Есть у революции конец. 30 лет путчу ГКЧП » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Есть у революции конец. 30 лет путчу ГКЧП

18 августа 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр

Сегодня, 18 мая, исполняется ровно 30 лет со дня создания Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) - заговора высшего руководства страны против президента СССР Михаила Горбачева. Руководители путча продержались три дня и были вынуждены отступить, благодаря политическому руководству России и общественному возмущению. Несмотря на то, что члены ГКЧП пытались "спасти страну", их действия лишь ускорили распад Союза. При этом, нынешняя политическая элита страны, включая президента Владимира Путина, хотя и дистанцируется от событий того времени, фактически пришла к власти именно благодаря августу 1991-го.

Мужчины с каменными лицами, один из них с трясущимися руками, номинальный глава ГКЧП вице-президент Геннадий Янаев, "Лебединое озеро" по телевизору, президент Борис Ельцин на танке, вице-президент Александр Руцкой с короткоствольным АК через плечо, танки, застрявшие в туннеле, спускающийся по трапу президент СССР Михаил Горбачев с дочерьми, укрытыми пледом...

Большинство этих картинок навсегда врезалось в память, хотя точные события трех августовских дней остались лишь в рассказах очевидцев и книгах историков. Большинство граждан не очень хорошо помнит подоплеку "августовского путча", к тому же путает их с событиями у Белого Дома в 1993 году. Два года спустя те, кто был тогда заодно, уже стреляли друг в друга.

Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению, а фактически - захват власти в стране группой высокопоставленных заговорщиков, куда вошли премьер министр Валентин Павлов, а также силовики: главы КГБ Владимир Крючков, МВД Борис Пуго и Минобороны Дмитрий Язов, - не было спонтанным.

Заговорщики задумались об этой идее еще в марте, а главы силовых ведомств даже пытались продавить указ о совместном патрулировании городов страны милицией и военными.

Однако понимания у Горбачёва они не нашли. (Впоследствии ряд членов ГКЧП утверждал, что Горбачев, якобы, знал об их планах.)

Указами ГКЧП был приостановлен выпуск ведущих газет и программ на национальном телевидении, в город были введены танки, на пресс-конференции глава ГКЧП Янаев заявил, что Горбачев "болен" и не может исполнять своих обязанностей. Это была ложь: Горбачев в это время был фактически изолирован в Крыму, куда полетел отдыхать вместе с семьей. И, хотя при нем находились вооружённые телохранители, вылететь из Крыма он не мог, взлетная полоса по приказу лояльных ГКЧП военных была заблокирована тяжелой техникой. Соцсетей и интернета в то время не было...

От ГКЧП не ждали "ничего хорошего"

Триумфа на пресс-конференции ГКЧП, куда пришли сотни советских и иностранных журналистов, не получилось. Вопрос журналистки Татьяны Малкиной: "Вы понимаете, что совершаете государственный переворот?" - фактически определил отношение общества к событиям. Социолог Сергей Хайкин, который смотрел пресс-конференцию ГКЧП по телевизору в Воронеже, вспоминал в интервью для книги "Открытый вопрос. Общественное мнение в современной истории России", что его реакция была исключительно непечатной: "Опять на кафедру научного коммунизма!".

Радиостанция "Эхо Москвы", которую не успели закрыть путчисты, транслировала социологические опросы ВЦИОМ. Мнения граждан социологи собирали прямо "с колес". Вердикт был простым: большинство не поддерживало ГКЧП и не ждало от него "ничего хорошего".

Несмотря на то, что среди членов ГКЧП были разные люди, - ненавистный обществу за денежную реформу премьер Павлов и заслуженные фронтовики Валентин Варенников и Дмитрий Язов, - программа и действия путчистов не вызывали поддержки.

К тому же, симпатии общества были на стороне тогдашнего президента РСФСР Бориса Ельцина, который призвал москвичей оказывать сопротивление ГКЧП.

Свою речь Ельцин произнес на танке, часть военных, перешли на сторону защитников Белого Дома и его тогдашних союзников - вице-президента Александра Руцкого и главу парламента Руслана Хасбулатова. Защитников Белого Дома поддержали также высокопоставленные генералы-десантники Александр Лебедь и Павел Грачев, которые также перешли на сторону противников ГКЧП. Благодаря решительным действиям граждан и руководства России президент СССР был освобожден и вернулся в Москву 22 августа, участники ГКЧП были арестованы.

Сторонникам Ельцина способствовала и определенная удача -нерешительность действий самих путчистов. Они не арестовали никого из российских лидеров, хотя группа захвата была к этому готова, но не прибегла к более жёстким действиям.

Возможно, прошедшего настоящую войну маршала Язова напугали жертвы - пытаясь остановить танки, шедшие в Москву, погибло трое молодых людей: Владимир Усов, Дмитрий Комарь и Илья Кричевский. Всем им впоследствии было присвоено звание Героев СССР.

Двое из участников ГКЧП покончили с собой: застрелились Борис Пуго и его супруга, покончил с жизнью и экс-замминистра обороны маршал Сергей Ахромеев, о котором его бывший американский коллега, адмирал Кроу напишет в некрологе: "Когда бремя этих разочарований стало для него слишком большим, он решил, что больше не может с ними жить. Он был человеком чести, порядочности и ума".

Свои действия члены ГКЧП объясняли тем, что пытались остановить распад СССР, который мог произойти после подписания нового союзного договора, который готовил Михаил Горбачев. По иронии судьбы, в этом вопросе с ними была солидарна и часть депутатов-сторонников самого Ельцина, среди них - известный историк Юрий Афанасьев. В письме президенту они обращали внимание на то, что, если Союзный договор будет подписан, Россия лишится части своего суверенитета.

Несмотря на большую общественную ностальгию по СССР, действия ГКЧП по-прежнему оцениваются россиянами негативно. По данным опроса ВЦИОМ, опубликованного 18 августа, 10% россиян считают, что победа ГКЧП ни к чему не привела, хотя 8% считают, что она могла бы сохранить СССР.

"Звездный билет" Путина, Шойгу и Золотова

Победа над ГКЧП стала в определенном смысле праздником короткой свободы и единения самых разных людей. На кадрах 30-летней давности можно видеть, как милиционеры дружелюбно беседуют с рокерами и панками на самодельных баррикадах, и те, и другие слушают песни Константина Кинчева, пришедшего поддержать защитников Белого Дома. Среди них было немало предпринимателей, которые понимали, чем грозит возвращение к прошлому.

Но все это был, как пели их иностранные коллеги, "дым над водой" который быстро рассеялся.

Однако в те дни свой счастливый билет вместе с президентом Ельциным вытянула и сегодняшняя политическая элита. Президент России Владимир Путин, в то время заместитель главы мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, активно участвовал в противостоянии ГКЧП: "С одной стороны, я работал с Анатолием Собчаком, и он был на стороне действующей власти, на стороне Ельцина и так далее. А с другой стороны - попытка вот этого переворота, и силовые структуры, они были на стороне тех, кто это осуществлял. Я не мог быть там и там одновременно", - так рассказывал Путин о своей роли в те дни в фильме "Дело Собчака".

Активное участие в противостоянии ГКЧП принимал и нынешний глава Минобороны Сергей Шойгу. В августе 1991 года он поддержал Ельцина и осудил действия ГКЧП несмотря на то, что среди членов комитета был и его тогдашний покровитель - секретарь ЦК КПСС Олег Шенин.

После победы над ГКЧП Шойгу получил под свой контроль ведомство Гражданской обороны - основу будущего МЧС: "Так он повысил статус спасательного корпуса до силового ведомства, подчинявшегося уже лично президенту Ельцину", - пишут авторы книги "Операция "Единая Россия" Ольга Романова и Илья Жегулев.

О событиях 1991 года Шойгу тоже сегодня не вспоминает, правда, в недавнем разговоре с молодежью о падении духовности он назвал среди "патриотов России" Мстислава Ростроповича. Музыкант в те августовские дни прилетел из США в Россию, чтобы принять участие в защите Белого Дома.

Свой "звездный билет" во властную элиту вытянул, благодаря поражению ГКЧП, и будущий глава Росгвардии Виктор Золотов, в то время один из рядовых охранников президента Бориса Ельцина. Именно он стоит вместе с президентом на том самом танке, с которого обращался к народу президент.

Но несмотря на то, что эта победа способствовала их карьерному росту, сегодняшние руководители России не спешат отмечать праздник, который "МК" остроумно назвал "юбилеем ненужной победы".

Как пишет обозреватель издания Елена Егорова, в эти дни президент России будет отмечать 800-летие Нижнего Новгорода: "Несмотря на генетическую связь с победителями августа 1991 года, современная власть напрочь отрицает их методы и лозунги", -написала Егорова.

Участник событий августа 1991, советник президента Ельцина Сергей Станкевич говорит Finam.ru, что попытка принизить "великое значение революционных событий Августа 1991 года - огромная ошибка действующей в России власти".

"Все до единой ключевые фигуры современной политической и деловой элиты состоялись только в условиях, созданных революцией 1991 года. И не имели никаких хотя бы отдаленно сопоставимых шансов при "старом режиме".

"Август 1991 года открыл им дорогу наверх и предоставил ранее невиданные возможности. Став бенефициарами новой России, занимая руководящие должности в новом государстве, они бросают тень на обстоятельства появления этого государства, подрывают его легитимность", - продолжает Станкевич.

В случае, если бы ГКЧП победило, в стране была бы "другая элита", говорит Finam.ru историк Алексей Макаркин. После победы демократических сил возникло немало вакансий, отмечает эксперт, которыми воспользовались нынешние руководители страны.

Отношение к членам ГКЧП у нынешней элиты остается отрицательным, отмечает Макаркин: "Для них члены ГКЧП - это те, кто виноват в распаде СССР. К тому же, это и прецедент ареста президента: члены ГКЧП ударили Горбачева в спину, и никакому лидеру страны не захочется оказаться в подобной ситуации".

Именно поэтому власти не будут легитимизировать членов ГКЧП, правда, и приносить цветы к памятным местам тоже не станут, считает Макаркин. Единственное, что сделали власти, напоминает политолог, установили памятную дату - День Российского флага, который стал флагом России после победы над ГКЧП в августе 1991-го: "Флаг рассматривается как часть старых традиций, но без отсылки к 1991-му".

В свою очередь, автор книги "Гэкачеписты", историк Максим Артемьев считает, что власти не желают вспомнить о памятной дате, так как для них "спустя 30 лет, победа над ГКЧП выглядит как поражение страны. Да, формально Путин и Шойгу сделали резкую карьеру, но, по сути, в условиях и за счет распада исторической России".

"А была ли в нашем городе революция?" - спрашивал прохожих герой румынского фильма "12:08 к востоку от Бухареста". Этот фильм был посвящен событиям в Румынии, когда был свергнут диктатор Чаушеску. Сегодня вопросы про, что случилось в августе 1991 года друг другу лучше не задавать, спокойней будет.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter