Маршрут не построен. Авария в Суэцком канале дает преимущество Севморпути » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Маршрут не построен. Авария в Суэцком канале дает преимущество Севморпути

25 марта 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Суэцкий канал - один из главных мировых транспортных путей - вновь в центре внимания всего мира. Несколько веков назад он был одним из символов могущества, а впоследствии - полем битвы за влияние крупнейших держав. Инцидент в Суэцком канале заставляет вспомнить Северный морской путь, который имеет временные преимущества перед своим египетским "коллегой".

Авария контейнеровоза в Суэцком канале стала новостью номер один в мировых СМИ. Cудно с названием Ever Given, что в переводе означает "Когда либо данный", село на мель, преградив путь для 150 различных транспортных судов с грузами на многие миллионы долларов. Согласно экспертным оценкам, контейнеровоз блокирует транспортные перевозки на сумму примерно $9,6 млрд в сутки.

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное море - это главный транспортный маршрут для перевозки нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока в страны Европы и США. Его длинна всего лишь 160 километров, но экономическое значение огромно. С 2015 по 2020 год через Суэцкий канал прошло 90 000 судов, которые перевезли 5,5 миллиарда тонн грузов.

Как отмечает РБК, каждый день через канал провозится 600 тысяч баррелей сырой нефти, и приостановка работы на нем грозит многомиллиардными убытками судоходам. Мировые СМИ уже назвали происшествие "самой дорогой в мире пробкой".

В среду 24 марта 400-метровый 200-тысячетонный контейнеровоз удалось немного сдвинуть с места и частично освободить место для прохода судов.

Как отметил в интервью Financial Times эксперт аналической группы TankerTrackers Самир Мадани "канал является ключевым узлом в мировой торговле. …любая длительная блокировка будет иметь серьезные последствия, от влияния на цены на нефть и тарифы на доставку до вынуждения контейнеровозов идти по более длинным маршрутам вокруг Африки".

Как отмечает в беседе с Finam научный сотрудник ИМЭМО Илья Крамник, автор телеграмм-канала @kramnikcat, "потерпевший аварию танкер служит отличным символом назревающих в мировой морской торговле перемен".

Эксперт напоминает, что канал заблокирован ровно в том месте, где дублера у него нет - в южной части, между Суэцем и Малым горьким озером в Египте. Это означает что маршрут, по которому проходит 12% торгового трафика, "надежно перекрыт".

По мнению Крамника, ситуация может заставить руководителей мировых судоходных компаний более пристально присмотреться к Северному морскому пути: "Очень любопытно, сколько клерков и CEO судоходных компаний сегодня с новым интересом задумались о том, что хорошо бы какую-то часть флота (и трафика) перевести на суда ледового класса, способных ходить из Восточной Азии в Западную Европу и обратно через Севморпуть?"

Северный морской путь задумывался как альтернатива Суэцкому каналу благодаря преимуществам маршрута, который на треть сокращает время доставки грузов. Подобное сокращение дает СМП большие преимущества перед Суэцким каналом. "СМП может стать важным транспортным коридором в глобальной торговле, альтернативой традиционным маршрутам плавания", - говорил ранее Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

"ЧП в Суэцком канале стало сигналом для мировой логистики в пользу Севморпути" - с таким заголовком после инцидента вышла правительственная "Российская газета".

Директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов говорит Finam.ru, что некоторые компании могут в связи с аварией на Суэцком канале больше думать о возможностях использования СМП, но радикального сдвига не произойдет из-за существующих юридических препонов: "С точки зрения международного права СМП это внутренние морские воды, поэтому требования устанавливаются внутренним законодательством. Для международных операторов это не очень понятно или рискованно. Россия же не готова обеспечить свободный проход по стратегическим соображениям контроля".

В этой связи, считает Салихов, России самой надо определиться стоит ли менять ситуацию. "Надо определиться, либо открываться тогда можно ожидаться роста потока грузов через СМП, либо сохранять контроль - но тогда и не стоит ждать большого потока иностранцев, которые будут выполнять ваши требования", - считает эксперт.

Cуэцкий кризис героя СССР

Ситуация вокруг Суэцкого канала заставила многие мировые СМИ вновь вспомнить о его истории и политическом значении: "Суэцкий канал, символ египетской гордости и источник конфликта, снова в центре внимания", - с таким заголовком вышла газета Wall Street Journal.

Современный Суэцкий канал берет свое начало из так называемого "канала фараонов", прорытого во втором тысячелетия до н.э. Он упоминается в летописях античного ученого Геродота. Однако неоднократно канал приходил в негодность и многие века оставался брошенным. Попытки его восстановить предпринимались самыми различными личностями, включая французского императора Наполеона Бонапарта. Для прохода судов открыт он был в ноябре 1869 года. Долгие годы канал находился в собственности Египта, однако в 1875 году из-за больших финансовых трат он был продан Великобритании, которая оставалась полновластной хозяйкой канала десятки лет.

В 1956 году Суэцкий канал был национализирован президентом Египта Гималаям Абдель Насером. "В июле 1956 года египтяне слышали Гемаля Аделя Насера и верили, что после многих лет разочарований будущее наконец-то наступило" - описывает этот исторический день в своей книге "Создание Суэцкого Канала" экономический публицист Захарий Карабелл.

СССР полностью поддержал действия Героя СССР Насера. "Республиканское правительство, которое возглавил деятель освободительного движения Гамаль Абдель Насер, добилось вывода из страны английских войск ... национализировало англофранцузскую компанию Суэцкого канала, многие десятилетия грабившую страну", - писал в 1974 году в книге "Современные международные отношения и внешняя политика" советский профессор Владимир Нехамкин.

Однако действия египетских властей привели к военному конфликту против этой страны со стороны Франции Великобритании и конфликтовавшего с Египтом Израиля. В СССР конфликт получил название "Суэцкого кризиса". Его удалось урегулировать при посредничестве ООН.

В настоящее время канал является собственностью Египта и приносит значительные доходы этой стране. Стоит отметить, с 2015 года после расширения канала, что стоило Каиру $8 миллиардов, доходы от него возросли на 4,7%. Восстановление судоходства по каналу для Египта - вопрос и экономики, и политического престижа. Конечно, вряд ли ситуация грозит новым "Суэцким кризисом" однако, как и тогда есть повод задуматься о хрупкости мировых отношений и экономике, которая играет главную роль в любых конфликтах.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter