27 октября 2020 Finanz.ru
Президент России Владимир Путин поручил правительству проработать возможность снятия ограничения на объем долга, который могут привлечь российские регионы в 2021 году.
За январь-сентябрь бюджеты субъектов потеряли 7% доходной части, или около 500 млрд рублей. По итогам первого полугодия их суммарный дефицит достигал 213,7 млрд рублей.
Из федеральной казны губернаторам в виде трансфертов было выделено 1,003 трлн рублей - в 1,5 раза больше, чем годом ранее.
В общей сложности по итогам года Москва направит на поддержку субъектов рекордные 1,291 трлн рублей, следует из уточненной бюджетной росписи Минфина.
Но начиная со следующего года вливания в регионы будут урезаны: на 17%, или 222 млрд рублей в 2021 году, а затем еще на 9%, или 94 млрд рублей в 2022-м.
На 2023 год, согласно проекту бюджета, запланирован рост трансфертов, но лишь на 15 млрд рублей, или 1,5%.
Латать дыры субъектам РФ придется за счет долга. С учетом снижения налоговых и неналоговых доходов, а также дополнительных расходов на преодоления последствий пандемии кабмину поручено разработать «критерии возможности превышения предельных показателей дефицита бюджета и объема госдолга субъектов РФ на 2021 год», говорится в поручении Путина по итогам заседания Госсовета 24 октября.
Речь идет о критериях, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности субъектов перед федеральным бюджетом.
Кроме того, регионы могут быть освобождены от мер ответственности за нарушение этих нормативов, если оно обусловлено «снижением налоговых и неналоговых доходов и обеспечением расходов на реализацию мероприятий по преодолению последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».
Также субъекты могут освободить от ответственности за недостижение показателей по социально‑экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ.
По итогам первого полугодия у 44 регионов образовался дефицит бюджета. «Это большая редкость, поскольку обычно дефицит формируют расходы ноября и декабря, когда регионы оплачивают госконтракты. К концу года дефицит будет почти у всех», - говорит главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич.
Тем не менее за январь-сентябрь госдолг регионов увеличился лишь на 37 млрд рублей, или 1,8%, сейчас он даже меньше, чем на начало 2019 года (2,2 трлн рублей), отмечает сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Александр Дерюгин.
«Фактически Минфин берет деньги в долг для регионов и не перекладывает на них его обслуживание», - поясняет он.
Но в дальнейшем рост регионального долга неизбежен, считает аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин: «Темпы роста расходной части бюджетов ряда субъектов опережают темпы роста доходной части бюджетов, несмотря на значительный объем оказанной федеральной помощи в виде трансфертов».
«В целом критичность ситуации с региональными бюджетами сохраняется, - констатирует уководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. - Госдолг субъектов, очевидно, в целом вырастет, нельзя исключать, что в отдельных регионах ситуация будет весьма острой. Однако вряд ли федеральный центр допустит возможность каких-то дефолтов регионов или просто невыполнения ими отдельных социальных обязательств».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
За январь-сентябрь бюджеты субъектов потеряли 7% доходной части, или около 500 млрд рублей. По итогам первого полугодия их суммарный дефицит достигал 213,7 млрд рублей.
Из федеральной казны губернаторам в виде трансфертов было выделено 1,003 трлн рублей - в 1,5 раза больше, чем годом ранее.
В общей сложности по итогам года Москва направит на поддержку субъектов рекордные 1,291 трлн рублей, следует из уточненной бюджетной росписи Минфина.
Но начиная со следующего года вливания в регионы будут урезаны: на 17%, или 222 млрд рублей в 2021 году, а затем еще на 9%, или 94 млрд рублей в 2022-м.
На 2023 год, согласно проекту бюджета, запланирован рост трансфертов, но лишь на 15 млрд рублей, или 1,5%.
Латать дыры субъектам РФ придется за счет долга. С учетом снижения налоговых и неналоговых доходов, а также дополнительных расходов на преодоления последствий пандемии кабмину поручено разработать «критерии возможности превышения предельных показателей дефицита бюджета и объема госдолга субъектов РФ на 2021 год», говорится в поручении Путина по итогам заседания Госсовета 24 октября.
Речь идет о критериях, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности субъектов перед федеральным бюджетом.
Кроме того, регионы могут быть освобождены от мер ответственности за нарушение этих нормативов, если оно обусловлено «снижением налоговых и неналоговых доходов и обеспечением расходов на реализацию мероприятий по преодолению последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».
Также субъекты могут освободить от ответственности за недостижение показателей по социально‑экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ.
По итогам первого полугодия у 44 регионов образовался дефицит бюджета. «Это большая редкость, поскольку обычно дефицит формируют расходы ноября и декабря, когда регионы оплачивают госконтракты. К концу года дефицит будет почти у всех», - говорит главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич.
Тем не менее за январь-сентябрь госдолг регионов увеличился лишь на 37 млрд рублей, или 1,8%, сейчас он даже меньше, чем на начало 2019 года (2,2 трлн рублей), отмечает сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Александр Дерюгин.
«Фактически Минфин берет деньги в долг для регионов и не перекладывает на них его обслуживание», - поясняет он.
Но в дальнейшем рост регионального долга неизбежен, считает аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин: «Темпы роста расходной части бюджетов ряда субъектов опережают темпы роста доходной части бюджетов, несмотря на значительный объем оказанной федеральной помощи в виде трансфертов».
«В целом критичность ситуации с региональными бюджетами сохраняется, - констатирует уководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. - Госдолг субъектов, очевидно, в целом вырастет, нельзя исключать, что в отдельных регионах ситуация будет весьма острой. Однако вряд ли федеральный центр допустит возможность каких-то дефолтов регионов или просто невыполнения ими отдельных социальных обязательств».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу