Закон непредвиденных последствий: сегодня миру не хватает всего, что нужно » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Закон непредвиденных последствий: сегодня миру не хватает всего, что нужно

6 апреля 2021 Saxo Bank Якобсен Стин
Главная мысль текущего макроэкономического прогноза вращается вокруг осознания того, что гигантские усилия законодателей по одновременному решению трех основных проблем настоящего времени – неравенства, «зеленой» трансформации и ряда инфраструктурных проблем – дорого обойдутся мировой экономике. Эта высокая цена будет уплачена в виде инфляции, более высокой предельной стоимости капитала и осознания того, что указанные проблемы должны решаться по очереди.

В глобальной экономике и политике большим изменением на фоне пандемии стало признание правительствами по всему миру, в той или иной степени, того факта, что мы навсегда перешли в эру фискального стимулирования. Текущая ситуация диаметрально противоположна той, которую мы наблюдали в «прижимистых 2010-х», когда государства и центральные банки занимались самообманом, наивно полагая, что фискальный дефицит и нормализация монетарной политики возможны. Иными словами, дни веры в то, что экономика может возродиться за счет создания кредитов с помощью изменения цены денег, расчета на банковскую систему и фокуса на простой финансовой стабильности, прошли. Денежный наркотик чуть не убил реальную экономику, отправив при этом стоимость финансовых активов прямиком в небеса. Теперь, после всех этих лет пренебрежения реальным сектором экономики, нужна соответствующая доза стероидов. Это означает, что сегодня мы становимся свидетелями силового смещение внимания политиков с финансовой стабильности на социальную стабильность. В настоящее время монетарная политика превратилась в «послушную собачку» того, что многие окрестили «фискальным доминированием».

Фискальное доминирование – это ответ на атаку на демократию, которая является результатом десятилетий роста неравенства, нарушающего общественный договор. Пандемия Covid-19 стала той соломинкой, сломавшей как никогда более уязвимую спину парадигмы прошлого: с 1980-х годов при каждом восстановлении ответные меры усиливали «K-образную» тенденцию – самые богатые люди и высокооплачиваемые должностные лица получали львиную долю доходов. С этого момента политики сосредоточат большую часть своих усилий на стимулирование роста вознаграждения нижней половины экономической «K-кривой», пытаясь отзеркалить ее и ликвидировать разрыв. Это возымеет огромные последствия для общества и рынков.

Происходящее можно назвать «Парадигмой социальной стабильности» – это модель спасения демократии. Это особенно верно для США, где «К-образные» искажения являются наихудшими среди всех стран развитого мира. Проще говоря, новая мантра заключается в том, чтобы печатать и тратить как можно больше денег при низких ключевых ставках и темпах инфляции. Поначалу это решение кажется очевидным, но нам стоит задуматься о последствиях этой политики, например, о рисках возникновения галопирующей инфляции.

Иногда у старости есть свои преимущества: никто моложе 50 лет уже и не вспомнит каково это – жить в инфляционном мире, и ни один специалист по инвестициям моложе 70 лет также не сможет этого вспомнить.

Я хорошо помню акцию «Воскресенье без автомобиля» в Дании во время кризиса ОПЕК, помню, как мои родители изо всех сил пытались выплатить свои 18%-ые ипотечные кредиты и как правительство постоянно повышало заработную плату и девальвировало валюту (конечно, в большей степени это касалось США, чем Дании). И подоходный налог! Предельная ставка в США все еще составляла 70% до изменений Рейгана в начале 1980-х годов, когда инфляция пошла на убыль и государственный долг был ей обесценен. За тот же период времени в Швеции он достиг удивительного уровня в 102% (читайте Астрид Линдгрен).

«Мы приближаемся к пропасти» – такой призыв к действию раздается сегодня.

В 1970-е годы пришел конец Бреттон-Вудской системе, которая начала разрушаться в 1971 году, когда Никсон полностью отменил привязку доллара к золоту. Это переместило мир к денежной системе, в которой доминировал переоцененный доллар США. Инфляция 1970-х закончилась в начале 1980-х, когда председатель ФРС Волкер отправит ключевую ставку в небеса. Сегодня ни один центробанк не решится на такое – подобный шаг мгновенно спровоцировал бы обширную перезагрузку цен на активы и реальный сектор, который в данный момент может выжить только при нулевых или почти нулевых ставках. Поэтому рынок должен будет сделать этот шаг за них. Главное, что мы хотим донести до инвесторов: сегодня вы живете в мире, каждый аспект которого отличается от того, что вы когда-либо видели.

Способность низких процентных ставок помочь реальному сектору экономики исчерпала себя много лет назад, даже с учетом того, что ранее они помогли задрать цены на активы до небес. Теперь, когда большая часть населения остается за бортом, неравенство становится опасной политической проблемой. С этого момента инфляция активов больше не правит бал просто потому, что сегодня все, что создает денежный поток или даже отдаленное обещание его предоставить (подумайте о технологических стартапах без прибыли и тд.) оценивается до бесконечности из-за нулевого знаменателя.

Пути назад уже нет
С целью обеспечения финансовой стабильности основное внимание теперь будет приковано к увеличению дохода от труда (заработной платы, пособий), нежели от капитала. С течением времени это будет означать более высокий рост заработной платы и более низкую доходность капитала.

Материальные активы превзойдут нематериальные, а активы с положительной выпуклостью выиграют (те, которые выигрывают от повышения доходности и мирового спроса на ресурсы). В конце концов, сегодня мы предпринимаем последние попытки решить кризис производительности/платежеспособности за счет увеличения долга.

Растущие ограничения предложения и избыточный спрос со стороны государства на основные ресурсы, подталкиваемый повесткой главных вызовов поколения – климатических изменений и неравенства – это «криптонит» свободного рынка.

Затем последуют несколько более высокие процентные ставки, возрастет волатильность, но также это будет лучшая макросреда за всю мою жизнь.

Вот мы и подошли к эпилогу этой истории притворства и расширения и, чтобы уйти с помпой, правительства уже запустили маховик «вертолетных денег», думая, что это не принесет никаких непредвиденных последствий.

Король Монетарная политика умер, да здравствует король Фискальная политика!

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter