, так что мы привыкли. Начнем с плохого:

Промышленное производство в РФ в апреле упало год к году почти на 17%, не поддержав, таким образом, глобальной тенденции к улучшению "второй производной", несмотря на цену нефти, которая остается стабильной в течение уже 4-го месяца на уровне на 54% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Последнее дало повод игрокам в акции заняться их излюбленным, почти мистическим действом: вычислять, какой именно уровень фондовых индексов соответствует текущей цене нефти. Неизбывный оптимизм означенных товарищей, а также их всепобеждающая страсть к поиску универсальных и всем до предела понятных решений отражают довольно любопытный психологический феномен. С одной стороны, им хочется выигрывать просто, с другой – хочется все же игры, что подразумевает наличие побежденных и входит в противоречие с первым посылом: если все так просто, то откуда возьмутся проигравшие? Впрочем, выигрывают /или проигрывают/ на этом рынке массово: по мере того, как приходят и уходят деньги иностранных фондов и прочих "нерезидентов". Таким образом, надо признать, что в алхимии игроков в акции есть определенный смысл: такова уж наша экономическая реальность.

Николай Кащеев, The harder we play, the faster we fall…


The harder we play... Весьма пестрая картинка по отдельным видам продукции не затушевывает, однако, того простого факта, что падение в обрабатывающих отраслях, еще недавно бурно расцветавших на дешевом /с источником на Западе/ кредите и потребительском буме, оказалось наиболее жестким: в апреле на 25% год к году /!/, против минус 1,8% в сырьевых отраслях. Увы, сокрытие ФСГС календарного фактора лишает нас возможности сравнивать показатели более объективно. Это действительно печально, если учесть отдельные свидетельства того, что некоторые предприятия возобновляют производство /в машиностроении, металлургии/. При этом возможность повышения предложения при недостатке спроса как раз и вызывает известную тревогу наблюдателей.

Даже если предположить, что неизвестный календарный фактор искажает картину, надо признать, что продолжающееся падение промышленности в пропасть на фоне стабилизации цен на нефть наводит на неприятные мысли: цены нефти на уровне приличных 55-60 долл. за барр. для сегодняшней российской экономики недостаточно. Ей требуется еще такая вещь, как доступ к глубоким, дешевым, ликвидным рынкам капитала с долгосрочными ресурсами. То бишь, доступ к глобальным рынкам капитала, так как слишком узкий счет текущих операций и даже почти нулевой отток капитала мало что решают. Как и ликвидность, поступающая от государства в банковскую систему. Ставки на денежном рынке снизились и стабилизировались, остатки средств на депозитах в ЦБ, отражающие, по сути, избыточную ликвидность, довольно высоки: их вдвое больше, чем в среднем за 90 дней, и больше, чем средств на корсчетах /430 млрд.руб. против 350 млрд./. Однако разрыв между реальным и финансовым сектором явно сохраняется и дает о себе знать. Да и ликвидируй его каким-то образом монетарные власти, все это будет лишь бледной тенью 2007 года, когда финансирование из-за рубежа позволяло держать на низком уровне и длинные ставки тоже.

Впрочем, теперь хорошие новости. Их две: торможение инфляции – конечно, опять же из-за жестокого падения конечного спроса и, между прочим, не самой мягкой, несмотря на последние "робкие" снижения ставок, политики ЦБ, а также упорно продолжающееся всемирное ралли в рискованных активах, включая акции и пресловутую цену нефти.

Тут сделаем еще одно лирическое отступление. Цитата в СМИ: "Структуры принадлежащей Олегу Дерипаске компании "Базовый элемент" судятся с Альфа-банком в связи с тем, что аналитики банка не смогли предсказать глубину экономического кризиса. Как пишут во вторник СМИ, в иске "Автодизеля" указано, что в апреле 2008 года аналитики банка считали, что финансовый кризис в США не повлияет на российскую экономику, а в одном из сентябрьских отчетов назвали дном цену нефти в 91 доллар за баррель. Такого спада экономики не прогнозировало и Минэкономразвития." Воистину, пора, видимо, аналитикам выходить из невинного возраста и отвечать за все вместе со "взрослыми дядями"! Но, как известно, на нет – и суда нет, поэтому /так, на всякий случай/ будем и далее придерживаться в текущей непростой обстановке критической и скептической позиции: если что, то уж лучше проявить избыточную бдительность!

Итак, ложка дегтя в первую из хороших новостей. Инфляция с начала мая /по 12-е число/ составила 0,3%, против 0,5% год назад. Удивительна та скорость, с которой инфляционный эффект девальвации рубля растворился на рынках. Вероятно, плавный характер девальвации, довольно жесткая денежная политика ЦБ, серьезные ограничения на рынке потребительского кредита и, конечно, рост безработицы направили российскую инфляцию по второму из двух рассматривавшихся нами некогда путей: не обменный курс, а сжатие денежного предложения /выражающееся, в том числе, в сокращении реальных доходов населения/ играет теперь ведущую роль. Но все не так просто. Уже официальные лица Минэкономики говорят о том, что производители продуктов питания начинают поднимать цены, якобы из-за падения конкуренции, что может в дальнейшем спровоцировать новый виток роста цен. А ЦБ не слишком активно снижает свои ставки, видимо, все еще опасаясь инфляции, т.е. не снимая инфляционную опасность с повестки дня – несмотря на то, что деньги все еще в массе своей паркуются банками на его же депозитах. /Вторая версия: чтобы не отпугивать carry-трейдеров/.

Николай Кащеев, The harder we play, the faster we fall…


Вторая хорошая новость: "ралли". О нем сказано уже столько... скептического, что остается лишь брюзгливо добавлять отдельные новые детали. Чуть позже. Особенность этого довольно длинного "ралли", основанного на идее о том, что все рецессии когда-то заканчиваются и акции узнают об этом первыми, заключается в следующем: данное "ралли" является самоподдерживающимся, т.к. оно показало свою способность вовлекать новых игроков, у которых есть cash, ранее ожидавших "на обочине". А поскольку в "ралли" вовлекаются разные активы, то они сами вытягивают друг друга на новые позиции: так, рост глобальных акций /и только он!/ вызывает рост цены нефти, которая, в свою очередь, вытягивает рубль и российские акции /практически одновременно/. Уверовавшие в светлый путь "черного золота" carry-трейдеры, только что обещавшие рублю новые девальвации, становятся по нему в "длинную" позицию.

При этом фундаментальная аргументация этого самодвижущегося "ралли" остается просто удивительной. Например, падение доходов американской фирмы LOWE, продающей товары для ремонта, на 22% в 1-ом квартале т.г. против гораздо худших прогнозов от аналитиков /молодцы! предусмотрительные.../, отлично ужилось с банкротством фирмы Тронокс, производителя основных компонентов для красок, которыми LOWE торгует. И акции снова двинулись наверх после поразительно неубедительной коррекции /The harder we play?/ О, времена, о, нравы! Не по этому ли поводу Джеймс Монтье из Societe Generale сказал следующее: "Продолжительные suckers’ rally особенно порочны, потому что заставляют всех и каждого вернуться на рынок, перед тем как вновь жестоко бросить их на камни отчаяния. Развороты рынка от истинного "дна" обычно проходят спокойно

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter