Россия вновь возвращается к вопросу реформирования институтов развития » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Россия вновь возвращается к вопросу реформирования институтов развития

2 декабря 2020 ИХ "Финам"
Российское правительство недавно объявило, что намерено предпринять еще одну попытку реформирования целого ряда институтов развития. Новые инициативы предусматривают значительную реорганизацию сектора, в частности сокращение числа институтов развития и перераспределение их полномочий посредством объединения одних организаций и упразднения других. Реформа может способствовать оптимизации бюджетных расходов и укрепить роль банка развития ВЭБ.РФ (ВВВ-/Стабильный/А-2), который станет ключевым инструментом реализации государственной политики. В то же время эффективность запланированных мер с точки зрения повышения темпов экономического роста пока представляется экспертам S&P неопределенной.

О конкретных деталях и времени проведения реформы будет объявлено позднее. Однако на данном этапе эксперты S&P полагают, что результатом реорганизации может стать повышение роли банка развития ВЭБ.РФ, в структуру которого в качестве его дочерних организаций войдут несколько других институтов развития, включая РОСНАНО, АО "Корпорация "МСП", фонд "Сколково". Если эти планы будут реализованы, баланс ВЭБ.РФ увеличится на 20-25% - примерно до 4% ВВП. Это может подкрепить точку зрения S&P о неразрывной связи банка с российским правительством и критически важной роли банка для государства, что позволит S&P приравнять рейтинг ВЭБ.РФ к суверенному рейтингу.

В настоящее время в России насчитывается около 40 институтов развития, созданных в разные годы, под управлением которых находятся активы стоимостью не менее 20% ВВП. Эти организации имеют различные бизнес-модели, правовой статус и степень управленческой независимости (см. диаграмму). Общая цель сектора институтов развития заключается в устранении предполагаемых "провалов" рынка в таких сферах, как повышение диверсификации экономики, развитие инфраструктуры и жилищного строительства. Некоторые организации были созданы с целью усиления инновационного потенциала страны и стимулирования регионального развития, однако эти цели не всегда были четко сформулированы. Государство, включая сектор институтов развития, играет доминирующую роль в экономике, и, по некоторым оценкам, на долю операций с его участием приходится 40-45% формального сектора экономики.

Россия вновь возвращается к вопросу реформирования институтов развития


Диаметр окружности и цифры в скобках (млрд руб. ) отображают размер активов. Активы групп компаний указаны на консолидированной основе. Организации, выполняющие несколько функций, классифицируются в соответствии с их основным направлением деятельности. Агентство по технологическому развитию, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике не отражены на диаграмме в связи с небольшим размером их активов. ЭКСАР - АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций". РЭЦ - АО "Российский экспортный центр". РВК - АО "Российская венчурная компания". АСВ - Агентство по страхованию вкладов. РФРИТ - Российский фонд развития информационных технологий. РФПИ - Российский фонд прямых инвестиций. ОЭЗ - АО "Особые экономические зоны". КРДВ - АО "Корпорация развития Дальнего Востока". КРСК - Акционерное общество "Корпорация развития Северного Кавказа".

Источник: S&P Global Ratings. Copyright © 2020 by Standard & Poor's Financial Services LLC. All rights reserved.

На взгляд экспертов S&P, одним из мотивов реформирования сектора могла стать попытка государства оптимизировать расходы федерального бюджета. По примерным расчетам S&P, чистая бюджетная поддержка институтов развития, в частности объем вливаний в капитал и субсидий за вычетом дивидендов, выплачиваемых этими организациями в бюджет, составляет в среднем 0,8-1% ВВП ежегодно. Учитывая планы правительства по консолидации государственных финансов начиная с 2021 г. (после того, как бюджетные показатели оказались под давлением в связи с пандемией COVID-19), S&P полагают, что реорганизация может стать одним из источников повышения эффективности и оптимизации расходов в случае эффективной реализации этих мер.

Однако, на взгляд экспертов S&P, более важным является тот факт, что объявленные меры могут служить подтверждением того, что в прошлом схожие реформы не приносили удовлетворительных результатов. В частности, в середине 2010-х государство передало некоторые функции (например, развитие малого и среднего бизнеса), находившиеся в ведении ВЭБ.РФ, другим государственным агентствам. Другой пример - решение объединить АИЖК (ДОМ.РФ) с государственным банком "Российский Капитал" в 2017 г. Нынешняя реформа, насколько ее понимают эксперты S&P, предполагает корректировку обоих решений.

Кроме того, предложенная реформа свидетельствует и об ограниченном влиянии институтов развития на темпы роста экономики России. За прошедшее десятилетие число институтов развития удвоилось, но рост ВВП на душу населения остался невысоким, составляя в среднем 0,8%. Частично это объясняется тем, что использование институтов развития в качестве инструментов реализации государственной политики, как правило, приводило к усилению роли государства в экономике. В рамках неблагоприятной институциональной среды и невысокого качества госуправления крупный государственный сектор приводил к ослаблению рыночной конкуренции и снижал эффективность распределения ресурсов, тем самым оказывая давление на рост производительности. В этом контексте государственные институты развития являются скорее препятствием на пути повышения долгосрочных темпов экономического роста, чем их катализатором.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter