Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Навскидку - что поможет электрокарам стать популярнее в России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Навскидку - что поможет электрокарам стать популярнее в России?

6 августа 2021 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Россиянам предоставят 25-процентные скидки при покупке электромобилей. С такой идеей выступили Минэкономразвития и Минпромторг России. Это призвано стимулировать спроса на такие машины в стране. Таким образом, при индикативной стоимости локализованных авто в 2,5 млн рублей размер скидки составит 625 тысяч рублей.

Намерение властей России предоставлять скидку покупателям электромобилей можно оценить положительно. Это свидетельствует о том, что они обеспокоены растущим объемом вредных выбросов и заинтересованы в его сокращении, а транспорт, как известно, является одним из источников загрязнения. Увеличение количества электромобилей в стране может способствовать решению этой задачи, даст толчок изменениям автомобильного рынка.

Однако есть ряд вопросов к данному предложению. Во-первых, если власти намерены стимулировать потребителей, предоставляя им скидку на приобретение электрокаров, то этого мало. Стимулировать нужно и производителей такой техники. Более того, имеет смысл стимулировать всех, кто будет задействован во всей цепочке производства и эксплуатации электромобилей. Начиная от металлургов, химиков, шинников и так далее до строителей и энергетиков, которые будут строить зарядные станции и обеспечивать их энергией. Стимулирование может быть разным для каждого из участников этой цепочки. Но именно принадлежность к тем, кто продвигает электромобили в стране, может вынудить их прилагать больше ресурсов для решения данной задачи.

Во-вторых, пока отечественного серийного производства электромобилей в стране нет. Возможно, нужно распространить эти меры стимулирования на иностранную продукцию. Да, выгоду могут получить производители электрокаров из других стран, ведь они закрепятся на отечественном рынке, но эти меры стимулирования для них могут быть введены на небольшой период, и далее их можно отменить и ввести другие, которые подтолкнут их к созданию производства в России.

В-третьих, важным элементом для развития сегмента электромобилей в стране является наличие инфраструктуры, в первую очередь, зарядной, но и торговая, и сервисная тоже необходимы – одних лишь скидок покупателям недостаточно для увеличения спроса на электрокары. Если потребители не будут иметь возможности зарядить его, пусть даже не во всех местах страны, а лишь в крупных городах и на основных магистралях, то покупать электромобили станут лишь немногие, а именно те, кто любит риск и не боится остаться в чистом поле с неработающим двигателем из-за того, что электричество у него все "вытекло". Естественно, необходима и другая инфраструктура для электрокаров, их владельцы не должны чувствовать себя париями на дорогах страны. И в первые году распространения электрокаров на отечественном рынке эти расходы должно взять на себя именно государство в дополнение к предлагаемым скидкам на их приобретение.

Помимо уже названной проблемы почти полного отсутствия зарядной инфраструктуры, еще одним барьером для широкого распространения электромобилей в стране является недостаточная информированность населения о важности этого вида транспорта, его значении для охраны жизни и здоровья людей, сохранения окружающей среды. Многие считают технические характеристики электрокаров хуже, чем у автомобилей с традиционными двигателями, а расходы на них – выше. Для изменения ситуации государству придется организовать и провести масштабную информационную и образовательную кампанию уже с производителями и дилерами о пользе и возможностях электрокаров, показать выгоду от их приобретения и эксплуатации. Возможно, в рамках этой программы потребуется более широкое использование электромобилей в самых разных сферах: такси и доставка, транспорт служб экстренного реагирования, каршеринг и тому подобное.

Именно государство в ближайшие годы должно стать наиболее активным покупателем и эксплуататором таких автомобилей в стране. Это подтолкнет как население, так и бизнес сделать выбор в их пользу. Понятно, что масштабного наступления на традиционный транспорт с целью всех пересадить на электрический не будет, но, возможно, какие-то шаги для вытеснения их из автомобильного парка предпринять стоит. Смогли же в России, к примеру, за несколько лет перейти на более высокие стандарты топлива с меньшим содержанием вредных веществ. Причем на него перешли и производители, и потребители. Парк транспортных средств в результате заметно обновился, что поддержало отечественный автопром и не только его. Нечто подобное такому переходу может быть осуществлено и в плане замены автомобилей с традиционными двигателями на электромобили, но, конечно, этот процесс должен быть растянут на много лет, чтобы избежать роста напряженности в обществе.

То, что у нас в стране электромобили получат распространение позже, не является критичным. Ориентируясь на опыт других стран, Россия может предпринять свои шаги по их распространению и избежать распространенных ошибок в этом вопросе. Длительный подготовительный период позволит и производителям, и потребителям сделать все необходимое для постепенного обновления автомобильного парка и перехода на экологические виды транспорта. Предлагаемая властями РФ мера в виде скидки для покупателей несомненно важна для распространения электрокаров в стране, но это лишь первый шаг, и, возможно, потребуются и другие, чтобы такие автомобили стали востребованными и привычными на местных дорогах.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу