Биржи в тумане. Американская рецессия не так страшна инвесторам, как они воображают » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Биржи в тумане. Американская рецессия не так страшна инвесторам, как они воображают

Не стоит себя обманывать. Пожар на фондовых биржах, еле потушенный экстренным вмешательством ФРС, — это не рядовая коррекция вниз, каких за два года инвесторы хлебнули в достатке. Новости о продолжающемся ипотечном кризисе и многомиллиардных убытках банков и сами по себе могли спровоцировать распродажу акций. Но в ожидании рецессии в США эти известия — только штрихи в безрадостной картине.
6 февраля 2008


Не стоит себя обманывать. Пожар на фондовых биржах, еле потушенный экстренным вмешательством ФРС, — это не рядовая коррекция вниз, каких за два года инвесторы хлебнули в достатке. Новости о продолжающемся ипотечном кризисе и многомиллиардных убытках банков и сами по себе могли спровоцировать распродажу акций. Но в ожидании рецессии в США эти известия — только штрихи в безрадостной картине.





Биржи в тумане. Американская рецессия не так страшна инвесторам, как они воображают








Скачки на биржах в 2006-2007 гг. были реакцией инвесторов на рост рисков, вызванный то слишком бурным подъемом рынка акций в Китае, то ухудшением ситуации в жилищном и банковском секторах в США. Сейчас все по-другому: рынки трясет от роста неопределенности, которая в отличие от рисков в принципе не поддается количественному анализу. Достаточно ли окрепли азиатские экономики, чтобы относительно безболезненно перенести спад в США? Сумеют ли экономические власти Америки отвести угрозу стагфляции — низких темпов роста на фоне повышения цен? Пройдет ли ребалансировка мировой экономики более-менее гладко или будет сопровождаться торговыми войнами и другими неадекватными выбросами политической антиматерии? Ответы на эти вопросы начнут проявляться самое раннее через полгода. Частным инвесторам следует запастись терпением.



ЧТО СКАЗАЛ БЕРНАНКЕ



Резкое падение котировок загнало к вечеру прошлого понедельника добрую половину фондовых рынков мира на «медвежью» территорию. По сравнению с пиковыми значениями индексы упали больше чем на 20%. Индекс ММВБ к концу торгового дня снизился по сравнению с пиком 12 декабря на 20,3%.


Вторник обещал стать «черным», ведь накануне биржи в Америке были закрыты и теперь вал продаж угрожал обрушиться и на них. Судя по фьючерсам, котировки могли обвалиться на 5%. Но еще до начала торгов мир облетела сенсационная весть о снижении ставки ФРС сразу на 0,75 процентного пункта, до 3,5%. За неделю до этого рынки ожидали снижения максимум на 0,5 п. п., и только на очередном заседании комитета по открытым рынкам 30 января.


Молниеносные действия ФРС вызвали шквал критики: центробанку, мол, не пристало приходить на выручку спекулянтам. Да и самих спекулянтов вмешательство властей напугало не на шутку: вторничные торги в США открылись резким (на 3% с лишним) гэпом вниз, и только под вечер котировки отыграли часть падения.


Едва ли критика справедлива. Председатель ФРС Бен Бернанке, пожалуй, лучший в мире знаток того, что стоит, а чего не стоит делать центробанку. Резкое снижение ставки — не акт благотворительности, а реакция на информацию о сгущении туч над мировой экономикой, которая проявилась на биржах. Так, по крайней мере, предлагает трактовать действия ФРС Стивен Чекетти, в прошлом вице-президент Федерального резервного банка Нью-Йорка.


Уповать на то, что Бернанке и впредь будет выручать спекулянтов, не стоит: неадекватная интерпретация действий ФРС 24 января, наоборот, вынуждает председателя американского центробанка занять более жесткую позицию. По оценке Федерального резервного банка Кливленда, участники рынка ожидают, что с вероятностью 60% ставка ФРС будет снижена 30 января минимум на 0,5 п. п. Бернанке представится новая возможность удивить аналитиков. Впереди новые бури, и порох нужен сухим.



ЧТО БУДЕТ С РОССИЕЙ



Подъем — нормальное состояние экономики, напоминает сайт Национального бюро экономических исследований (nber.org), большинство рецессий непродолжительны и в последние десятилетия случаются редко. Именно NBER, вернее, «семеро мудрецов», образующих комитет по датированию бизнес-циклов, будущим летом официально объявят о том, что Америка вступила в полосу экономического спада (снижение производства в течение как минимум двух кварталов подряд). При условии, конечно, что ни ФРС, ни налоговые льготы на $150 млрд, которые вот-вот будут утверждены конгрессом, не смогут переломить ситуацию.


По оценке Чекетти, рецессия началась еще в декабре. Такого же мнения придерживаются аналитики Goldman Sachs. Вероятность того, что рецессия в Америке все-таки наступит, оценивается рынком предсказаний Intrade.com в 70%. Девять рецессий, случившихся в США с 1950 г., длились от 6 до 16 месяцев. Чекетти ожидает, что отрицательные темпы роста продержатся пару кварталов, аналитики Goldman Sachs говорят о 2-3 кварталах. По историческим меркам это оптимистичный прогноз. Впрочем, выглядит он куда более обоснованно, чем паникерские заявления Джорджа Сороса о том, что мир на пороге самого глубокого кризиса за последние 60 лет.


Министр финансов Алексей Кудрин заявил в Давосе, что Россия будет островом стабильности в надвигающейся буре, и пообещал, что Москва в случае чего подставит плечо мировой экономике. Если второе утверждение можно списать на головокружение от успехов (по оценке МВФ, доля России в мировом ВВП — 2,8%, спасаемый и спасающий просто несоизмеримы), то первое вполне правдоподобно. С золотовалютными резервами под $500 млрд и адекватной экономической политикой, за которую отвечает сам Кудрин, Россия относительно безболезненно переживет и снижение цен на нефть, и коррекцию цен на металлы. Главное, чтобы вслед за Америкой не произошло резкого падения темпов роста в Китае, — спрос с его стороны поддерживает комфортные для России цены на сырье, на которое приходится около 80% нашего экспорта. Пока в Поднебесной все хорошо: в IV квартале ВВП вырос на 11,2%, и это несмотря на очевидное всем замедление в США.


Впрочем, благополучие реального сектора — слабая гарантия стабильности на российском фондовом рынке, который как раз очень сильно зависит от малейшего ухудшения конъюнктуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на худшие для российских инвесторов торговые дни XXI в.: в восьми случаях из десяти наши биржи накрывала волна, нахлынувшая из-за рубежа. «По нашему прогнозу, в случае рецессии в США индекс РТС к концу года вряд ли поднимется выше 2184», — говорит аналитик по макроэкономике «ЮниКредит Атон» Владимир Осаковский.



ЧТО ДЕЛАТЬ ИНВЕСТОРУ



Как реагировать на пилообразную траекторию котировок инвестору с долгосрочной стратегией? Главное правило — не дергаться вслед за движениями на рынке. Слишком впечатлительные рискуют разделить провал тех, кто вышел в деньги во вторник, практически на дне, и пропустил отскок в конце недели, когда индекс ММВБ поднялся на 8,5%. Попасть в яблочко, продав на пике и купив по бросовым ценам, так же просто, как выиграть $10 млн в лотерею. На бирже лучшие и худшие дни часто следуют друг за другом. Через неделю после падения на 10,9%, 30 ноября 2000 г., индекс РТС отскочил на 7,7%. 22 мая 2006 г. он рухнул на 9,05%, 23-го — вырос на 6,75%. И пусть отскок не компенсировал потерь, пропустить его было бы очень обидно.


Инвесторы, убежавшие в деньги после «черного понедельника» (19 октября 1987 г.), пропустили три из десяти лучших дней в американской биржевой истории, когда индексы выросли на 9,3, 5,3 и 4,9%. Правило «провал-отскок» — универсальное, действует и на Западе, и на Востоке. После паники в начале недели в ее конце азиатские биржи демонстрировали впечатляющий рост: азиатский индекс MSCI подскочил в пятницу на 4,5%, что стало лучшим результатом с октября 1998 г., японский Nikkei — на 4,1% (прыть, невиданная с марта 2002 г.).


Частным инвесторам, не увлекающимся day trading, стоит взять пример с аналитиков, пытающихся видеть как минимум среднесрочную перспективу. Старший экономист ИК «Ист Кэпитал» Александр Фетисов снизил свои ожидания по индексу РТС, но совсем чуть-чуть — с 2900 до 2864. В «ЮниКредит Атон» пока не видят оснований, чтобы отказываться от базового прогноза, составленного в прошлом году: он предусматривает, что индекс РТС достигнет к концу 2008 г. значения 2659 (рост на 16% за год). «Рыночное падение не означает, что изменится фундаментальная стоимость компаний, — подчеркивает главный стратег Альфа-банка Рональд Смит. — Мы оставляем свой прогноз по индексу на уровне 2920 пунктов».


«Не вижу причин для изменения прогноза — налицо лишь временная волатильность», — говорит Ованес Оганесян из ИК «Ренессанс Капитал». Он по-прежнему верит в то, что к концу 2008 г. значение индекса РТС дорастет до 3000. «Мы не готовы по каждому чиху заниматься пересмотром прогнозов», — упорствует Михаил Зак из Газпромбанка. Его прогноз и того выше — 3150. Кто-то назовет этих людей неисправимыми оптимистами. Но ведь каждый, кто инвестирует в акции в расчете на долгосрочный рост, в глубине души и сам неисправимый оптимист.


Владимир Федорин
Екатерина Самородова
Татьяна Сейранян


(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter