Инфляционные ожидания » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Инфляционные ожидания

11 декабря 2020 Открытие | Открытый журнал Суховарина Валентина
С инфляцией — по сути, обесцениванием денег — в повседневной жизни сталкивается практически каждый, наблюдая за ростом цен. Один из факторов, который значительно влияет на её уровень, называют инфляционным ожиданием (ИО). Разберёмся, что это значит и на что оказывает влияние.

Определение термина

Инфляционные ожидания — это прогнозируемый экономическими субъектами уровень инфляции. Проще говоря, это предположение, куда и как будут двигаться цены на товары и услуги в будущем. Инфляционные ожидания есть у бизнеса, населения и государства в лице Центрального банка. Действия последнего способны управлять ИО. При этом прогнозы потребителей и производства влияют на реальную инфляцию в будущем, корректируя поведение в части покупок и ценообразования.

Факторы инфляционных ожиданий

В прогнозах цифра будущей инфляции берётся не из головы: на неё влияют несколько факторов.

Экономический рост. Для развивающейся экономики характерно увеличение доходов населения и, как следствие, повышение покупательной способности. На растущий спрос бизнес реагирует поднятием цен на продукцию.

Эффективность работы Центрального банка. Во время спада в экономике для компенсации дефицита бюджета часто проводят дополнительную денежную эмиссию. На то же количество товаров денежной массы становится больше, что приводит к росту цен. При этом планомерная работа ЦБ по снижению уровня инфляции помогает снизить ИО населения.

Девальвация. Снижение курса национальной валюты также сказывается на инфляции, так как вслед за ростом стоимости импортных товаров местные производители тоже поднимают цены на свою продукцию.

Показатели за предыдущие годы. В попытках спрогнозировать рост цен в будущем население ориентируется на уже пережитый опыт.

Уровень финансовой грамотности респондентов. В зависимости от знаний в области экономики население или производители делают разные выводы о предполагаемой инфляции в будущем.
Экономические шоки. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия или эпидемии заболеваний влияют на экономику и поведение потребителей, меняя баланс спроса и предложения.

Виды инфляционных ожиданий

В макроэкономике ИО разделяют на два основных типа.

Рациональные. Прогнозы строятся на основании анализа всей доступной информации, включая государственную денежную политику, предыдущие показатели инфляции и состояние экономики в целом. В ходе расчётов учитывают механизмы работы рынка и реакцию спроса и предложения на изменение цен. Ошибки при этом минимизированы и носят случайный характер.

Адаптивные. Основу прогнозов составляют данные за прошлые годы, поэтому уровень инфляционных ожиданий зависит от эффективности оценки инфляции в предыдущие периоды. Вероятность расхождений с реальными показателями выше из-за того, что анализ проводится только по одному параметру.

Также ИО классифицируют в зависимости от того, кто строит прогнозы. Экономическими агентами могут выступать:

потребители — простое население, не имеющее хорошей экономической базы;

бизнес — производители товаров и услуг;

Центральный банк — главный регулятор кредитно-денежной политики государства.

Что показывают и на что влияют инфляционные ожидания

ИО отражают социально-экономическое развитие страны и сказываются на поведении населения и на производстве. Когда уровень ожиданий высокий, люди стараются вложить деньги в те товары, которые останутся стабильными при обесценивании рубля. Обычно это:

техника;
недвижимость;
автомобили;
иностранная валюта (чаще доллар);
золото.

Бизнес в таких условиях предполагает, что себестоимость выпускаемой продукции будет расти из-за индексации зарплат и повышенных цен на сырьё. В преддверии изменений производители часто начинают поднимать стоимость выпускаемой продукции заранее.

Если ожидаемая инфляция низкая, то часто она сопровождается невысокой ключевой ставкой ЦБ. Населению нет смысла держать деньги на банковских депозитах или покупать товары, которые не дорожают. Люди начинают инвестировать в бизнес и различные финансовые инструменты.

Инфляционные ожидания в России

В нашей стране действует режим инфляционного таргетирования, когда ЦБ влияет на уровень инфляции, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Фонд Общественное мнение (ООО «инФОМ») по заказу ЦБ РФ ежемесячно проводит опрос населения, используя трёхступенчатую выборку респондентов: сначала отбирают районы, потом населённые пункты, а затем домохозяйства. Для повышения эффективности исследования методика регулярно перерабатывается. Результаты опросов публикуются на сайте ЦБ.

По данным опроса в сентябре 2020 г. медианные инфляционные ожидания населения составили 8,9%. Этот показатель совпадает с показателем годичной давности, но при этом на 2% выше, чем результаты исследования в марте 2020 г. По итогам года ЦБ РФ прогнозирует инфляцию в пределах 4,2%.

Инфляционные ожидания — одна из причин роста реальной инфляции. В России их уровень остаётся высоким даже на фоне относительно стабильных показателей последних лет в размере 4–5%. ИО влияет на покупательный спрос и ценообразование продукции, которую выпускает бизнес.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter