10 декабря 2020 АТОН
Вне зависимости от того, как закончится 2020 год, он во многих отношениях стал историческим. Пандемия COVID-19 кардинально изменила глобальный ландшафт буквально во всем: от повседневной жизни, условий труда и способов общения до досуга и развлечений. В свою очередь, это привело к трансформации бизнеса и открыло новые возможности для инвестиций.
Прогноз по российскому фондовому рынку на 2021. Пандемия дала начало подъему "новой экономики", ускорив тенденции цифровизации и переместив бóльшие объемы бизнеса и большее число людей, чем когда-либо ранее, в интернет-пространство и "облачные" сервисы. Следствием этих тенденций стала опережающая динамика в технологическом секторе относительно широкого рынка и, особенно, "традиционных" секторов.
Экономический кризис, который обрушился на западные страны после вспышки COVID-19 в феврале, оказался самым глубоким и одновременно самым быстротечным с окончания Второй мировой войны. Его глубину можно сравнить лишь с Великой депрессией 1930-х, а его масштабы значительно превзошли экономический спад, вызванный мировым финансовым кризисом 2008.
Экономический ущерб оказался настолько серьезным, что монетарные и фискальные власти были вынуждены пойти на чрезвычайные меры реагирования и, надо сказать, успешно справились со своей задачей. Широкий комплекс агрессивных мер стимулирования смягчил сокращение доходов и позволил сохранить доступ к каналам кредитования, предотвратив тем самым еще больший коллапс в реальном секторе и на финансовых рынках. В результате экономический спад оказался на удивление недолгим, а перезапуск ведущих экономик в середине года привел к рекордному росту мирового ВВП (+37.4% в 3К20). Тем не менее, несмотря на мощный старт, мировой ВВП по состоянию на конец 3К20 находился более чем на 5% ниже "доковидного" уровня.
Сейчас, когда вновь растущие ограничения на фоне второй волны COVID-19 снова тормозят рост мировой экономики, крайне важно, чтобы денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика обеспечивала дальнейшую поддержку экономик, пока еще находящихся в уязвимом состоянии. В Европе уже наблюдается значительное замедление динамики, и то же самое, по-видимому, вскоре ждет и США. Положительным моментом является готовность как ФРС, так и ЕЦБ при необходимости оказать дальнейшую поддержку экономикам, а в США уже на подходе новый пакет стимулов. При том, что ущерб мировой экономике оценивается в $6 трлн, объем монетарных и фискальных стимулов, уже анонсированных различными странами мира, составил $9 трлн, а к середине 2021, как ожидается, может увеличиться до уровней порядка $15 трлн.
С учетом столь масштабных мер реагирования и вливаний ликвидности со стороны властей неудивительно, что финансовые рынки продемонстрировали столь сильную динамику после обвала в феврале-марте. Вопрос, однако, в том, что сулит будущее рисковым активам, в частности, акциям?
Завершение (хотя пока официально не подтвержденное) президентских выборов в США значительно снижает политическую неопределенность. Появление на рынке внушающей доверие вакцины кардинально меняет ситуацию, устраняя риск повторного падения экономики. По-прежнему сохраняются сомнения относительно конкретных сроков проведения массовой вакцинации, устойчивости вакцин, но все же перед инвесторами наконец забрезжил свет в конце туннеля, что должно снизить рыночную волатильность.
Новости о вакцинах против COVID-19 запустили процесс масштабной ротации капитала из компаний, выигрывающих от пандемии в компании, пострадавшие от нее, большая часть из которых концентрируются в так называемых "традиционных" секторах экономики. Сочетание длинных позиций с плечом в "бенефициарах пандемии" и коротких позиций с плечом в "пострадавших от пандемии" усилило первоначальные масштабы ротации в аутсайдеров 2020 – так же, как это происходило в период с середины мая по середину июня. Тогда начальный запал угас к середине лета, но на этот раз мы видим более долгосрочный потенциал для подобной ротации и считаем, что переток капитала только начался. Вакцины кардинально меняют обстановку на рынке и, на наш взгляд, ротация будет продолжаться значительную часть 2021 г., при этом в гораздо больших масштабах.
Нейтрализация экономических рисков – положительный фактор для рисковых активов в целом, а переход власти к новому президенту США Джо Байдену должен значительно снизить напряженность в мировой торговле и уменьшить геополитические риски. Это должно положительно повлиять на рынки за пределами США, особенно в Северной Азии. Ослабление доллара США – исторически благоприятный фактор для развивающихся рынков и сырьевых товаров, и мы ожидаем такого же эффекта и на этот раз.
Наш прогноз по рисковым активам положительный. Мы ожидаем, что акции продемонстрируют более сильную динамику, чем облигации, и считаем одним из остаточных рисков потенциальную распродажу облигаций по аналогии с началом 2018 под влиянием общемирового подъема экономики и с учетом чрезмерного объема вложений в инструменты с фиксированной доходностью. Одним из возможных сценариев может стать широкомасштабный переход из облигаций в акции – "Великая ротация 2.0", как это было в 2013 году.
Россия в глобальном контексте: возможно, самый привлекательный рынок для carry trade. Российский фондовый рынок в 2020 оказался одним из аутсайдеров как по ценовой динамике акций, так и по общей доходности, несмотря на то что его дивидендная доходность была одной из самых высоких в мире. Так же слабо проявил себя и российский рубль, который уже успели назвать главным разочарованием года. Фондовый рынок и российская валюта попали под тройной удар: масштабные общемировые распродажи рисковых активов на фоне вспышки COVID-19, последующий обвал цен на нефть и, из недавних событий, избрание новым президентом США Джо Байдена, давнего недруга России.
Заглядывая в новый 2021 год, мы ожидаем, что мировая экономика вернется к долгосрочному тренду темпов роста с ослаблением рисков после начала массовой вакцинации. Как уже говорилось выше, это должно усилить и продлить процесс ротации в циклические активы, сырье и развивающиеся рынки. Будучи одним из наиболее привлекательных развивающихся рынков с высокой дивидендной доходностью и экспозицией на нефть, Россия должна быть в числе основных бенефициаров этих процессов.
Не забывая о встроенных политических рисках возможной враждебной политики президента Байдена по отношению к России, следует при этом отметить, что реальные политические шаги часто отличаются от предвыборной риторики. Вероятность дальнейших санкций в отношении России невысока, но в случае их введения они будут более жесткими, чем уже действующие. Мы не верим, что Россия намеренно пойдет на открытое противостояние с США, подвергая себя опасности ужесточения санкций, но риск такого сценария остается существенным.
Если не принимать во внимание риск санкций, в 2021 российская экономика должна восстановиться, как и остальные страны мира, после относительно неглубокой рецессии. При оценке по номинальному форвардному мультипликатору P/E российский фондовый рынок не выглядит дешево, как и любые другие фондовые рынки. Тем не менее, глобальные акции как класс активов в целом выглядят дешево по сравнению с облигациями, учитывая их низкие доходности, а также тот факт, что более 25% всех бондов имеют отрицательную доходность. Кроме того, индекс MSCI Russia попрежнему имеет самый высокий уровень дивидендной доходности среди основных фондовых рынков развитых и развивающихся стран, хотя преимущество перед аналогами несколько сократилось по сравнению с предыдущими годами.
56% в индексе MSCI Russia приходится на сырьевые товары, еще 18% – на акции финансовых организаций, в то время как вес технологических компаний или производителей товаров повседневного спроса составляет лишь 15%. В то время как цены на нефть показали значительное восстановление после минимумов, консенсусный уровень оценки будущих прибылей по акциям отражает цену порядка Brent $38 / барр. для индекса MSCI Russia в целом и лишь $31 по акциям нефтегазового сектора. Таким образом, вполне вероятно, что EPS неоднократно будет пересматриваться в сторону повышения, что будет чрезвычайно благоприятным фактором для продолжения ралли акций "стоимости". Цены на нефть, подогреваемые надеждами на вакцинацию, также могут оказать долгосрочную поддержку рынку.
В мире, где идет охота за доходностью, индекс MSCI Russia выглядит чрезвычайно интересно на фоне аналогов, особенно с учетом очевидных перспектив повышения прогнозов прибылей по акциям, составляющим до 70% индекса. В сочетании с вероятностью укрепления рубля российский фондовый рынок предлагает отличные возможности для carry trade в акциях – и, возможно, в этом он превосходит все другие рынки.
Форвардная (12М) див. доходность на основных развитых и развивающихся фондовых рынках
http://www.aton-line.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Прогноз по российскому фондовому рынку на 2021. Пандемия дала начало подъему "новой экономики", ускорив тенденции цифровизации и переместив бóльшие объемы бизнеса и большее число людей, чем когда-либо ранее, в интернет-пространство и "облачные" сервисы. Следствием этих тенденций стала опережающая динамика в технологическом секторе относительно широкого рынка и, особенно, "традиционных" секторов.
Экономический кризис, который обрушился на западные страны после вспышки COVID-19 в феврале, оказался самым глубоким и одновременно самым быстротечным с окончания Второй мировой войны. Его глубину можно сравнить лишь с Великой депрессией 1930-х, а его масштабы значительно превзошли экономический спад, вызванный мировым финансовым кризисом 2008.
Экономический ущерб оказался настолько серьезным, что монетарные и фискальные власти были вынуждены пойти на чрезвычайные меры реагирования и, надо сказать, успешно справились со своей задачей. Широкий комплекс агрессивных мер стимулирования смягчил сокращение доходов и позволил сохранить доступ к каналам кредитования, предотвратив тем самым еще больший коллапс в реальном секторе и на финансовых рынках. В результате экономический спад оказался на удивление недолгим, а перезапуск ведущих экономик в середине года привел к рекордному росту мирового ВВП (+37.4% в 3К20). Тем не менее, несмотря на мощный старт, мировой ВВП по состоянию на конец 3К20 находился более чем на 5% ниже "доковидного" уровня.
Сейчас, когда вновь растущие ограничения на фоне второй волны COVID-19 снова тормозят рост мировой экономики, крайне важно, чтобы денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика обеспечивала дальнейшую поддержку экономик, пока еще находящихся в уязвимом состоянии. В Европе уже наблюдается значительное замедление динамики, и то же самое, по-видимому, вскоре ждет и США. Положительным моментом является готовность как ФРС, так и ЕЦБ при необходимости оказать дальнейшую поддержку экономикам, а в США уже на подходе новый пакет стимулов. При том, что ущерб мировой экономике оценивается в $6 трлн, объем монетарных и фискальных стимулов, уже анонсированных различными странами мира, составил $9 трлн, а к середине 2021, как ожидается, может увеличиться до уровней порядка $15 трлн.
С учетом столь масштабных мер реагирования и вливаний ликвидности со стороны властей неудивительно, что финансовые рынки продемонстрировали столь сильную динамику после обвала в феврале-марте. Вопрос, однако, в том, что сулит будущее рисковым активам, в частности, акциям?
Завершение (хотя пока официально не подтвержденное) президентских выборов в США значительно снижает политическую неопределенность. Появление на рынке внушающей доверие вакцины кардинально меняет ситуацию, устраняя риск повторного падения экономики. По-прежнему сохраняются сомнения относительно конкретных сроков проведения массовой вакцинации, устойчивости вакцин, но все же перед инвесторами наконец забрезжил свет в конце туннеля, что должно снизить рыночную волатильность.
Новости о вакцинах против COVID-19 запустили процесс масштабной ротации капитала из компаний, выигрывающих от пандемии в компании, пострадавшие от нее, большая часть из которых концентрируются в так называемых "традиционных" секторах экономики. Сочетание длинных позиций с плечом в "бенефициарах пандемии" и коротких позиций с плечом в "пострадавших от пандемии" усилило первоначальные масштабы ротации в аутсайдеров 2020 – так же, как это происходило в период с середины мая по середину июня. Тогда начальный запал угас к середине лета, но на этот раз мы видим более долгосрочный потенциал для подобной ротации и считаем, что переток капитала только начался. Вакцины кардинально меняют обстановку на рынке и, на наш взгляд, ротация будет продолжаться значительную часть 2021 г., при этом в гораздо больших масштабах.
Нейтрализация экономических рисков – положительный фактор для рисковых активов в целом, а переход власти к новому президенту США Джо Байдену должен значительно снизить напряженность в мировой торговле и уменьшить геополитические риски. Это должно положительно повлиять на рынки за пределами США, особенно в Северной Азии. Ослабление доллара США – исторически благоприятный фактор для развивающихся рынков и сырьевых товаров, и мы ожидаем такого же эффекта и на этот раз.
Наш прогноз по рисковым активам положительный. Мы ожидаем, что акции продемонстрируют более сильную динамику, чем облигации, и считаем одним из остаточных рисков потенциальную распродажу облигаций по аналогии с началом 2018 под влиянием общемирового подъема экономики и с учетом чрезмерного объема вложений в инструменты с фиксированной доходностью. Одним из возможных сценариев может стать широкомасштабный переход из облигаций в акции – "Великая ротация 2.0", как это было в 2013 году.
Россия в глобальном контексте: возможно, самый привлекательный рынок для carry trade. Российский фондовый рынок в 2020 оказался одним из аутсайдеров как по ценовой динамике акций, так и по общей доходности, несмотря на то что его дивидендная доходность была одной из самых высоких в мире. Так же слабо проявил себя и российский рубль, который уже успели назвать главным разочарованием года. Фондовый рынок и российская валюта попали под тройной удар: масштабные общемировые распродажи рисковых активов на фоне вспышки COVID-19, последующий обвал цен на нефть и, из недавних событий, избрание новым президентом США Джо Байдена, давнего недруга России.
Заглядывая в новый 2021 год, мы ожидаем, что мировая экономика вернется к долгосрочному тренду темпов роста с ослаблением рисков после начала массовой вакцинации. Как уже говорилось выше, это должно усилить и продлить процесс ротации в циклические активы, сырье и развивающиеся рынки. Будучи одним из наиболее привлекательных развивающихся рынков с высокой дивидендной доходностью и экспозицией на нефть, Россия должна быть в числе основных бенефициаров этих процессов.
Не забывая о встроенных политических рисках возможной враждебной политики президента Байдена по отношению к России, следует при этом отметить, что реальные политические шаги часто отличаются от предвыборной риторики. Вероятность дальнейших санкций в отношении России невысока, но в случае их введения они будут более жесткими, чем уже действующие. Мы не верим, что Россия намеренно пойдет на открытое противостояние с США, подвергая себя опасности ужесточения санкций, но риск такого сценария остается существенным.
Если не принимать во внимание риск санкций, в 2021 российская экономика должна восстановиться, как и остальные страны мира, после относительно неглубокой рецессии. При оценке по номинальному форвардному мультипликатору P/E российский фондовый рынок не выглядит дешево, как и любые другие фондовые рынки. Тем не менее, глобальные акции как класс активов в целом выглядят дешево по сравнению с облигациями, учитывая их низкие доходности, а также тот факт, что более 25% всех бондов имеют отрицательную доходность. Кроме того, индекс MSCI Russia попрежнему имеет самый высокий уровень дивидендной доходности среди основных фондовых рынков развитых и развивающихся стран, хотя преимущество перед аналогами несколько сократилось по сравнению с предыдущими годами.
56% в индексе MSCI Russia приходится на сырьевые товары, еще 18% – на акции финансовых организаций, в то время как вес технологических компаний или производителей товаров повседневного спроса составляет лишь 15%. В то время как цены на нефть показали значительное восстановление после минимумов, консенсусный уровень оценки будущих прибылей по акциям отражает цену порядка Brent $38 / барр. для индекса MSCI Russia в целом и лишь $31 по акциям нефтегазового сектора. Таким образом, вполне вероятно, что EPS неоднократно будет пересматриваться в сторону повышения, что будет чрезвычайно благоприятным фактором для продолжения ралли акций "стоимости". Цены на нефть, подогреваемые надеждами на вакцинацию, также могут оказать долгосрочную поддержку рынку.
В мире, где идет охота за доходностью, индекс MSCI Russia выглядит чрезвычайно интересно на фоне аналогов, особенно с учетом очевидных перспектив повышения прогнозов прибылей по акциям, составляющим до 70% индекса. В сочетании с вероятностью укрепления рубля российский фондовый рынок предлагает отличные возможности для carry trade в акциях – и, возможно, в этом он превосходит все другие рынки.
Форвардная (12М) див. доходность на основных развитых и развивающихся фондовых рынках
http://www.aton-line.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу