Как меры ЦБ по регулированию экосистем отразятся на мелких и средних банках » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как меры ЦБ по регулированию экосистем отразятся на мелких и средних банках

17 августа 2021 Открытие | Открытый журнал Скворцов Дмитрий
Меры для контроля над банковскими рисками, которые Банк России намерен ввести в ближайшие три-пять лет, могут сильно ударить по малым и средним банкам, принимающим участие в создании и развитии экосистем или не участвующих в этом вовсе.

Для борьбы с рисками при активном вовлечении банков в работу в нефинансовом секторе, регулятор намерен ограничить объём направляемых на эти цели банковских активов, названных иммобилизованными (ИА). Банк России планирует учитывать их с повышающим коэффициентом, вычитая полученный результат из собственного капитала банка перед проверкой на достаточность капитала.

На сегодняшний день, по нормативам ЦБ, неиспользуемые для банковской деятельности активы, учитываемые на балансе более трёх лет, подлежат резервированию (до 75% от первоначальной стоимости в зависимости от возраста на балансе). Однако это требование не распространяется на активы, учитываемые по справедливой стоимости. Используя эту оговорку, многие банки не начисляют резервы на наиболее существенные объекты непрофильного имущества, например на инвестиционную недвижимость.

Максимальные требования (риск-вес 1250% или вычет) применяются к покрытию капиталом вложений в нефинансовые организации, ОС и непрофильную недвижимость только при достижении высоких (60% и более) пороговых значений концентрации этих активов по отношению к капиталу. При этом вложения в финансовые организации регулируются жёстче — вычету подлежит превышение порогового значения в размере 10% от базового капитала.

По мнению аналитиков ЦБ, банки, активно инвестирующие в развитие экосистем, подвергаются дополнительному риску. Он связан с тем, что для такого рода активов нет ликвидного рынка, и, если то или иное направление развития экосистемы окажется для банка убыточным или банку по каким-либо причинам срочно потребуется ликвидность, ему будет сложно реализовать эти активы.

Поэтому Банк России, рассматривая три варианта регулирования этой сферы деятельности банков («А» — институциональное разделение банковской и нефинансовой деятельности; «Б» — введение максимального коэффициента риска (1250%) или вычет из капитала банка всех новых вложений в ИА, которые создают повышенные риски для кредиторов и вкладчиков; «В» — внедрение для таких ИА риск-чувствительного лимита (РЧЛ) в процентах от капитала), отдаёт предпочтение варианту «В».

Однако дьявол прячется в деталях. В предложениях ЦБ в понятие иммобилизованных активов планируется включить земли, вложения в недвижимость и прочие активы, которые часто попадают на баланс банков в результате изъятия залогов у клиентов, не имеющих возможности расплатиться по своим займам. И если общий объём этих активов, рассчитанный через специальные повышающие коэффициенты, превысит уровень в 30% от капитала банка, их скорректированная стоимость будет вычитаться из основного капитала организации. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что многие банки по этому показателю не смогут соответствовать минимальному порогу достаточности капитала, а это — прямая дорога к отзыву лицензии у кредитной организации.

В Ассоциации банков России (АБР) считают, что регулирование рисков участия банков в экосистемах, предложенное ЦБ, не всегда касается вопросов развития экосистем и затрагивает интересы банков, занимающихся традиционной банковской деятельностью.

Есть риск, что к ИА по новой методике можно будет отнести и банковские отделения. Это ударит по банкам с широкой региональной сетью (и будет на руку развивающему свою цифровую экосистему «Тинькофф Банку»). Могут пострадать и жители небольших населённых пунктов: банки закроют там свои отделения.

В числе пострадавших могут оказаться малые и средние банки, активно кредитующие реальный сектор. Залоговые активы, которые банки получают в случае невозврата кредита корпоративными заёмщиками, тоже могут быть расценены как ИА. Если раньше у банков была возможность дофинансировать и восстановить деятельность проблемных предприятий, то после введения новых норм ЦБ, им придётся как можно быстрее распродавать эти активы по дешёвке по частям. Такая перспектива заставит банки жёстко оценивать предлагаемое в залог имущество предприятий (или его акции) или увеличивать процентную ставку по кредиту.

Если говорить о кредитовании инновационных компаний (не как частей собственной экосистемы, а сторонних заёмщиков), банки будут вынуждены отказываться от варианта вхождения в акционерный капитал заёмщика. Поскольку у таких компаний, как правило, нет залогов, банки будут вынуждены либо вовсе отказывать им в кредитах, либо предлагать дорогие необеспеченные кредиты в меньшем объёме. Это не даст возможность развивать стартап в полной мере либо превратит долговую нагрузку в непосильное бремя из-за повышенной процентной ставки.

В Ассоциации банков России подготовили и направили в ЦБ письмо, в котором обращают внимание на негативные последствия введения новых мер для всей банковской системы.

В письме говорится, что превышение лимита, который планирует установить ЦБ, изымет из банковского капитала 1,75 трлн руб., из-за чего 46 кредитных организаций моментально пробьют минимальный порог достаточности капитала в 8%, а ещё 66 банков не смогут соблюдать норматив с учётом надбавок (11,5% для системно-значимых банков и 10,5% для остальных). По предлагаемой регулятором методике расчёта, новым требованиям не смогут соответствовать более половины российских банков — 190 из 377.

По всей видимости, тема регуляторных новаций Банка России станет одной из самых обсуждаемых на сентябрьском банковском форуме в Сочи.

Споры будут жаркими, поскольку аналитики ЦБ считают, что, кроме рисков накопления иммобилизованных активов, участие банков в экосистемах создаёт и другие риски: бизнес-риски (включая стратегические), операционные риски (киберриски и риски утечки и несанкционированного использования клиентских данных), риски вынужденной поддержки других участников экосистемы.

Рискам подвергаются не только банки, выступающие архитекторами экосистем, но и кредитные организации, участвующие в экосистемах в роли партнёров или дочерних подразделений технологических компаний. Поскольку реализация этих рисков может привести к непредвиденным убыткам, для их покрытия банку необходим дополнительный капитал.

Банк России оставляет за собой право устанавливать повышенные требования для банков с неудовлетворительной оценкой достаточности капитала по ВПОДК (внутренние процедуры оценки достаточного капитала), а также относить отдельные банки, которые развивают крупные экосистемы, к системно значимым (СЗКО), даже если они не удовлетворяют этому критерию по масштабу банковской деятельности. Как говорил Джордж Оруэлл: «Все животные равны, но некоторые животные равнее других».

Надо отдавать отчёт, что основная проблема регулирования деятельности экосистем в России (а наряду с российскими экосистемами действуют и крупные зарубежные: Amazon, Alibaba, Google и другие, а также экосистемы созданные технологическими или торговыми компаниями вроде Yandex Ozon или Wildberries) находится вне сферы компетенции ЦБ. В данном случае ЦБ спекулирует на теме. Принимать решения о том, как именно регулировать участие банков в жизни экосистем целесообразно после того, как будут выработаны правила для работы самих экосистем — это уже вне полномочий Банка России, и предмет для обсуждения в аудитории более широкой, чем банковское сообщество.

Вместе с тем проблема непрофильных активов, попадающих на баланс малых и средних банков, не работающих с экосистемами, требует своего решения.

Проблема малых и средних банков, если смотреть на неё не с точки зрения пруденциальных требований ЦБ, а с общеэкономической точки зрения, заключается в трёх факторах: общего снижения доходности операций кредитования из-за снижения ставок, снижение доли малого и среднего бизнеса в экономике, снижение востребованности кредитов у субъектов малого и среднего бизнеса. В итоге клиентская база малых и средних банков сокращается. Чтобы выжить, им приходиться иметь дело со средними предприятиями и компаниями, для которых размер кредита выше, а заёмщиков при той же сумме активов у банка становится меньше. Если у одного из них возникают проблемы, их относительный размер для банка может оказаться слишком большим (а также залог, попадающий на баланс банка). При этом предприятия с ликвидными залогами легче могут получить кредит у крупных банков: у малых и средних банков увеличивается концентрация кредитов с малоликвидными и нестандартными залогами.

Ситуация с устойчивостью малых и средних банков с одной стороны должна быть предметом заботы Банка России, с другой — обусловлена общеэкономическими причинами, на которые ЦБ повлиять не может.

Теоретически положение малых и средних банков могло бы улучшиться с появлением инфраструктуры для участия банков в предоставлении синдицированных кредитов. Это дало бы возможность снизить сумму, приходящуюся для каждого банка на одного заёмщика, и позволило бы небольшим банкам диверсифицировать свой кредитный портфель. Можно было бы представить себе обеспечивающую эту цифровую финансовую экосистему, к которой небольшие банки могли бы подключаться. Однако создание такой экосистемы неинтересно крупным банкам, а небольшие банки этого сделать не смогут: это потребует больших и рискованных вложений. Проблему работы с залоговыми активами, доставшимися банкам в случае невозврата кредитов, такая экосистема не решит.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter