16 сентября 2020 Живой журнал
Сначала я хотел озаглавить статью «как федеральные сети убивают провинцию», но это было бы неточно: регионы давно и так лежат полумертвые; было бы несправедливо обвинять во всех их бедах только торговые сети. Но экспансия федерального ритейла несомненно ускоряет их печальный финал.
Итак, что же происходит: в соответствии с законом второй урбанизации, который я неоднократно упоминал (и которую даже коронавирус не остановит), богатые города (прежде всего Москва и Спб) вытягивают не только деньги, но и рабочую силу со всей страны. Концентрация населения способствует созданию новых рабочих мест в секторе услуг, что провоцирует новый рост богатства. И новый приток населения из регионов.
Как не трудно догадаться, в провинции все наоборот. Меньше денег – меньше людей – и вновь меньше денег. Недаром жители регионов обвиняют во всех своих бедах Москву: они полагают, что столица их обкрадывает (с формальной точки зрения они кстати не совсем правы). Вроде бы каждый работает не меньше и не хуже, чем до этого, но денег в карманах становится все меньше. Что особенно контрастно смотрится на фоне мажористой столичной публики.
При чем тут торговые сети? Торговля – это ключевая отрасль сектора услуг, а именно с услугами связана вторая урбанизация. Торговля – это не только ларьки и скучающие продавщицы у прилавка (что лишь вершина айсберга). Это большая и довольно сложная цепочка взаимодействий поставщиков, дистрибьюторов, перевозчиков, координирующего центра (головного офиса) и магазинов. Примитивная схема «купил за рубль – продал за два» - это уже даже не вчерашний день.
Давайте сравним, как было раньше и как сейчас.
Некий Вася-предприниматель торговал печением на рынке, допустим, в Пензенской области. Он имел договоренности с местным заводом, чтобы тот отгружал ему печенье по 50 рублей. Сам он ставил цену 120 рублей, торговал потихоньку, себе получал 70 рублей маржи с каждой пачки. С них платил зарплату, аренду, покрывал остальные издержки и себе оставлял на прибыль. Несмотря на дикую торговую наценку (240%), большая часть добавленной стоимости оставалась в регионе (включая добавленную стоимость, которую создал завод).
Но затем на рынок вышли сети. Рядом с пензенским рынком открылся гипермаркет МЕТРО; за счет более привлекательного ассортимента и низких цен он переманил васиных покупателей. Маржа перестала покрывать издержки, и Вася был вынужден закрыть свою точку.
Теперь давайте посмотрим, как устроен бизнес у МЕТРО.
МЕТРО невыгодно иметь дело с пензенским заводом (качество не то, низкие объемы, а главное – бизнес федеральный, значит и закупки должны быть федеральными).
И МЕТРО не закупает товар напрямую, а действует через цепочку дистрибьюторов.
Главный импортер, который имеет офис в Москве, закупает печенье в Германии по 30 рублей.
Потом он отгружает товар сети по 50 рублей (20 рублей идут на таможенные сборы, на логистику, зарплату сотрудникам и прибыль импортера).
Сеть делает двукратную наценку и продает печенье на полке за 100 рублей.
При этом из 50 рублей маржи МЕТРО (=100-50), 20 рублей идет на покрытие издержек федерального офиса, расположенного в Москве, 10 идет в прибыль (тоже в центр) и только 20 остается на покрытие издержек в самом регионе (зарплаты, арендная плата, строительство новых ТЦ).
Потребители счастливы: цена пачки уменьшилась на 20% и теперь это качественное немецкое печенье, а не продукцию региональных кустарей.
Проблема лишь в том, что если раньше практически вся добавленная стоимость оставалась в регионе (120 рублей с одной проданной пачки в нашем примере), то теперь лишь 20 рублей с одной пачки! Все остальное уехало в Москву.
Пока сети строят новые магазины, занимаются обустройством территории – деньги еще как-то капают в провинцию.
Но вот сети построили все свои точки. И дальше занимаются лишь выкачиванием средств из регионов.
В нашем примере потребители платят 100 рублей за пачку, из которых только 20 остаются на месте, а 80 уезжают в Москву.
И так день за днем.
Неудивительно, что народ в провинции медленно, но неуклонно нищает.
Разумеется, если дебет с кредитом постоянно не сходится, то покупательская способность народа падает, и рано или поздно некому будет ходить в магазин и закупаться не на что.
Но это будет потом. А сначала сети чувствуют себя неплохо, поскольку растут за счет того, что убивают мелкорозничную торговлю и рапортуют о росте прибыли. У них-то как раз все хорошо.
Но и это еще не все.
Пока наблюдалась первая волна экспансии сетей (гипермаркеты), региональная розница еще худо-бедно оставалась на плаву (гипермаркеты расположены далеко друг от друга, между ними остаются ниши, где могут торговать частники).
Но при второй волне (экспансия магазинов у дома и дискаунтеров) – тут уж кричи караул.
Я конечно, про знаменитые «Пятерочки», «Магниты» и «Дикси» - которые оккупировали все большие и небольшие города, поселки и добрались уже до самых отдаленных мест.
Думаю, не сильно преувеличу, если скажу, что указанные дискаунтеры попросту уничтожают на корню всю региональную торговлю. Конкурировать с ними не могут не только частники, но даже и местные сети, которых федеральные монстры либо скупают, либо разоряют пачками.
Подробнее о чудесных показателях развития федерального ритейла, и что за этим стоит, будет рассказано во второй части.
Часть 2
Напомню, в первой части речь шла о том, что важную экономическую роль в процессе разорения регионов (и соответственно, богатения столиц) играет экспансия федеральных сетей.
Федеральный ритейл, безусловно, обеспечивает определенное удобство и низкие цены для потребителей, но дается это ценой разорения местных мелких предпринимателей и, соответственно, перераспределением значительной части маржи из регионов в столицу.
Но то были общие рассуждения, а что насчет конкретных цифр?
Попался мне в руки отчет одного аналитического агентства, и я не могу не поделиться выжимками из него с читателями этого блога.
С 2014 года количество точек топ-200 сетей выросло более чем в два раза! Это за шесть-то лет. При этом средняя площадь одной точки резко снизилась (почему так, увидим ниже).
С 2011 года динамика еще более впечатляющая. Темпы роста как в Китае. Количество точек выросло в 3,3 раза, площади выросли в 2,5 раза!
Может быть за это время россияне так разбогатели и это лишь отражение роста товарооборота?
Ан, ничего подобного. Розничный оборот все это время стагнировал и, в сопоставимых ценах едва вырос.
Тогда в чем же дело? Все очень просто: топ-сети забрали всю выручку у рынков и всякой мелочевки.
При этом внутри сетей тоже произошли глубокие тектонические сдвиги. Если в нулевых тон задавали гипермаркеты, то теперь их потеснили дискаунтеры. В отличие от гиперов, мелкие сетевые магазины вступили в прямую конкуренцию с магазинами местных предпринимателей, что естественно, не могло обрадовать последних.
Собственно это прекрасно видно на данной диаграмме. По-моему, комментарии тут излишни. Интересно, что «дискаунтеры» не только захватили рынок, но и сами несколько выросли в размерах (см. среднюю площадь магазина).
Ну, а кто собственно захватил рынок?
Ответ понятен любому, кто выходит на улицу и видит, что везде и всюду сплошные Пятерочки (X5) и Магниты. А также Дикси и «Красное и Белое» (DKBR Mega Riteil). На «остальные сети» пришлось лишь четверть прироста площадей (впрочем, эти «другие» зачастую тоже крупные сети).
Как видим, прошедшее десятилетие стало веком торжества для продуктовых монстров. А шансов у «мелюзги» на таком конкурентом поле практически не осталось.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу