Династия Прохоровых Биография создателей знаменитой «Трёхгорной мануфактуры» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Династия Прохоровых Биография создателей знаменитой «Трёхгорной мануфактуры»

15 декабря 2021 Открытие | Открытый журнал Егорова Ирина
Когда-то эта фамилия была известна на весь мир — ткани, производимые на прохоровских фабриках, ценились очень высоко. Благодаря промышленникам яркие павлопосадские шали стали таким же символом России, как матрёшки или гжель. Больше ста лет Прохоровы успешно управляли одним из крупнейших предприятий России. На заработанные капиталы они открывали школы и больницы для своих рабочих, активно развивали ткацкую отрасль страны.

Династия Прохоровых Биография создателей знаменитой «Трёхгорной мануфактуры»

Василий Иванович Прохоров

Василий Иванович

Основатель династии родился в 1755 г. Он был крепостным при Троице-Сергиевой лавре. Ещё ребёнком Василий часто сопровождал митрополита в его поездках в Москву. Пока церковнослужитель был занят своими делами, мальчик с интересом ходил по торговым рядам, изучал жизнь купеческого города. В один из таких приездов он попробовал продать на рынке красивые платки и шали с цветочным рисунком, изготовленные в родном Сергиевом Посаде. Товар шёл нарасхват — ткацких предприятий в те времена было мало, что создавало дефицит качественных тканей и изделий из них.

В 1764 г. императрица Екатерина II велела упразднить часть монастырей, и крестьяне, относившиеся к ним, стали свободны. Получив вольную, семья Прохоровых решила переехать в Москву. Василия отдали в услужение к промышленнику-старообрядцу, который владел пивоварней. Юноша получил хорошее по тем временам образование и впоследствии выполнял обязанности бухгалтера в лавке.

В 1785 г. Василий сам стал московским купцом. Он продолжил заниматься пивоварением — открыл «торг в Хамовниках». Бизнес шёл успешно, однако Прохоров решил отказаться от него, так как торговля спиртным противоречила его религиозным убеждениям. Против распространения «зелёного змия» выступала и супруга купца Екатерина Никифоровна.

Открытие «Трёхгорной мануфактуры»

В 1799 г. Василий познакомился с Фёдором Резановым, мастером ситценабивного дела — они решили открыть совместное предприятие по изготовлению тканей. У Прохорова уже были накопления и связи в московском купечестве. Партнёры сняли помещение фабрики на берегу реки Пресни — местность называлась в то время Три горы. Новое предприятие окрестили «Трёхгорной мануфактурой».

Конкуренции среди российских производителей почти не было, поэтому спрос на продукцию оказался высоким. Уже в 1803 г. компаньоны выкупили земельный участок вместе с фабрикой. Предприятие выпускало ткани для одежды, шёлковые и кисейные платки. Узоры для тканей создавались на мануфактуре, здесь же составлялись краски для нанесения рисунка.

Ткацкое дело в России тогда было развито слабо, поэтому найти специалистов среди соотечественников оказалось сложно. Однако владельцы «Трёхгорной мануфактуры» решили не привозить мастеров из-за границы, как это делали другие промышленники. Прохоров и Резанов поступили иначе — они открыли при фабрике училище, где дети крестьян и бедняков могли овладеть новой профессией.

В 1810 г. на предприятии трудились около 100 человек, и только для двух механизмов использовалась конная тяга. Основными конкурентами фабрики были английские производители, на заводах которых к тому времени часть работы уже выполняли машины. «Трёхгорная мануфактура» не могла сравниться с ними в количестве выпускаемого товара, хотя его качество ничуть не уступало иностранному.

После большого пожара

В 1812 г., во время оккупации Москвы французскими войсками, сгорели многие городские постройки, в том числе и часть «Трёхгорной мануфактуры». Для её восстановления требовалась немалая сумма, и Резанов решил выйти из дела, забрав остатки причитавшегося ему капитала. Василию пришлось на собственные средства заново отстраивать предприятие.

Благодаря налаженным связям в московском купечестве Прохорову удалось договориться с кредиторами об отсрочке выплат. В этот период к семейному бизнесу активно подключился сын Тимофей — ему было 16 лет. До этого юноша обучался ситценабивному делу на фабрике С. А. Чванова, часто бывал на семейном производстве и помогал отцу.

Василий был уже в преклонном возрасте и плохо себя чувствовал, поэтому Тимофей всё чаще брал на себя его обязанности. Юноша быстро восстановил фабрику и занялся её усовершенствованием. Когда в 1815 г. Прохоров-старший скончался, управление «Трёхгорной мануфактурой» полностью легло на плечи его сына.

Основатель фабрики был дважды женат. В первом браке с Настасьей Григорьевной у него родились две дочери, Татьяна и Александра. После скоропостижной смерти супруги Василий женился повторно — на Екатерине Никифоровне, дочери известного купца. В этом союзе родилось восемь детей, но до взрослого возраста дожили только Тимофей (1797–1854 гг.), Иван (1794–1848 гг.), Константин (1798–1885 гг.) и Яков (1804–1858 гг.). Все сыновья впоследствии продолжили отцовское дело.

После кончины Василия всё имущество перешло его вдове, 35-летней Екатерине Никифоровне — промышленник намеренно не стал оформлять завещание на детей, чтобы избежать распрей и разделения капитала. В 1824 г., когда сыновья выросли, она сама поделила деньги между ними.


Тимофей Васильевич Прохоров

Тимофей Васильевич

Тимофей родился 14 февраля 1797 г. в Москве. Он рос болезненным ребёнком, но отличался живым и пытливым умом. Родители обеспечили мальчику хорошее образование и в 13 лет отдали на обучение на ситценабивную фабрику. Этот опыт очень пригодился Тимофею, когда он стал управляющим «Трёхгорной мануфактуры». Впоследствии братья Иван, Константин и Яков тоже вошли в состав руководства семейного предприятия.

Ремесленные училища

Как и отец, Тимофей считал, что необходимо воспитывать собственных специалистов, а не привозить их из-за границы. В 1816 г. он основал при фабрике бесплатную школу для обучения рабочих и их детей. Молодой руководитель считал, что модернизировать производство можно только вместе с образованными людьми.

Впоследствии этот опыт переняли и другие промышленники, открыв подобные школы на своих предприятиях. Когда в 1830 г. в Москве произошла крупная вспышка холеры, Прохоров принял на обучение больше сотни детей-сирот из разных сословий, дав им возможность получить перспективную специальность.

Тимофей даже сам преподавал в школе, проводил со своими учениками нравственные беседы о вреде пьянства, честном труде, милосердии и благопристойном поведении. Если между рабочими происходил конфликт, промышленник часто выступал в роли судьи и миротворца.

Когда Тимофей убедился, что братья смогут справиться с руководством фабрикой и без него, то отошёл от дел — он видел своё предназначение в педагогике. В 1832 г. промышленник отправился в Германию: он изучал, как устроены различные производства, перенимал образовательный опыт.

После возвращения на родину Тимофей Васильевич открыл ещё одно учебное заведение — профессиональное училище, где обучали ситценабивному, столярному и кузнечному делу, резьбе по дереву и металлу. Успешные ученики даже получали стипендию. Ремесленные училища Прохорова обеспечивали специалистами не только «Трёхгорную мануфактуру», но и многие другие предприятия России.

Увлечённость Тимофея и его самоотверженный труд не остались незамеченными — в 1835 г. сам Николай I отметил его заслуги. Промышленник получил от императора благодарность. Другим предпринимателям рекомендовали равняться на Прохорова в деле образования и развития промышленности, а его самого наградили званием мануфактур-советника. Оно давало право на почётное гражданство и другие привилегии, близкие к дворянским.

Фабричные дела

Тимофей Прохоров уделял большое внимание не только обучению рабочих, но и обеспечению их всем необходимым. В период его управления фабрикой строились общежития для сотрудников, были организованы библиотека, театр, детский сад и фельдшерский пункт. Тем, кто не мог работать по болезни, выплачивалось пособие, а старикам — пенсия. Каждой семье полагались отдельная комната и небольшой участок земли для огорода или разведения скота.

Рабочие могли пользоваться всеми социальными благами. Однако Тимофей Васильевич поставил перед ними условие — вести благочестивую жизнь, не пьянствовать и не сквернословить.

Семье Прохоровых принадлежали три фабрики в Москве: ситцевая, кашемировая и бумаготкацкая. Общая численность рабочих на них составляла около 900 человек. Дела промышленников шли успешно: в 1830-х гг. оборот их лавки в торговых рядах Китай-города составлял 1,5 млн руб., а в 1840-х гг. — уже 2,25 млн руб. Ещё три лавки Прохоровы сдавали внаём, что приносило значительный доход.

«Трёхгорная мануфактура» считалась крупнейшим ткацким предприятием страны. Её продукция пользовалась большим спросом — она выпускалась в ограниченном количестве. Узор придумывали художницы, работавшие при фабрике, — каждый рисунок был уникален и имел собственное название (например, «вечерняя заря»). Редко можно было встретить две одинаковые шали, произведённые на знаменитой «Трёхгорной мануфактуре». Ещё одной отличительной чертой таких изделий была бахрома из золотой нити, в которую иногда вплетали колокольчики.

В 1843 г. хозяева фабрики учредили торговый дом «Братья И., К. и Я. Прохоровы». Они закупили новые ткацкие станки, привезли из-за границы современные паровые машины. В 1848 г. «Трёхгорная мануфактура» получила право размещать на продукции государственный герб — знак высокого качества и доверия.


Яков Васильевич Прохоров

Продолжение династии

Иван Яковлевич

После смерти Тимофея и Ивана фабриками занимались братья Константин и Яков, которые до конца жизни оставались в добрых отношениях. Затем управление перешло к сыну Якова, Ивану (1833–1881 гг.), которому на тот момент исполнилось 22 года. Отец и дядя единодушно назначили его руководителем семейного дела.

Молодому хозяину пришлось столкнуться со многими трудностями. Сначала грянул промышленный кризис, а затем на фабрике вспыхнул крупный пожар. Справиться с последствиями этих событий оказалось непросто.

После нескольких лет упорного труда Ивану удалось восстановить семейные предприятия. В 1874 г. он учредил «Товарищество на паях Прохоровской Трёхгорной мануфактуры», капитал которого составлял 1,5 млн руб. В то время на фабрике в год изготовлялось 436 тыс. кусков ткани стоимостью почти 4 млн руб.


Сергей Иванович Прохоров

Сергей Иванович и Николай Иванович

С 1881 г. управление семейными предприятиями перешло к сыновьям Ивана Яковлевича. Николай (1860–1915 гг.) окончил юридический факультет, Сергей (1858–1899 гг.) изучал естественные науки, в том числе в Германии, где в совершенстве овладел красильным делом.

Полученные знания помогли Сергею открыть на базе «Трёхгорной мануфактуры» научную химико-аналитическую лабораторию. Кроме того, на предприятии стали использовать нефть в качестве топлива — владельцы стремились внедрять самые передовые технологии.

Сергей одним из первых в России обратил внимание общества на экологические проблемы. Он поднял вопрос о безопасности сточных вод, заявив, что они нуждаются в очистке. Впоследствии для этих целей на фабрике установили новейшее оборудование.

Под управлением Сергея и Николая производство активно развивалось. Продукцию «Трёхгорной мануфактуры» знали за пределами нашей страны — ткани, платки и шали высоко ценились в европейских и арабских государствах. Они славились высоким качеством и прочностью окраски. Оптовые склады Прохоровых находились не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве.

Сергей был увлечён семейным делом, отдавался ему без остатка. Современники говорили, что он знает всех рабочих фабрики не только в лицо, но и по именам. После его смерти в 1899 г. производственными делами единолично занимался брат Николай, который в 1912 г. получил право на потомственное дворянство за заслуги перед отечеством. Капитал товарищества в 1908 г. составлял 6 млн руб., а в 1914 г. — 8,1 млн руб.

После революции

Николай не застал смены государственного строя в России — он скончался в 1915 г. После него семейным делом руководил сын Иван (1890–1927 гг.), а в 1918 г. все фабрики Прохоровых национализировали.

Потомка промышленной династии решили оставить одним из руководителей стратегически важного предприятия. Однако советская власть неоднократно пыталась избавиться от «капиталиста». Ивана даже приговорили к расстрелу за «растрату социалистической собственности», когда в период острой нехватки денег он выдавал зарплату продукцией. Рабочие заступились за директора, так как хорошо помнили всё то добро, что делали для них Прохоровы. Ивана несколько раз арестовывали, но потом отпускали, а в 1927 г. он скончался — не выдержало сердце.

Репрессиям со стороны большевиков подверглись и другие представители семьи Прохоровых. Младшего брата Ивана, 16-летнего Тимофея Николаевича, арестовали в 1918 г., но, через месяц отпустили из-за отсутствия доказательств антисоветской деятельности. Преследования продолжились, и в 1924 г. его приговорили к ссылке в Соловки.

Тогда же посадили в тюрьму его сестру Татьяну Николаевну. После расследования дела девушку отправили в ссылку в город Александров Владимирской губернии. От переживаний у Тимофея отнялись ноги, однако это не стало основанием для смягчения приговора. После отбытия срока в 1927 г. его отправили на постоянное место жительства к сестре. О дальнейшей его судьбе известно мало.

В 1950 г. арестовали дочь Ивана Николаевича Веру Ивановну. Единственным основанием для этого было её происхождение, хотя формально ей также приписывали антисоветскую деятельность. Женщину на десять лет отправили в исправительно-трудовой лагерь. Родные писали письма в разные инстанции с просьбой изменить приговор, и после смерти Сталина им удалось добиться пересмотра дела — в 1956 г. Веру освободили досрочно.

Фабрики Прохоровых продолжили работать при новой власти: на них выпускали высококачественный текстиль для советских граждан, а в военное время — ткани для обмундирования армии. «Трёхгорной мануфактуре» присвоили имя Ф. Э. Дзержинского, она была ведущим предприятием СССР. В 1980-е гг. фабрика побила рекорд по выпуску тканей — произвела 200 млн метров.

Её приватизировали в 1992 г. и преобразовали в ОАО «Трехгорная Мануфактура». Ткацкое производство перевели в город Гаврилов-Ям Ярославской области, которое и сейчас выпускает продукцию под этой известной маркой.

Цитаты Прохоровых:

«Любите благочестие и удаляйтесь от худых обществ, никого не оскорбляйте и не исчисляйте чужих пороков, а замечайте свои, живите не в богатстве, а для Бога, не в пышности, а в смирении» (В. И. Прохоров).

«Лучшее средство приготовлять мастеровых и честных людей, с детства иметь о них отеческое попечение, и через малолетних приучать к постоянству взрослых» (Т. В. Прохоров).

«Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено, но увеличено не с целью наживы, — богатство ради богатства, — а ради упрочения нажитого и ради ближнего» (Т. В. Прохоров).

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter