Англоязычное заблуждение о том, что кризис по-китайски пишется двумя иероглифами, первый из которых означает «опасность», а второй «возможность», не отменяет того факта, что в кризисные времена всегда кто-то теряет деньги и клиентов, а кто-то пользуется сложившейся ситуацией для развития своего бизнеса. 2021 год не стал исключением. Рассмотрим некоторые отрасли, которые получили прибыль или понесли убытки.
Big Pharma и медтехника
В период пандемии огромные деньги заработали изготовители масок и защитной медицинской одежды, производители аппаратов ИВЛ, аппаратов для обеззараживания воздуха и приборов дистанционного контроля температуры. Выросло производство томографов. Но главный поток заказов достался производителям вакцин от коронавируса. По оценкам, сделанным в первой половине 2021 г., объём рынка вакцин от коронавируса в 2021–2022 гг. может составить около 130 млрд долл.
Рис. 1. Прогноз доходов производителей вакцин. Источник данных: morningstar.com
Однако эта цифра может уменьшиться за счёт того, что ряд компаний продаёт вакцину бедным странам по себестоимости, или возрасти из-за необходимости повторных прививок, а также из-за появления новых штаммов вируса. Это может повлечь необходимость разработки новых вакцин или модификации уже существующих.
Наибольшая выручка от вакцин против коронавируса ожидается у Pfizer Inc. c его европейским партнёром — немецкой корпорацией BioNTech: за 2021 г. ожидалось 25–26 млрд долл., но по уточнённому прогнозу — 33,5 млрд долл. Moderna, вакцину которой международный конгресс в июле 2021 г. признал лучшей, — на втором месте с прогнозом на 2021 г. около 20 млрд долл. Российский Sputnik V, которому в начале года отдавали четвёртое место с результатом 15 млрд долл., по уточнённому прогнозу соберёт 5–7 млрд. При этом распределение доходов между Российским фондом прямых инвестиций и его партнёрами в других странах, которые занимаются производством вакцины, не обнародовалось, и пока неясно, сколько достанется российской стороне.
Онлайн-торговля
Компании Amazon, AliExpress и другие площадки онлайн-торговли получили довольно большую выгоду от локдаунов и самоизоляции: люди вынужденно перешли к онлайн-покупкам и продолжают покупать многие вещи через интернет даже после ослабления ограничений. Рост онлайн-торговли, по данным vc.ru, в 2020 г. составил 44%, а в 2021 г. ожидается на уровне 34%.
Общий объём электронной коммерции в 2021 г. может приблизиться к 5 трлн долл., пока прогноз — 4,921 трлн долл. При этом на Китай придётся 2,8 трлн долл., на США — 800 млрд долл. Суммарно это 19,6% от общего объёма мировых розничных продаж.
Рис. 2. Объёмы онлайн-торговли в 2021 г. Источник данных: oberlo.com
Турбизнес — долги и доходы
Туризм, путешествия и сфера гостеприимства стали одними из наиболее пострадавших секторов экономики в 2020 г. В 2021 г. ситуация улучшилась, но мало. Курорты то открывались, то закрывались из-за эпидемической обстановки. Страны, из которых люди отправлялись на отдых, могли внезапно ввести требование обязательного карантина для возвращающихся (приезжающих) из какой-то конкретной страны. Многие граждане в условиях пандемии охладели к туризму в его прежнем формате.
Для стран, в которых турсектор ориентирован на въездной туризм, это стало серьёзным вызовом. Но Россия неожиданно оказалась в выигрыше: многие россияне, лишённые возможности отдохнуть за границей, сделали выбор в пользу внутреннего туризма, что стало одним из факторов быстрого восстановления российской экономики. Не всем операторам туриндустрии это помогло (кто-то ориентировался исключительно на выездной туризм и пострадал), и не все потраченные «внутренними туристами» деньги можно засчитывать в актив туристической отрасли. Но деньги, которые раньше тратились в ресторанах и магазинах в зарубежных местах отдыха, в этом году были потрачены внутри России, увеличив объём спроса и оживив экономику.
Авиаперевозки и авиастроение
По авиакомпаниям коронавирус ударил едва ли не сильнее, чем по туриндустрии. Пандемия повлекла за собой временное закрытие авиасообщения между многими странами, введение санитарных ограничений по заполняемости салона, подорожание авиакеросина и так далее. Авиакомпании стали сокращать расходы, персонал, ставить на прикол авиалайнеры и даже возвращать их лизинговым компаниям (тем, с которыми договоры лизинга позволяли это сделать без чрезмерных штрафных санкций). Как следствие, продажи авиалайнеров сократились.
При этом лоукостеры, благодаря работе по минимизации издержек, легче пережили удар и даже в чём-то обошли обычных авиаперевозчиков. Это позволило сохранить спрос на пассажирские самолёты. Например, на недавнем авиасалоне в Дубае Airbus подписал контракт с американской лизинговой компанией Air Lease Corporation на приобретение 111 аэробусов разных моделей, а американский инвестфонд Indigo Partners разместил заказ на 225 машин A321neo для компаний-лоукостеров из Венгрии, Мексики, США и Чили. Ещё 28 лайнеров — 20 А320neo и 8 A321neo — будет поставлено кувейтскому лоукостеру Jazeera Airways. Для Airbus это огромный успех, который позволяет практически полностью загрузить производственные линии.
Но в наибольшем выигрыше оказались производители бизнес-джетов. Причём рост заказов вызван не только спросом со стороны достаточно состоятельных клиентов, желающих обзавестись собственным самолётом. Заказчиками стали также компании, которые предоставляют бизнес-джеты в аренду или эксплуатируют их как воздушные такси на фоне взрывного спроса на свои услуги.
С начала пандемии всё больше пассажиров стремятся летать частными самолётами не только из соображений комфорта, но и по другим причинам — например, чтобы избежать переполненных аэропортов или просто добраться туда, куда перестали летать коммерческие авиалинии. В 2021 г. количество часов налёта частными самолётами увеличилось на 50%.
В октябре NetJets, крупнейшая компания, эксплуатирующая бизнес-джеты, заказала 100 шестиместных самолётов Embraer Phenom 300 (в дополнение к уже имеющимся 100). А всего в авиапарке компании более 760 самолётов, и она планирует потратить до конца 2020 г. около 2,5 млрд долл. на его расширение.
В море как в небе
Ситуация с яхтами аналогична ситуации с бизнес-джетами. Возможность свободно и с комфортом перемещаться по миру стала особенно привлекательной для людей во время ограничений.
За первые девять месяцев 2021 г. заказчикам было передано более 200 новых яхт (за тот же период допандемийного 2019 г. — 165 яхт). Ещё около 330 единиц находится на стапелях или спущено на воду, и на них завершается отделка. Окончание работ и передача яхт заказчикам должны состояться до 2023 г.
На крупнейших мировых верфях заказы расписаны на три-пять лет вперёд, а уже побывавшие в эксплуатации лодки, от которых по тем или иным причинам решили избавиться их владельцы, продаются с наценкой.
Растут не только продажи, но и количество сделок по аренде лодок. Ожидается, что объём мирового рынка чартерных яхт, уже в 2020 г. выросший до 11,88 млрд долл., в 2021 г. может составить 12,60 млрд долл., а к 2026 г. — 17,19 млрд долл.
Неожиданный дефицит чипов
В 2020 г. из-за локдаунов в Китае в мире возник дефицит чипов. Ожидания, что он быстро закроется, не оправдались. К 2021 г. проблема только усугубилась, и это отразилось на компьютерной отрасли, игровой индустрии и даже на автопроме. В автомобильной промышленности нехватка полупроводниковых компонентов стала сдерживать выпуск автомобилей, что привело к возникновению очередей на машины, невозможности в ряде случаев выбрать комплектацию и так далее.
В росте цен на видеокарты и их скудном ассортименте виноваты также биткойн, эфир и другие криптовалюты. Сегодня цена на электроэнергию, курс криптовалюты и производительность карты определяют цену, по которой майнеры готовы покупать видеокарты. Себестоимость производства при этом не является определяющим фактором — она заметно меньше.
Рассчитывать на то, что производители видеокарт (чипов для видеокарт) станут разворачивать дополнительные мощности, чтобы устранить дефицит или снизить цены, нельзя, так как им невыгодно вкладываться в расширение производства. Нынешние технологии производства микропроцессоров (8 нанометров) требуют огромных инвестиций в создание производства, и цикл от принятия решения до запуска конвейера — несколько лет. За это время могут произойти многие события. Например, запрет на обращение биткойнов на основных финансовых рынках (в США и ЕС), и тогда на рынок хлынет огромный объём подержанных, но высокопроизводительных видеокарт с закрывающихся майнинговых ферм. Компаниям-производителям лучше подойти к этому моменту без лишних вложений в избыточные мощности.
При этом текущая ситуация производителей чипов и видеокарт в среднесрочной перспективе вполне устраивает. В силу высокого порога входа на рынок, а также криптовалютного риска, они не хотят ставить под удар своё положение на рынке.
Дефицит чипов отразился также и на выходе нового поколения игровых приставок (PlayStation 5, Xbox Series X). Изначально запланированный на осень 2020 г., он совпал по времени с выходом видеокарт новой серии (GeForce 30). В рамках ограниченности производственных мощностей производителей чипов конкуренция между изготовителями видеокарт и видеоигровых приставок привела к обострению дефицита и тех, и других, хотя приставки и не могут использоваться для майнинга.
Удобрения сегодня — продукты завтра
Неприятный удар получило во второй половине 2021 г. сельское хозяйство из-за роста стоимости удобрений. Взлёт цен в этом году снизил покупательную способность аграриев. Текущая стоимость калийных и фосфорных удобрений доступна не всем сельхозпроизводителям, по крайней мере в объёмах, в которых раньше эти удобрения применялись. Причём аналитики прогнозируют продолжение роста цен и на весь 2022 г.
Сегмент азотных удобрений пострадал ещё сильнее из-за резкого удорожания газа. В Великобритании несколько производств оказались на краю банкротства и были остановлены. Есть надежда, что производство будет возобновлено к лету 2022 г., когда цены на газ пойдут вниз. В результате и цена азотных удобрений должна снизиться.
Это может повлиять на производительность сельского хозяйства, в первую очередь растениеводства, в 2022 г. и спровоцировать повышение цен на продукты.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Big Pharma и медтехника
В период пандемии огромные деньги заработали изготовители масок и защитной медицинской одежды, производители аппаратов ИВЛ, аппаратов для обеззараживания воздуха и приборов дистанционного контроля температуры. Выросло производство томографов. Но главный поток заказов достался производителям вакцин от коронавируса. По оценкам, сделанным в первой половине 2021 г., объём рынка вакцин от коронавируса в 2021–2022 гг. может составить около 130 млрд долл.
Рис. 1. Прогноз доходов производителей вакцин. Источник данных: morningstar.com
Однако эта цифра может уменьшиться за счёт того, что ряд компаний продаёт вакцину бедным странам по себестоимости, или возрасти из-за необходимости повторных прививок, а также из-за появления новых штаммов вируса. Это может повлечь необходимость разработки новых вакцин или модификации уже существующих.
Наибольшая выручка от вакцин против коронавируса ожидается у Pfizer Inc. c его европейским партнёром — немецкой корпорацией BioNTech: за 2021 г. ожидалось 25–26 млрд долл., но по уточнённому прогнозу — 33,5 млрд долл. Moderna, вакцину которой международный конгресс в июле 2021 г. признал лучшей, — на втором месте с прогнозом на 2021 г. около 20 млрд долл. Российский Sputnik V, которому в начале года отдавали четвёртое место с результатом 15 млрд долл., по уточнённому прогнозу соберёт 5–7 млрд. При этом распределение доходов между Российским фондом прямых инвестиций и его партнёрами в других странах, которые занимаются производством вакцины, не обнародовалось, и пока неясно, сколько достанется российской стороне.
Онлайн-торговля
Компании Amazon, AliExpress и другие площадки онлайн-торговли получили довольно большую выгоду от локдаунов и самоизоляции: люди вынужденно перешли к онлайн-покупкам и продолжают покупать многие вещи через интернет даже после ослабления ограничений. Рост онлайн-торговли, по данным vc.ru, в 2020 г. составил 44%, а в 2021 г. ожидается на уровне 34%.
Общий объём электронной коммерции в 2021 г. может приблизиться к 5 трлн долл., пока прогноз — 4,921 трлн долл. При этом на Китай придётся 2,8 трлн долл., на США — 800 млрд долл. Суммарно это 19,6% от общего объёма мировых розничных продаж.
Рис. 2. Объёмы онлайн-торговли в 2021 г. Источник данных: oberlo.com
Турбизнес — долги и доходы
Туризм, путешествия и сфера гостеприимства стали одними из наиболее пострадавших секторов экономики в 2020 г. В 2021 г. ситуация улучшилась, но мало. Курорты то открывались, то закрывались из-за эпидемической обстановки. Страны, из которых люди отправлялись на отдых, могли внезапно ввести требование обязательного карантина для возвращающихся (приезжающих) из какой-то конкретной страны. Многие граждане в условиях пандемии охладели к туризму в его прежнем формате.
Для стран, в которых турсектор ориентирован на въездной туризм, это стало серьёзным вызовом. Но Россия неожиданно оказалась в выигрыше: многие россияне, лишённые возможности отдохнуть за границей, сделали выбор в пользу внутреннего туризма, что стало одним из факторов быстрого восстановления российской экономики. Не всем операторам туриндустрии это помогло (кто-то ориентировался исключительно на выездной туризм и пострадал), и не все потраченные «внутренними туристами» деньги можно засчитывать в актив туристической отрасли. Но деньги, которые раньше тратились в ресторанах и магазинах в зарубежных местах отдыха, в этом году были потрачены внутри России, увеличив объём спроса и оживив экономику.
Авиаперевозки и авиастроение
По авиакомпаниям коронавирус ударил едва ли не сильнее, чем по туриндустрии. Пандемия повлекла за собой временное закрытие авиасообщения между многими странами, введение санитарных ограничений по заполняемости салона, подорожание авиакеросина и так далее. Авиакомпании стали сокращать расходы, персонал, ставить на прикол авиалайнеры и даже возвращать их лизинговым компаниям (тем, с которыми договоры лизинга позволяли это сделать без чрезмерных штрафных санкций). Как следствие, продажи авиалайнеров сократились.
При этом лоукостеры, благодаря работе по минимизации издержек, легче пережили удар и даже в чём-то обошли обычных авиаперевозчиков. Это позволило сохранить спрос на пассажирские самолёты. Например, на недавнем авиасалоне в Дубае Airbus подписал контракт с американской лизинговой компанией Air Lease Corporation на приобретение 111 аэробусов разных моделей, а американский инвестфонд Indigo Partners разместил заказ на 225 машин A321neo для компаний-лоукостеров из Венгрии, Мексики, США и Чили. Ещё 28 лайнеров — 20 А320neo и 8 A321neo — будет поставлено кувейтскому лоукостеру Jazeera Airways. Для Airbus это огромный успех, который позволяет практически полностью загрузить производственные линии.
Но в наибольшем выигрыше оказались производители бизнес-джетов. Причём рост заказов вызван не только спросом со стороны достаточно состоятельных клиентов, желающих обзавестись собственным самолётом. Заказчиками стали также компании, которые предоставляют бизнес-джеты в аренду или эксплуатируют их как воздушные такси на фоне взрывного спроса на свои услуги.
С начала пандемии всё больше пассажиров стремятся летать частными самолётами не только из соображений комфорта, но и по другим причинам — например, чтобы избежать переполненных аэропортов или просто добраться туда, куда перестали летать коммерческие авиалинии. В 2021 г. количество часов налёта частными самолётами увеличилось на 50%.
В октябре NetJets, крупнейшая компания, эксплуатирующая бизнес-джеты, заказала 100 шестиместных самолётов Embraer Phenom 300 (в дополнение к уже имеющимся 100). А всего в авиапарке компании более 760 самолётов, и она планирует потратить до конца 2020 г. около 2,5 млрд долл. на его расширение.
В море как в небе
Ситуация с яхтами аналогична ситуации с бизнес-джетами. Возможность свободно и с комфортом перемещаться по миру стала особенно привлекательной для людей во время ограничений.
За первые девять месяцев 2021 г. заказчикам было передано более 200 новых яхт (за тот же период допандемийного 2019 г. — 165 яхт). Ещё около 330 единиц находится на стапелях или спущено на воду, и на них завершается отделка. Окончание работ и передача яхт заказчикам должны состояться до 2023 г.
На крупнейших мировых верфях заказы расписаны на три-пять лет вперёд, а уже побывавшие в эксплуатации лодки, от которых по тем или иным причинам решили избавиться их владельцы, продаются с наценкой.
Растут не только продажи, но и количество сделок по аренде лодок. Ожидается, что объём мирового рынка чартерных яхт, уже в 2020 г. выросший до 11,88 млрд долл., в 2021 г. может составить 12,60 млрд долл., а к 2026 г. — 17,19 млрд долл.
Неожиданный дефицит чипов
В 2020 г. из-за локдаунов в Китае в мире возник дефицит чипов. Ожидания, что он быстро закроется, не оправдались. К 2021 г. проблема только усугубилась, и это отразилось на компьютерной отрасли, игровой индустрии и даже на автопроме. В автомобильной промышленности нехватка полупроводниковых компонентов стала сдерживать выпуск автомобилей, что привело к возникновению очередей на машины, невозможности в ряде случаев выбрать комплектацию и так далее.
В росте цен на видеокарты и их скудном ассортименте виноваты также биткойн, эфир и другие криптовалюты. Сегодня цена на электроэнергию, курс криптовалюты и производительность карты определяют цену, по которой майнеры готовы покупать видеокарты. Себестоимость производства при этом не является определяющим фактором — она заметно меньше.
Рассчитывать на то, что производители видеокарт (чипов для видеокарт) станут разворачивать дополнительные мощности, чтобы устранить дефицит или снизить цены, нельзя, так как им невыгодно вкладываться в расширение производства. Нынешние технологии производства микропроцессоров (8 нанометров) требуют огромных инвестиций в создание производства, и цикл от принятия решения до запуска конвейера — несколько лет. За это время могут произойти многие события. Например, запрет на обращение биткойнов на основных финансовых рынках (в США и ЕС), и тогда на рынок хлынет огромный объём подержанных, но высокопроизводительных видеокарт с закрывающихся майнинговых ферм. Компаниям-производителям лучше подойти к этому моменту без лишних вложений в избыточные мощности.
При этом текущая ситуация производителей чипов и видеокарт в среднесрочной перспективе вполне устраивает. В силу высокого порога входа на рынок, а также криптовалютного риска, они не хотят ставить под удар своё положение на рынке.
Дефицит чипов отразился также и на выходе нового поколения игровых приставок (PlayStation 5, Xbox Series X). Изначально запланированный на осень 2020 г., он совпал по времени с выходом видеокарт новой серии (GeForce 30). В рамках ограниченности производственных мощностей производителей чипов конкуренция между изготовителями видеокарт и видеоигровых приставок привела к обострению дефицита и тех, и других, хотя приставки и не могут использоваться для майнинга.
Удобрения сегодня — продукты завтра
Неприятный удар получило во второй половине 2021 г. сельское хозяйство из-за роста стоимости удобрений. Взлёт цен в этом году снизил покупательную способность аграриев. Текущая стоимость калийных и фосфорных удобрений доступна не всем сельхозпроизводителям, по крайней мере в объёмах, в которых раньше эти удобрения применялись. Причём аналитики прогнозируют продолжение роста цен и на весь 2022 г.
Сегмент азотных удобрений пострадал ещё сильнее из-за резкого удорожания газа. В Великобритании несколько производств оказались на краю банкротства и были остановлены. Есть надежда, что производство будет возобновлено к лету 2022 г., когда цены на газ пойдут вниз. В результате и цена азотных удобрений должна снизиться.
Это может повлиять на производительность сельского хозяйства, в первую очередь растениеводства, в 2022 г. и спровоцировать повышение цен на продукты.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу