Помимо повышения ставки рефинансирования, Совет директоров Банка России установил следующие процентные ставки по операциям, проводимым Банком России:
По кредитам овернайт Банка России - в размере 10,25 процента годовых.
По кредитам Банка России, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 14.07.2005 № 273-П: на срок до 90 календарных дней - 7,25 процента годовых; на срок от 91 до 180 календарных дней - в размере 8,25 процента годовых.
По кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней включительно в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П - в размере 9,25 процента годовых.
По кредитам Банка России, обеспеченным залогом и поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 03.10.2000 № 122-П - в размере 9,25 процента годовых.
По ломбардным кредитам Банка России, предоставляемым на срок 1 календарный день в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П - в размере 8,25 процента годовых.
По депозитным операциям Банка России, проводимым в соответствии с Положением Банка России от 05.11.2002 № 203-П: на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" - в размере 3 процента годовых; на стандартных условиях "одна неделя", "спот-неделя" - в размере 3,5 процента годовых.
По сделкам "валютный своп" сроком на один день (рублевая часть) - в размере 8,25 процента годовых.
По операциям прямого репо: на срок 7 дней - в размере 7,25 процента годовых; на срок 1 день - в размере 8,25 процента годовых.
Также Совет директоров Банка России внес изменения в нормативы обязательных резервов. С 1 марта 2008 года установлены следующие нормативы обязательных резервов: По обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 4,5%.
По обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 5,5%.
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте - 5%.
Одновременно коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышается с 0,4 до 0,45.
Как уже упоминалось выше, Центробанк России преследует в своих целях сдерживание инфляции и снижение динамики денежной массы. Для рассмотрения динамики денежной массы используется денежный агрегат М2. Он представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2008 года темпы прироста денежной массы к 1 января 2007 года составили 47.5%. Темпы прироста денежной массы в 2006 году составили 48.8%, т.е. выше, чем в 2007 году. Традиционно, денежная масса демонстрирует самые высокие темпы прироста в последние месяцы года. Так за ноябрь 2007 года прирост денежной массы к предыдущему месяцу составил 6.5%. Прирост за декабрь 2007 года к ноябрю 2007 года оказался равным 9.1%. Суммарно за два последних месяца 2007 года - 15.6%. В ноябре 2006 года ежемесячный прирост денежной массы составил 3.2%. В декабре 2006 года ежемесячный прирост денежной массы оказался равным 12.3%. За 2 последних месяца 2006 года - 15.5%. В общем и целом, темпы роста денежной массы в 2007 году являются высокими, однако они немногим меньше, чем в 2006 году. Так что ухудшения по сравнению с 2006 годом не наблюдается.
Этого нельзя сказать об инфляционной ситуации, которая в 2007 году ухудшилась по сравнению с 2006 годом. В 2006 году индекс потребительских цен вырос на 9%, а в 2007 году его рост составил 11.9%, хотя планировалось, что инфляция в 2007 году не превысит 8%. Таким образом, размер ставки рефинансирования меньше инфляции, что выглядит не логично, поэтому можно предположить, что ЦБ РФ не ограничится повышением до 10.25% и будет продолжать увеличивать ставку рефинансирования, подгоняя ее под уровень инфляции. Такое развитие событий является вполне возможным, поскольку ставка рефинансирования в России имеет крайне низкую степень экономического воздействия. Величина ставки рефинансирования имеет большее значение для потребителей банковских услуг, нежели для самых банков. В том случае, если ставка по депозитам превышает ставку рефинансирования, банковский вкладчик платит 35% налог с получаемой материальной выгоды. Аналогичным образом выглядит налогообложение для тех, кто берет у банка кредиты по ставке ниже, чем ставка рефинансирования. Для банковского сектора в том даже есть позитивный момент, поскольку уменьшение разницы между ставкой рефинансирования и ставками, по которым банки выдают кредиты, приведет к снижению налогооблагаемой разницы между ценой и себестоимостью выдаваемых кредитов.
Проводя рассуждения в подобном ключе, можно предположить, что, повышая ставку рефинансирования, Центробанк России не видит в том увеличения рисков возникновения кризиса ликвидности в банковской системе нашей страны. Но недавние заявления указывают на то, что опасения становления кризиса ликвидности Центробанку России вовсе не чужды. Поэтому, повышая ставку рефинансирования, он принимает решение об увеличении отчислений в фонды обязательного резервирования. Рост резервных отчислений выступает в роли "дополнительной соломки", которую "решил постелить" под собой ЦБ РФ на тот случай, если негативные тенденции мировых рынков окажут нежелательное отрицательное воздействие на условия кредитного рынка в России. По словам первого зампреда ЦБ РФ Алексея Улюкаева, меры по ужесточению обязательных резервов заставят банковский сектор расстаться с дополнительными 22 млрд. рублей.
http://www.profinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу